МААМ-картинки

Проект «Экологическое воспитание как средство формирования нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста»

Ольга Ярошенко
Проект «Экологическое воспитание как средство формирования нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

База внедрения проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Участники : музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, воспитатели, педагог-психолог, учитель- логопед, родители.

Вид проекта :

по направленности: познавательный;

по продолжительности: долгосрочный (сентябрь 2019- май 2020г);

Публикация «Проект „Экологическое воспитание как средство формирования нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

по количеству участников: коллективный

Интеграция проекта реализуется по следующим направлениям:

– социально-личностное;

познавательно-экологический;

– речевое;

– художественно-эстетическое;

Проблема: поиск эффективных путей для формирования нравственных чувств через экологическое воспитание.

Актуальность проекта :

В нравственном воспитании современных детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать у детей нравственные чувства, воспитывать любовь и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, с животных родного края.

Одним из важных направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Она является неотъемлемой частью окружающей ребёнка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, побуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий.

Непосредственная близость объектов природы даёт возможность показать ребёнку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Ведущим направлением моей педагогической деятельности является экологическое воспитание и тема моего педагогического опыта работы: «Экологическое воспитание как один из важнейших элементов в формировании нравственной культуры личности дошкольников».

Но в современном мире многие родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию своего ребенка. Технический прогресс (компьютеры, гаджеты) забирают все больше и больше времени у взрослых, и все меньше времени остается на общение со своим ребенком, на прогулки с ним. У детей недостаточно сформированы знания о природном мире, который его окружает.

Проведя диагностическую беседу с воспитанниками нашей группы, я отметила для себя, что у многих из ребят недостаточно сформированы экологические знания, выявились низкие показатели по следующим показателям освоения программы:

- познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

- представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;

- проявление нравственных качеств во взаимодействии с природой, социальным окружением, соблюдение норм и правил поведения и деятельности в природе.

Всё это меня подтолкнуло к поиску и применению в экологическом воспитании инновационных подходов для формирования нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Так большинство мыслителей и педагогов прошлого предавали большое значение природе, как средству нравственного воспитания детей. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачёва, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры, через познание экологических закономерностей природы.

Программа «Юный эколог».

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» - программа, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.

Экологический подход в ознакомлении детей с природой строится на главной закономерности природы - приспособлении живых организмов к среде обитания.

Основные компоненты программы:

передача ЗНАНИЙ об окружающем мире

формирование ОТНОШЕНИЯ к природе.

Неоценимую помощь в работе оказали следующие пособия: Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений; Соколова Л. А. Экологическая тропа детского сада; Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию; Емельянова М. В Кружок «Юный эколог»; Баринова. Учимся любить природу; Теплюк С. Н. Игры -занятия на прогулке с малышами 2-4 года; Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование; Евтюкова Т. А. Умные вопросы. Викторины для дошкольников; Самойлова З. И, Кастрыкина В. Н., Кобзева Организация деятельности детей на прогулке.

Программа «Наш дом - природа».

Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук).

Основная цель экологической программы «Наш дом - природа»воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Немаловажную роль в формировании у дошкольника духовно- нравственных ориентаций играет национально-региональный компонент.

Н. А. Арапова-Пискарева Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Помогает ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края, приобретать знания о растительном и животном мире, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи. Знакомит с элементарными правилами поведения в природе, ориентирует ребенка на их соблюдение.

С учетом изученного, мной была поставлена цель проекта - разработать систему экологического воспитания для формирования нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1. Изучить и внедрить в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста эффективные современные технологии по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

2. Организовать предметно-развивающую среду, стимулирующую формирования нравственных качеств у детей.

3. Оптимизировать взаимодействие участников образовательного процесса для достижения эффективных результатов по обозначенной теме опыта.

4. Выявить эффективность реализации технологии развивающего обучения для формирования нравственных качеств у старших дошкольников в процессе экологического воспитания.

Новизна: формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным в процессе экологического воспитания.

Предполагаемый результат:

-формирование осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;

-развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- формирование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

- освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом;

- укрепление здоровья, расширение двигательного опыта, повышение уровня физической подготовленности.

План реализации проекта :

1. Организационный этап

Август 2019 г.

Изучение нормативной базы по данному направлению, теоретическое осмысление проекта, анализ условий ДОУ, подбор диагностического инструментария, консультаций для родителей, педагогов ; пополнение библиотеки методической литературы, подбор дидактического материала, разработка перспективно-тематического планирования организации экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста.

сентябрь 2019г.

Внесение дополнений и изменений в рабочую программу воспитателя. Составление примерных занятий по экологии, включающих национально-региональный компонент.

октября 2019г.

Подготовка развивающей среды, дидактического материала, подборка картотеки экологических игр.

2 этап -Основной, практический,

Октябрь 2019- март 2020г

Октябрь 2019:

Образовательная деятельность с воспитанниками :

Экологическая экскурсия в парк «Деревья нашего парка»

Цель: расширять, пополнять и уточнять знания детей о деревьях, произрастающих в парке, обратить внимание на их состояние (какие деревья повреждены).

Беседа «Как помочь больным деревьям?»

Цель: обсудить с детьми причину, последствие и способ решения проблемы.

Совместная деятельность родителей и детей :

Привлечение родителей к посадке молодых саженцев на месте сухих деревьев.

Работа с педагогами:

Консультация «Экологическое воспитание в ДОУ

Ноябрь 2019:

Образовательная деятельность с воспитанниками :

Просмотр презентации «Люби и знай Донской край»

Цель: познакомить детей с разнообразием растительного мира Донского края, показать его пользу для людей и животных, необходимость его охраны.

Организация выставки книг «Природа вокруг нас»

Цель: познакомить детей с природой родного края, посредством художественной литературы.

Создание фотоальбомов: «Птицы донского края», «Рыбы донских рек», «Растительность родного края»

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе Донского края.

Экскурсия эстетического характера «Уж небо осенью дышало»

Цель: помочь ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивать культуру его чувств.

Организация творческой выставки: «Осенний парк»

Цель: формировать средствами изобразительного искусства чувство любви к родному краю.

Совместная деятельность родителей и детей :

Организация творческой выставки из природного материала «Осенние фантазии».

Работа с педагогами:

Консультация «Роль регионального компонента в нравственном воспитании дошкольников». Круглый стол «Люби и знай Донской край».

Декабрь 2019:

Образовательная деятельность с воспитанниками :

Наблюдение «Зимнее покрывало»

Цель: обратить внимание на снежный покров. Обойти участок и рассмотреть. Опыты со снегом. Учить детей самостоятельно делать выводы.

Экологическая экскурсия «У леса на опушке»

Цель: сформировать представление о зиме как времени года, научить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в природе. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

Ситуативная беседа: «Под снегом спит земля, чтоб к лету сил набраться» (наблюдение за почвой).

Цель: Развивать умение самостоятельно делать выводы, анализировать, проводить опыты.

Экологическая акция «Кормушки для пичужки»

Цель: объединить детей и взрослых в желании оказать помощь птицам, и а также привлечь внимание общественность к бережному и доброму отношению людей к природе.

Совместная деятельность родителей и детей :

Привлечение родителей к организации и проведению экологической акции, изготовления кормушек.

Семинар-практикум по совместному изготовлению атрибутов и костюмов к праздничным мероприятиям.

Работа с педагогами:

Семинар-практикум «Экологический мост».

Консультация для педагогов: «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста».

Январь 2020:

Образовательная деятельность с воспитанниками :

Экспериментальная деятельность: «Снег, лед и вода»

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.

Презентация детского проекта «Почему синички перелетают зимой ближе к жилью человека?»

Цель: развивать интерес к поисковой деятельности, формировать проектно- исследовательские умения и навыки.

Совместная деятельность родителей и детей :

Мастер – класс для родителей

«Экспериментальная деятельность в жизни ребенка»

Работа с педагогами:

Консультация для воспитателей : «Детское экспериментирование на прогулке как средство вовлечения дошкольников в экологическое образовательное пространство в ДОУ».

Февраль 2020:

Образовательная деятельность с воспитанниками :

Литературная гостиная (конкурс чтецов) «Голоса в зимнем лесу»

Цель: формирование культуры потенциального читателя через приобщение к художественной литературе.

