Ольга Ярошенко
Проект «Экологическое воспитание как средство формирования нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
База внедрения проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Участники : музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, воспитатели, педагог-психолог, учитель- логопед, родители.
Вид проекта :
по направленности: познавательный;
по продолжительности: долгосрочный (сентябрь 2019- май 2020г);
Публикация «Проект „Экологическое воспитание как средство формирования нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
по количеству участников: коллективный
Интеграция проекта реализуется по следующим направлениям:
– социально-личностное;
– познавательно-экологический;
– речевое;
– художественно-эстетическое;
Проблема: поиск эффективных путей для формирования нравственных чувств через экологическое воспитание.
Актуальность проекта :
В нравственном воспитании современных детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать у детей нравственные чувства, воспитывать любовь и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, с животных родного края.
Одним из важных направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Она является неотъемлемой частью окружающей ребёнка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, побуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий.
Непосредственная близость объектов природы даёт возможность показать ребёнку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Ведущим направлением моей педагогической деятельности является экологическое воспитание и тема моего педагогического опыта работы: «Экологическое воспитание как один из важнейших элементов в формировании нравственной культуры личности дошкольников».
Но в современном мире многие родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию своего ребенка. Технический прогресс (компьютеры, гаджеты) забирают все больше и больше времени у взрослых, и все меньше времени остается на общение со своим ребенком, на прогулки с ним. У детей недостаточно сформированы знания о природном мире, который его окружает.
Проведя диагностическую беседу с воспитанниками нашей группы, я отметила для себя, что у многих из ребят недостаточно сформированы экологические знания, выявились низкие показатели по следующим показателям освоения программы:
- познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;
- проявление нравственных качеств во взаимодействии с природой, социальным окружением, соблюдение норм и правил поведения и деятельности в природе.
Всё это меня подтолкнуло к поиску и применению в экологическом воспитании инновационных подходов для формирования нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Так большинство мыслителей и педагогов прошлого предавали большое значение природе, как средству нравственного воспитания детей. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачёва, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры, через познание экологических закономерностей природы.
Программа «Юный эколог».
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» - программа, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.
Экологический подход в ознакомлении детей с природой строится на главной закономерности природы - приспособлении живых организмов к среде обитания.
Основные компоненты программы:
передача ЗНАНИЙ об окружающем мире
формирование ОТНОШЕНИЯ к природе.
Неоценимую помощь в работе оказали следующие пособия: Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений; Соколова Л. А. Экологическая тропа детского сада; Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию; Емельянова М. В Кружок «Юный эколог»; Баринова. Учимся любить природу; Теплюк С. Н. Игры -занятия на прогулке с малышами 2-4 года; Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование; Евтюкова Т. А. Умные вопросы. Викторины для дошкольников; Самойлова З. И, Кастрыкина В. Н., Кобзева Организация деятельности детей на прогулке.
Программа «Наш дом - природа».
Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук).
Основная цель экологической программы «Наш дом - природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Немаловажную роль в формировании у дошкольника духовно- нравственных ориентаций играет национально-региональный компонент.
Н. А. Арапова-Пискарева Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Помогает ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края, приобретать знания о растительном и животном мире, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи. Знакомит с элементарными правилами поведения в природе, ориентирует ребенка на их соблюдение.
С учетом изученного, мной была поставлена цель проекта - разработать систему экологического воспитания для формирования нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1. Изучить и внедрить в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста эффективные современные технологии по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
2. Организовать предметно-развивающую среду, стимулирующую формирования нравственных качеств у детей.
3. Оптимизировать взаимодействие участников образовательного процесса для достижения эффективных результатов по обозначенной теме опыта.
4. Выявить эффективность реализации технологии развивающего обучения для формирования нравственных качеств у старших дошкольников в процессе экологического воспитания.
Новизна: формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным в процессе экологического воспитания.
Предполагаемый результат:
-формирование осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;
-развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- формирование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
- освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом;
- укрепление здоровья, расширение двигательного опыта, повышение уровня физической подготовленности.
План реализации проекта :
1. Организационный этап
Август 2019 г.
