Получи документы

Проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира»

Юлия Баранова
Проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира»
▼ Скачать + Заказать документы

Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира"

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско –творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. а овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Публикация «Проект в подготовительной группе „Детское экспериментирование — путь к познанию мира“» размещена в разделах

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение. Это обучение направлено на развитие творческих способностей детей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Мы, педагоги, должны развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами исследовательской и экспериментальной деятельности детей.

Целью работы педагогов детского сада является формирование знаний об окружающем мире у воспитанников путем детского экспериментирования. Какими бы мы хотели видеть наших выпускников? Способными самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире; принимать активное участие в образовательном процессе.

Во время исследовательского подхода обучение дошкольников идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на расширение активного освоения мира. Детям не сообщаются готовые знания. Педагогами создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Экспериментальная деятельность закладывает основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Я хотела бы поделиться эффективным методом, который способствует развитию познавательной активности детей в ДОО – это метод детского экспериментирования, который включает в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком.

Целью детского экспериментирования является развитие познавательной активности детей, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.

Задачи, которые ставит педагог при работе над развитием у детей познавательной активности :

• развивать психические процессы (восприятие, воображение, память, мышление);

• обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие; активизировать познавательные интересы детей;

• расширять кругозор и знания детей о неживой и неживой природе, рукотворном мире;

• учить планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Одним из главных этапов этой работы является организация работы по экспериментальной деятельности. В группе мы создали уголок экспериментирования «Юный исследователь». В качестве оборудования использовали микроскопы, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой и песком. Для проведения опытов используем природные материалы разного размера и формы. Материалы, которые находятся в уголке экспериментирования мы распределили по разделам: «Вода, песок, глина», «Волшебные звуки», «Свойства бумаги, ткани», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте.

Развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником знаний и социального опыта. Уголок детского творческого экспериментирования должен быть безопасен для жизни и здоровья детей, доступен, эстетичен и оборудован в соответствии с возрастными особенностями детей.

Спецификация оборудования детского экспериментального уголка для детей дошкольного возраста включает дидактический и стимулирующий компонент. Следующий этап – это план мероприятий с детьми и родителями.

Разработаны и составлены конспекты, детские проекты, фотовыставки, развлечения, праздники по направлениям: неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет, камни; живая природа: многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде; человек: функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства.

План образовательного процесса включает: экспериментальную деятельность; демонстрационные опыты, реализуемые совместно с детьми; познавательные занятия с элементами экспериментирования; долгосрочные наблюдения-эксперименты, план работы с родителями.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций, краткосрочных проектов. Один из которых называется «Детское экспериментирование – путь к познанию мира».

Цель проекта - развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи проекта :

1. Организовать развивающую предметно-пространственную среду.

2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.

3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни.

4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в развивающей предметно-пространственной среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.

Структура детского экспериментирования включает постановку проблемы, которую необходимо разрешить; целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование); анализ полученных результатов; формулирование выводов.

Также используются различные формы работы: трудовая деятельность; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы, прогулки, экскурсии; дидактические и развивающие игры, упражнения; рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций; праздники и развлечения, конкурсы; проектная деятельность; опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность детей; беседы познавательного характера.

Детское творческое экспериментирование связано со всеми видами деятельности: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений, чтение художественной литературы, что делает педагогический процесс более эффективным.

Правильно организованная творческая экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного и успешного ребенка.

Ожидаемые результаты:

• Проявление интереса к исследовательской деятельности;

• Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

• Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

• Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

• Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

• Развитие коммуникативных навыков.

Список литературы:

1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. -М. : ТЦ «Сфера», 2005.

2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.

3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

4. Поддъяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.

5. Рыжова Н. А. Волшебница-вода. – М. : линка – пресс, 1997.

6. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком//Обруч, 1997. - №2.

7. Тугушева Г. П., чистякова А. В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика, 2001. - №1.

8. Интернет ресурсы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментирование в подготовительной к школе группе «Почему снег белый»Детское экспериментирование в подготовительной к школе группе «Почему снег белый» Если спросить ребёнка: "Какого цвета зима?", то он, не задумываясь, ответит: "Белого". И это правильно, ведь снег - белый, а зимой он повсюду.

Игра — путь к познанию мира Доминникова Татьяна Викторовна Воспитатель МБДОУ «Детский сад»Березка» с. Урожайное» г. Симферополь ИГРА — ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА Дошкольное.

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 "Аленушка" р. п. Кузоватово КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

Педагогический проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Содержание 1.. Актуальность проблемы. 2. Цель и задачи. 3. Программа реализации проекта. 4. Перспективный план работы с детьми 5. Система.

Проект «Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира младшими дошкольниками» Введение Анализ внешней ситуации. Для начала определим содержание используемых терминов. Слово «эксперимент» происходит от греческого слова.

Проект «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в младшей группеПроект «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в младшей группе План по реализации познавательно – исследовательского проекта «Детское экспериментирование - путь к познанию мира» Младшая группа Подготовила:.

Проект «Детское экспериментирование в ДОУ» ПРОЕКТ «Детское экспериментирование в ДОУ» «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способности сами ставить вопросы и получать.

Родительское собрание в подготовительной группе «Экспериментирование — эффективный метод познания окружающего мира» Родительское собрание в подготовительной группе «Экспериментирование — эффективный метод познания окружающего мира» Родительское собрание.

Презентация «Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» «Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша.

Детское экспериментирование. Занятие в старшей группе «Воздушные шары» За основу данного проекта «Воздушные шары» исследовательскую деятельность и детское экспериментирование, так как старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира»
Опубликовано: 25 марта 2018 в 20:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Баранова (УИ 1047503) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД