Юлия Баранова
Проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира»
▼ Скачать + Заказать документы
[«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира"
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско –творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. а овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Детское экспериментирование — путь к познанию мира“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение. Это обучение направлено на развитие творческих способностей детей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Мы, педагоги, должны развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами исследовательской и экспериментальной деятельности детей.
Целью работы педагогов детского сада является формирование знаний об окружающем мире у воспитанников путем детского экспериментирования. Какими бы мы хотели видеть наших выпускников? Способными самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире; принимать активное участие в образовательном процессе.
Во время исследовательского подхода обучение дошкольников идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на расширение активного освоения мира. Детям не сообщаются готовые знания. Педагогами создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
Экспериментальная деятельность закладывает основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Я хотела бы поделиться эффективным методом, который способствует развитию познавательной активности детей в ДОО – это метод детского экспериментирования, который включает в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком.
Целью детского экспериментирования является развитие познавательной активности детей, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.
Задачи, которые ставит педагог при работе над развитием у детей познавательной активности :
• развивать психические процессы (восприятие, воображение, память, мышление);
• обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие; активизировать познавательные интересы детей;
• расширять кругозор и знания детей о неживой и неживой природе, рукотворном мире;
• учить планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Одним из главных этапов этой работы является организация работы по экспериментальной деятельности. В группе мы создали уголок экспериментирования «Юный исследователь». В качестве оборудования использовали микроскопы, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой и песком. Для проведения опытов используем природные материалы разного размера и формы. Материалы, которые находятся в уголке экспериментирования мы распределили по разделам: «Вода, песок, глина», «Волшебные звуки», «Свойства бумаги, ткани», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте.
Развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником знаний и социального опыта. Уголок детского творческого экспериментирования должен быть безопасен для жизни и здоровья детей, доступен, эстетичен и оборудован в соответствии с возрастными особенностями детей.
Спецификация оборудования детского экспериментального уголка для детей дошкольного возраста включает дидактический и стимулирующий компонент. Следующий этап – это план мероприятий с детьми и родителями.
Разработаны и составлены конспекты, детские проекты, фотовыставки, развлечения, праздники по направлениям: неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет, камни; живая природа: многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде; человек: функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства.
План образовательного процесса включает: экспериментальную деятельность; демонстрационные опыты, реализуемые совместно с детьми; познавательные занятия с элементами экспериментирования; долгосрочные наблюдения-эксперименты, план работы с родителями.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций, краткосрочных проектов. Один из которых называется «Детское экспериментирование – путь к познанию мира».
Цель проекта - развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи проекта :
1. Организовать развивающую предметно-пространственную среду.
2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.
3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни.
4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в развивающей предметно-пространственной среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Структура детского экспериментирования включает постановку проблемы, которую необходимо разрешить; целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование); анализ полученных результатов; формулирование выводов.
Также используются различные формы работы: трудовая деятельность; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы, прогулки, экскурсии; дидактические и развивающие игры, упражнения; рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций; праздники и развлечения, конкурсы; проектная деятельность; опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность детей; беседы познавательного характера.
Детское творческое экспериментирование связано со всеми видами деятельности: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений, чтение художественной литературы, что делает педагогический процесс более эффективным.
Правильно организованная творческая экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного и успешного ребенка.
Ожидаемые результаты:
• Проявление интереса к исследовательской деятельности;
• Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
• Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
• Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
• Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
• Развитие коммуникативных навыков.
Список литературы:
1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. -М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.
3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
4. Поддъяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
5. Рыжова Н. А. Волшебница-вода. – М. : линка – пресс, 1997.
6. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком//Обруч, 1997. - №2.
7. Тугушева Г. П., чистякова А. В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика, 2001. - №1.
8. Интернет ресурсы.