Изучение нормативной базы по данному направлению, теоретическое осмысление проекта, анализ условий ДОУ, подбор диагностического инструментария, консультаций для родителей, педагогов ; пополнение библиотеки методической литературы, подбор дидактического материала, разработка перспективно-тематического планирования организации экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста.
сентябрь 2019г.
Внесение дополнений и изменений в рабочую программу воспитателя. Составление примерных занятий по экологии, включающих национально-региональный компонент.
октября 2019г.
Подготовка развивающей среды, дидактического материала, подборка картотеки экологических игр.
2 этап -Основной, практический,
Октябрь 2019- март 2020г
Октябрь 2019:
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Экологическая экскурсия в парк «Деревья нашего парка»
Цель: расширять, пополнять и уточнять знания детей о деревьях, произрастающих в парке, обратить внимание на их состояние (какие деревья повреждены).
Беседа «Как помочь больным деревьям?»
Цель: обсудить с детьми причину, последствие и способ решения проблемы.
Совместная деятельность родителей и детей :
Привлечение родителей к посадке молодых саженцев на месте сухих деревьев.
Работа с педагогами:
Консультация «Экологическое воспитание в ДОУ.»
Ноябрь 2019:
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Просмотр презентации «Люби и знай Донской край»
Цель: познакомить детей с разнообразием растительного мира Донского края, показать его пользу для людей и животных, необходимость его охраны.
Организация выставки книг «Природа вокруг нас»
Цель: познакомить детей с природой родного края, посредством художественной литературы.
Создание фотоальбомов: «Птицы донского края», «Рыбы донских рек», «Растительность родного края»
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе Донского края.
Экскурсия эстетического характера «Уж небо осенью дышало»
Цель: помочь ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивать культуру его чувств.
Организация творческой выставки: «Осенний парк»
Цель: формировать средствами изобразительного искусства чувство любви к родному краю.
Совместная деятельность родителей и детей :
Организация творческой выставки из природного материала «Осенние фантазии».
Работа с педагогами:
Консультация «Роль регионального компонента в нравственном воспитании дошкольников». Круглый стол «Люби и знай Донской край».
Декабрь 2019:
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Наблюдение «Зимнее покрывало»
Цель: обратить внимание на снежный покров. Обойти участок и рассмотреть. Опыты со снегом. Учить детей самостоятельно делать выводы.
Экологическая экскурсия «У леса на опушке»
Цель: сформировать представление о зиме как времени года, научить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в природе. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.
Ситуативная беседа: «Под снегом спит земля, чтоб к лету сил набраться» (наблюдение за почвой).
Цель: Развивать умение самостоятельно делать выводы, анализировать, проводить опыты.
Экологическая акция «Кормушки для пичужки»
Цель: объединить детей и взрослых в желании оказать помощь птицам, и а также привлечь внимание общественность к бережному и доброму отношению людей к природе.
Совместная деятельность родителей и детей :
Привлечение родителей к организации и проведению экологической акции, изготовления кормушек.
Семинар-практикум по совместному изготовлению атрибутов и костюмов к праздничным мероприятиям.
Работа с педагогами:
Семинар-практикум «Экологический мост».
Консультация для педагогов: «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста».
Январь 2020:
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Экспериментальная деятельность: «Снег, лед и вода»
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.
Презентация детского проекта «Почему синички перелетают зимой ближе к жилью человека?»
Цель: развивать интерес к поисковой деятельности, формировать проектно- исследовательские умения и навыки.
Совместная деятельность родителей и детей :
Мастер – класс для родителей
«Экспериментальная деятельность в жизни ребенка»
Работа с педагогами:
Консультация для воспитателей : «Детское экспериментирование на прогулке как средство вовлечения дошкольников в экологическое образовательное пространство в ДОУ».
Февраль 2020:
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Литературная гостиная (конкурс чтецов) «Голоса в зимнем лесу»
Цель: формирование культуры потенциального читателя через приобщение к художественной литературе.
Показ р. н. сказки «Зимовье зверей»
Цель: развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Создание мини- огорода: «Огород на окне»
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Совместная деятельность родителей и детей :
День открытых дверей: «Как мы в садике живем»
Работа с педагогами:
Мастер – класс ««Экспериментальная деятельность:
развитие поисковой и познавательной мотивации»
Март 2020
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Экскурсия в парк «Природа весной. Первоцветы»
Цель: .уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.
Проведение экологической квест- игры «Знатоки природы г. Пролетарска»
Цель: формирование правил поведения в природе через игровые формы.
Акция «Берегите первоцветы»
Цель: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Совместная деятельность родителей и детей :
Привлечь родителей к организации и проведению экологической квест- игры.
Работа с педагогами:
Консультации: «Формирование основ экологической культуры через привитие любви к родному краю»
Апрель 2020
Познавательное развлечение «День Земли»
Цель: побуждать детей проявлять внимание к окружающей среде нашей планеты.
Участие в районной акции «Посади и ты, дерево!»
Цель: пробудить в детях осознанно-правильное отношение к природе, желание предпринимать определенные действия по её сохранению.
Совместная деятельность родителей и детей :
Родительское собрание «Не причиняя вреда природе» (правила поведения в природе)
Совместное участие в районной акции.
Работа с педагогами:
Доклад на педагогическом совете: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой»
3 этап -обобщающий, май 2020
формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным в процессе экологического воспитания.
Диссеминация опыта с педагогами МБДОУ по теме проекта : «Экологическое воспитание как средство формирования нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста».
Виды познавательной деятельности в экологическом воспитании :
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- экологические конкурсы;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- коллекционирование;
- экологические игры (дидактические, имитационные - игры моделирование экосистем, игры путешествия);
- инсценировки экологических сказок.
Методы и приемы, используемые в реализации проекта :
1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр презентаций;
2. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты;
3. Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и/или воспитателя.
Основные формы реализации проекта :
• Беседы и консультации для педагогов.
• Наблюдения
• Экскурсии.
• Чтение художественной литературы о природе.
• Проведение опытов и экспериментов.
• Экологические игры.
• Экологические досуги.
• Экологические акции.
Формы взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта :
• Тренинги;
• Собрания и консультации;
• Педагогические гостиные;
• Ролевые, имитационные игры;
• Совместные досуги, праздники
• Дни открытых дверей
• Выпуск тематических стенгазет
• Семинары -практикумы по совместному изготовлению атрибутов и костюмов к праздничным мероприятиям.
Результаты работы:
1. Детей
Диагностика нравственно-экологическому воспитанию показала, что реализация данного проекта прошла успешно :
- повысился уровень нравственно-экологической культуры у детей;
-дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по охране её;
-развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
2. Педагогов:
-Повысился профессионализм;
-Внедрены новые методы в работе с детьми. Самореализация педагогов
3. Во взаимодействии с родителями была обеспечена положительная динамика формирования нравственной культуры каждого ребенка
4. Для себя же определила ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального развития: самостоятельный творческий поиск профессионально значимой информации и использование собственного опыта в качестве источника обучения.
Литература по обеспечению проектной деятельности :
1. Арапов-Пискарева Н. А.
Мой родной дом. Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2004.-457с.
2. Буре Р. С. Социально - нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М. : Мозаика - Синтез, 2012. 80 с.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. СПб: Питер, 2001. 512 с.
4. Гаврилова Т. П. О воспитание нравственных чувств. М. : 2000. 276 с.
5. Жукова Р. А. Трудовое воспитание. Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. 96с.
6. Залкинд Э. И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. И. Залкинд // Дошкольное воспитание. 2010. №1. 110 – 114 с.
7. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей. СПб. : Питер, 2007. 224 с.
8. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. СПб. : Детство-пресс, 2003. 319 с.
9. Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, изд. 2-е. М., 2001. 349 с.
10. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. № 7. 31-38 с.
11. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников. М. : Мозаика - Синтез, 2002. 119 с.
12. РЫЖОВА Н. А. ПРОГРАММА «НАШ ДОМ — ПРИРОДА» М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. — 192 с. :
13. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Система работы в старшей группе детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2012. 96 с.