Флора Исаева
Проект «Эрьзя — скульптор мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Степан Эрьзя – скульптор мира»
Вид проекта : краткосрочный
по типу: познавательно-развивающий
Объект исследования — жизнь и творчество С. Эрьзи.
Предмет исследования — творчество С. Эрьзи как важнейший аспект культуры мордовского народа
Участники проекта : дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Ты - чародей резца
Ты - славный сын земли
Ты - лучший из эрзян
Я признаюсь в любви
Воспел людей Земли.
Воспел ты свой народ.
И в камне - ты резцом
Свой возвеличил род
Публикация «Проект „Эрьзя — скульптор мира“» размещена в разделах
Мордовию свою
Прославил на весь мир!
На Родину твою
Пришелся славы пир!
/Д. Надькин. /
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем, его достопримечательностями, улицами, на которых проживают дети, с известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о жизни и творчестве известного скульптора Степана Эрьзи, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, родители и дети не владеют информацией о музее, где собраны его работы. Не имея достаточного количества знаний о достопримечательностях и великих людях, прославивших Мордовию, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Актуальность
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии, с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии.
Искусство является основой художественного развития ребенка, важным средством его эстетического воспитания, Искусство окружает ребенка с момента рождения и вводит в мир через систему художественных образов.
Новизна проекта заключается в том, что ознакомление с творчеством С. Эрьзи будет осуществляться через проектную деятельность. Это позволит дополнить традиционную систему работы с детьми по данному направлению.
Цель проекта.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения; использование богатейшего культурного наследия музея им. С. Д. Эрьзя в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста для полноценного развития современного человека, становления его личности, приобщения к культуре родного края.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить с жизнью и творчеством мордовского скульптора С. Д. Эрьзи, со средствами выразительности, используемыми в скульптуре;
- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом известных людей Мордовии;
- способствовать изучению истории музея С. Эрьзя, культуры родного края;
- приобщать детей к нравственным и духовным ценностям.
Развивающие:
- развивать стремление изучать историю родного края, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков.
Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма, гордости за свой народ, уважения и восхищения художественным мастерством великого скульптора;
- прививать любовь к родному краю, народному искусству, труду.
Гипотеза.
Если знакомить детей с жизнью и творчеством мордовского скульптора С. Д. Эрьзи, то это способствует накоплению знаний об историческом и культурном наследии народов Республики Мордовия, проявлению интереса к искусству, к обычаям и традициям своего народа.
Ожидаемый результат.
Знакомство с творчеством всемирно известного скульптора позволит более глубоко познать вид изобразительного искусства скульптуру и развить художественные способности детей, позволит дошкольникам постигать азы художественного мастерства, создавать с помощью пластилина различные образы.
У детей расширится представление об образе человека - великого скульптора Степана Эрьзи, повысится интерес к искусству.
Родители получат возможность принять активное участие в жизни группы, смогут реализовать свои творческие способности.
Для решения поставленных задач используется комплекс методов исследования, среди которых выделяются следующие:
• определение проблемы, выдвижение гипотезы их решения,
• оформление конечных результатов, анализ полученных данных,
• подведение итогов,
• выводы,
• наблюдение,
• анкетирование,
• социологический опрос,
• работа со средствами массовой информации, с литературой.
Словесные: беседа, чтение стихов, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.
Наглядные: рассматривание иллюстраций с изображением скульптур С. Эрьзи, демонстрация презентаций.
Практические: экскурсии, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и викторины.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный.
• Изучение методической литературы.
• Создание развивающей среды.
• Подбор игр и оборудования.
• Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.
• Анкетирование родителей «Представления о жизни и творчестве мордовского скульптора С. Д. Эрьзи».
• Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о жизни и творчестве мордовского скульптора С. Д. Эрьзи.
II этап – основной.
Тематический план работы по ознакомлению детей с жизнью и творчеством мордовского скульптора С. Д. Эрьзи.
Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
Совместные мероприятия с детьми разного возраста.
Экскурсии.
III этап - заключительный.
• Презентация проекта.
• Папка передвижка «Экскурсия по выставке работ – фотографий С. Эрьзи».
• Выставка детских работ и работ родителей.
Перспективный план
Содержание работы Срок Участники Практический выход
«Это интересно» - Биографические моменты из детства скульптора.
Инсценировка 29 января Воспитатель, дети Приложение1
Приложение2
Школьные годы Степана 30 января Воспитатель, дети
Трудовая жизнь скульптора 1 февраля Воспитатель, дети
Знакомство с основным материалом для его работ - породы дерева – квебрахо, альгарробо. 2 февраля Воспитатель, дети
Рассматривание скульптур : Женская фигура
Изображение «Эрзянки»
Портрет «Моисея»
Сказочные образы 6 февраля Воспитатель, дети Экскурсия в музей д/сада
Познакомить со средствами вы-
разительности, используемыми в скульптурах «Тоска», «Горе», «Радость», «Мечты»,
«Спокойствие», «Каприз», «Скорбь»,«Сон», «Ужас». 8 февраля Воспитатель, дети Экскурсия в музей д/сада. Презентация
Лепка фигур детьми.
Работы родителей. 29.01.-09.02. Воспитатель, дети, родители
Чтение и заучивание стихов об С. Эрьзе и его работах. 29.01.-09.02. Воспитатель, логопед, родители, дети Приложение3
Папки передвижки:
«Экскурсия по выставке работ – фотографий С. Эрьзи»,
«Краткие биографические данные»,
Рубрика «Это интересно» 29.01.-09.02. Воспитатель Приложение 4
Показ открытого занятия для родителей «Путешествие по творчеству С. Эрьзи» Май Воспитатель, родители Конспект занятия с презентацией
Приложение5
Задание родителям:
кроссворд «Нефедов»,
викторина «Здравствуйте, Эрьзя» 8 февраля Воспитатель, родители Кроссворд «Нефедов», викторина «Здравствуйте, Эрьзя»
Приложение 6
Экскурсия «Где можно увидеть скульптуры С. Д. Эрьзи». По выбору родителей Воспитатель, родители, дети Поездка в Музей изобразитель-
ных искусств имени С. Д. Эрьзи.
Достигнутые результаты
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей чувств патриотизма с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о жизни скульптора, они проявляют желание сделать поделки из пластилина и глины собственными руками. Лепка как один из видов изобразительного творчества позволил дошкольникам постигать азы художественного мастерства создавать с помощью пластилина или глины объемные фигурки. Детям доставляет радость узнавания реального в художественном образе. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления.
Родители получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы,
смогли реализовать свои творческие способности. Повысился интерес родителей к искусству.
Необходимо нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.
Диагностика
В результате полной реализации проекта и обработки итогов диагностики получены следующие результаты:
• рост познавательной активности детей (биографические данные и знание работ скульптора) повысился на 72 %;
• анализ результатов навыков и умений по лепке показал: среднее развитие у 56% детей, выше среднего у 44% детей;
• повысился уровень художественно – эстетического вкуса детей группы.
Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности, поведения и опыта.
Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми (участвовать в инсценировках, беседовать по слайдам презентации, быть активными собеседниками на занятиях по изучению жизни и творчества скульптора С. Д. Нефедова, заучивать стихи). А с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе темы по лепке, желании рассматривать изображения скульптур, беседовать друг с другом, спорить о увиденном).
Теоретическая значимость
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов и воспитанников, которое предусматривает процесс знакомства детей дошкольного возраста с творчеством выдающегося мордовского скульптора С. Д. Эрьзи. Творчество талантливого скульптора Степана Дмитриевича Нефедова, раскрывая одну из ярчайших страниц искусства, принадлежит к подлинно народным ценностям нашей культуры. Теоретическое значение проекта определяется тем, что его результаты показывают возможности детей старшего дошкольного возраста понимать и осознавать произведения, созданные скульптором и на этой основе, в соответствии с представленной тематикой, создавать работы из пластилина или глины, в которых передаются особенности жанров, художественных образов и выразительных средств.
Вопросы изучения истории родного края, в том числе людей, внесших вклад в развитие родного края, являлись предметом изучения многих известных ученых историков. Теме феномена Эрьзи в мировой культуре посвящено множество научных работ и монографий известных ученых, таких как Кончин Е., Баранова М. Н., Дорфман Н. А., Блинов В. А., Воронина Н., Клюева И. и др.
Практическая значимость
Практическая значимость проекта состоит в том, что его материалы могут быть использованы в практике работы воспитателей на занятиях по лепке, отражая разнообразные средства художественной выразительности, оказывая эмоциональное воздействие на детей. Содержание проекта, определяет тесную связь восприятия произведений искусства, окружающей действительности, детских работ и практической художественной действительности.
Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит интерес родителей к искусству, к труду художников, стремление к поиску все новых и новых проявлений искусства в жизни.
Проведенная работа поможет детям и родителям увидеть необычную выставку работ знаменитого скульптора. Экскурсии в музеи, посещение выставок, просмотр экспозиций, совместная работа с музеями оказывают неоспоримую помощь в приобщении детей и взрослых к истории и культуре родного города, края.
Познавательная значимость
Познавательное значение проекта проявляется в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни конкретных людей и дает обширные знания об их творчестве. Дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведений искусства.
Основным показателем эффективности данного проекта является формирование познавательного интереса детей к искусству, творческой активности, бережного отношения к памятникам культуры, понимания роли искусства в жизни общества, т. е. духовное развитие воспитанников. Главное - воспитать с детства вкус, понимание и жажду общения с подлинным искусством, высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суждений.
Приобщая ребенка к искусству, рассматривая скульптурные образы С. Эрьзи, формируются представления о многообразии народов, можно подвести дошкольников к пониманию того, что наряду с многообразием представлений народов о красоте, определенной разными условиями жизни, существуют и общечеловеческие ценности.
Список использованных материалов
1. Баранова М. Эрьзя. Альбом (второе издание). Саранск, 1989.
2. Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995.
3. Осянина Н. «Десять путешествий скульптора Эрьзи».Саранск, 2008.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 06/2011.
Интернет-ресурсы:
• https://www.argentina,mid.ru/RUS/SobreArgentina/4.html
• https://www.erzya.info/
• https://www.erzia-muzeum.ru
• https://www.megabook.ru/
• https://www.piplz.ru/page-id-105
• https://referat-lib.ru/view/referat-art/105/104711.htm