Показ р. н. сказки «Зимовье зверей»

Цель: развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Создание мини- огорода: «Огород на окне»

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Совместная деятельность родителей и детей :

День открытых дверей: «Как мы в садике живем»

Работа с педагогами:

Мастер – класс ««Экспериментальная деятельность:

развитие поисковой и познавательной мотивации»

Март 2020

Образовательная деятельность с воспитанниками :

Экскурсия в парк «Природа весной. Первоцветы»

Цель: .уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

Проведение экологической квест- игры «Знатоки природы г. Пролетарска»

Цель: формирование правил поведения в природе через игровые формы.

Акция «Берегите первоцветы»

Цель: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Совместная деятельность родителей и детей :

Привлечь родителей к организации и проведению экологической квест- игры.

Работа с педагогами:

Консультации: «Формирование основ экологической культуры через привитие любви к родному краю»

Апрель 2020

Познавательное развлечение «День Земли»

Цель: побуждать детей проявлять внимание к окружающей среде нашей планеты.

Участие в районной акции «Посади и ты, дерево!»

Цель: пробудить в детях осознанно-правильное отношение к природе, желание предпринимать определенные действия по её сохранению.

Совместная деятельность родителей и детей :

Родительское собрание «Не причиняя вреда природе» (правила поведения в природе)

Совместное участие в районной акции.

Работа с педагогами:

Доклад на педагогическом совете: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой»

3 этап -обобщающий, май 2020

формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным в процессе экологического воспитания.

Диссеминация опыта с педагогами МБДОУ по теме проекта : «Экологическое воспитание как средство формирования нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста».

Виды познавательной деятельности в экологическом воспитании :

- экологические занятия;

- экологические экскурсии;

- уроки доброты;

- экологические конкурсы;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- коллекционирование;

- экологические игры (дидактические, имитационные - игры моделирование экосистем, игры путешествия);

- инсценировки экологических сказок.

Методы и приемы, используемые в реализации проекта :

1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр презентаций;

2. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты;

3. Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и/или воспитателя.

Основные формы реализации проекта :

• Беседы и консультации для педагогов.

• Наблюдения

• Экскурсии.

• Чтение художественной литературы о природе.

• Проведение опытов и экспериментов.

Экологические игры.

Экологические досуги.

Экологические акции.

Проектная деятельность.

Формы взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта :

• Тренинги;

• Собрания и консультации;

• Педагогические гостиные;

• Ролевые, имитационные игры;

• Совместные досуги, праздники

• Дни открытых дверей

• Выпуск тематических стенгазет

• Семинары -практикумы по совместному изготовлению атрибутов и костюмов к праздничным мероприятиям.

Результаты работы:

1. Детей

Диагностика нравственно-экологическому воспитанию показала, что реализация данного проекта прошла успешно :

- повысился уровень нравственно-экологической культуры у детей;

-дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по охране её;

-развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

2. Педагогов:

-Повысился профессионализм;

-Внедрены новые методы в работе с детьми. Самореализация педагогов

3. Во взаимодействии с родителями была обеспечена положительная динамика формирования нравственной культуры каждого ребенка

4. Для себя же определила ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального развития: самостоятельный творческий поиск профессионально значимой информации и использование собственного опыта в качестве источника обучения.

Литература по обеспечению проектной деятельности :

1. Арапов-Пискарева Н. А.

Мой родной дом. Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2004.-457с.

2. Буре Р. С. Социально - нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М. : Мозаика - Синтез, 2012. 80 с.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. СПб: Питер, 2001. 512 с.

4. Гаврилова Т. П. О воспитание нравственных чувств. М. : 2000. 276 с.

5. Жукова Р. А. Трудовое воспитание. Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. 96с.

6. Залкинд Э. И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. И. Залкинд // Дошкольное воспитание. 2010. №1. 110 – 114 с.

7. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей. СПб. : Питер, 2007. 224 с.

8. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. СПб. : Детство-пресс, 2003. 319 с.

9. Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, изд. 2-е. М., 2001. 349 с.

10. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. № 7. 31-38 с.

11. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников. М. : Мозаика - Синтез, 2002. 119 с.

12. РЫЖОВА Н. А. ПРОГРАММА «НАШ ДОМ — ПРИРОДА» М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. — 192 с. :

13. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Система работы в старшей группе детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2012. 96 с.

Публикации по теме:

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Поэтому знакомство с природой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экологическое воспитание как средство формирования нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 31 марта 2021 в 23:00
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Экологическое воспитание как средство формирования нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ярошенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД