Наталья Николаевна
Проект «Вторичное использование бумажного сырья — сохранение лесного богатства»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Вторичное использование бумажного сырья –
сохранение лесного богатства»
Проблема
В группе каждый день скапливается много бумаги с детскими рисунками, остатки цветной бумаги после аппликации и т. д. и я задала детям вопросы «Что можно сделать с бумагой, чтобы не выбрасывать ее, и зачем нужно беречь бумагу?».
Актуальность
Публикация «Проект „Вторичное использование бумажного сырья – сохранение лесного богатства“» размещена в разделах
- Дикие животные. Проекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Поделки из бумаги
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Темочки
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему – актуальная проблема современности. Жизнь современного человека без бумаги была бы неполноценной. Бумага – предмет хорошо знакомый дошкольникам. Она везде и всюду сопровождает нас. Современный человек не мыслит себя без нее. Мы пишем, читаем, режем, рисуем, разглядываем картинки. Как известно, чтобы иметь на столе красивые учебники, тетради, интересные книги, альбомы и другие предметы из бумаги, необходимо загубить много деревьев. Леса – это богатство нашего края. Здоровье человека и его благополучие во многом зависят от мер сохранения и возобновления лесных массивов. Чтобы сохранить лес, дать ему время на полноценное восстановление, необходимо экономить и вторично перерабатывать бумагу и картон.
Объект исследования: дети подготовительной группы.
Предмет исследования: познавательная деятельность детей.
Цель проекта:
Развитие любознательности и позитивной мотивации, формирование познавательных действий, экологической культуры, экономного, бережного отношения к изделиям из бумаги и картона у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Образовательные:
- познакомить детей с историей создания бумаги, с процессом создания бумаги в настоящее время и вторичной переработки бумажного сырья;
- обобщить знания детей о бумаге и картоне, их видах и свойствах;
- продолжать формировать представления о дереве, его качествах и свойствах, о роли леса в жизни человека;
- познакомить детей с изготовлением бумаги из старых газет в условиях детского сада;
- провести социологический опрос родителей, чтобы выявить осведомленность взрослых об использовании вторичного бумажного сырья;
Развивающие:
- способствовать развитию практических исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста;
- способствовать взаимодействию родителей и детей в творческой деятельности в ходе проекта.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к лесному богатству нашего края, интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Гипотеза: если целенаправленно знакомить детей с этапами вторичной переработки бумаги, то дети будут бережнее относиться к природе леса, к изделиям из бумаги и картона.
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный этап.
В ходе организационного этапа был произведен анализ проблемы проекта, были поставлены цель и задачи, определены актуальность и значимость проекта. Совместно с детьми был разработан поэтапный план проекта (с помощью наводящих вопросов).
На данном этапе происходил подбор методической литературы по тематике проекта, подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2. Практический этап.
Планирование деятельности.
В ходе этого этапа с детьми было проведено познавательное занятие «Волшебный мир дерева» (Приложение 1). На занятии дети через опыты расширили своё представление о дереве, его качествах и свойствах.
Детям задан был вопрос: «Что можно сделать из дерева?» Было много вариантов ответа, но был и такой ответ «Из дерева можно сделать бумагу». И тут у ребят возник вопрос: «Как так из дерева получается бумага?». Чтобы ответить на этот вопрос, мы сначала просмотрели презентацию «История возникновения бумаги» (Приложение 2). Дети наглядно увидели поэтапное появление бумаги, начиная с пещерных рисунков до современной бумаги. И сделали вывод, что на камнях, на бересте, на коже писать было трудно и неудобно, чем на современном листе бумаги.
С помощь опытов, проведенных на познавательном занятии «Виды и свойства бумаги и картона» (Приложение 3, старшие дошкольники познакомились с разными видами бумаги и картона. В ходе самостоятельного исследования свойств бумаги и картона дети пришли к выводу, что изделия из бумаги и картона требуют бережного к себе отношения.
В результате просмотра презентации «Производство бумаги в настоящее время» (Приложение 4) старшие дошкольники познакомились с изготовлением бумаги на фабрике, увидели, что на изготовление бумаги срубается много деревьев. Ребята сделали вывод, что чтобы сохранить деревья, надо бережно и экономно относится к бумаге.
Дальше детям был показан видеоролик о переработки использованной бумаги (макулатуры) на перерабатывающей фабрике. Дети наглядно увидели, что из старой ненужной бумаги с помощью специальных машин получилась новая, чистая бумага.
После просмотра презентации и видеоролика, мы задумались: чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Не может ли так случиться, что все деревья в лесу срубят? Чтобы такого не случилось, бумагу надо беречь.
Старшим дошкольником было предложено самим попробовать из старых газет изготовить бумагу.
В ходе практической работы «Изготовление бумаги в условиях детского сада»(Приложение 5) ребята сами рвали на мелкие кусочки старые газеты, замачивали в воде, размешивали и получили кашицу (пульпу) серого цвета, а с помощью гуаши и зеленки цветную пульпу. Затем пульпу высушили и получили бумагу. Дети были очень довольные, гордые, что сами изготовили бумагу. Из полученной бумаги дошкольники изготовили аппликацию «Природа».
С детьми из пустых коробок, которые выбрасываются, сделали различные поделки: танки (из спичечных коробков, машинки (из различных коробок, ёжика и гусеницу (из лотков от яиц).
3. Заключительный этап.
Продуктом проекта стали выставки: коллективной аппликации из сделанной бумаги – «Природа», поделок из ненужных коробок, плакатов «Берегите лес».
Результат:
По всей проделанной работе были сделаны следующие выводы:
1. Мы изучили историю возникновения бумаги, с помощью презентации познакомились с технологией производства бумаги на целлюлозно-бумажной фабрике. После просмотра многие ребята усвоили, что чтобы изготовить бумагу требуется много деревьев.
2. Изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в условиях детского сада. Используя старые газеты, нам удалось получить бумагу, а при помощи гуаши и зеленки получить бумагу разного цвета.
Таким образом, дети познакомились с изготовлением бумаги в условиях детского сада. Полученную бумагу можно использовать для детского творчества, что позволит сэкономить природные ресурсы нашей страны.
Рефлексия:
Из проделанной работы дети узнали, откуда взялась бумага, как её изготавливают на фабриках, как из макулатуры на перерабатывающей фабрике делают новую бумагу. Самым интересным для старших дошкольников стало самим изготовить бумагу и потом сделать аппликацию.
Прогноз возможных негативных последствий:
Мы предполагали, что могла бы не получиться бумага. Если бы это случилось, стали бы искать другой способ.
Список литературы:
1. Грицак Е., М. Ткач. История вещей от древности до наших дней. Москва, «Рипол Классик» 2003.
2. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Бумага. - СПб. : Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2009.
3. Энциклопедия «Вопросы и ответы». Москва. 1999г.
4. Яковлев Н. Ю. «Слово о бумаге». Москва. 1988г.
5. Интернет-сайты: https://www.youtube.com ; http://nsportal.ru ; http://www.maam.ru .
Приложение 1
Конспект познавательного занятия «Волшебный мир дерева»
Цель: расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий; учить делать выводы о свойствах дерева.
2. Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.
3. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Предварительная работа:
- наблюдение на прогулке за деревьями;
- в совместной деятельности: отгадывание загадок о деревьях и предметах из дерева.
Используемое оборудование: деревянные брусочки на каждого; краски и кисточка; емкость с водой; коробка с карандашами; спички для воспитателя.
Ход занятия:
1. Орг. Момент. Мотивация.
- Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, хотите на некоторое время превратиться в сыщиков?
дети: Хотим, а что мы будем делать?
2. Основная часть.
Воспитатель: Сначала найдите ответы на вопрос: " Что в этой коробке?"
Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, обнаружила возле двери вот эту коробку. На ней надпись: " Открыть любознательным детям»
Как узнать, что находиться коробке? (посмотреть)
А если не смотреть, каким ещё способом можно узнать? (потрогать, понюхать, определить по звуку)
(Дети ощупывают, нюхают, стучат по предметам, которые находятся в коробке и, наконец, делают вывод, что там лежат карандаши)
Воспитатель: Из чего сделаны карандаши? (из дерева)*
А где растут деревья? (в лесу) Слайд№1
Что такое лес? (место, где растут деревья, кустарники, травы, цветы, живут множество животных)
Воспитатель: А вы знаете названия деревьев? (да)
Сейчас мы проверим какие деревья вы знаете. Я вам буду показывать слайды-картинки с изображение дерева, а вы называйте его.
(слайд № 2 берёза, слайд №3 - клён, слайд № 4 - сосна, слайд №5 – ель, слайд №6 - дуб)
Воспитатель: Но деревья не все одинаковые: у них разные стволы, разные листья, а некоторые покрыты иголками вместо листьев. Если деревья покрыты листьями, то они (лиственные).
- А если деревья покрыты иголками, то они. (хвойные)
- Назовите хвойные деревья (сосна, ель)
- Назовите лиственные деревья. (липа, клён, берёза).
- Для чего нужны деревья, чем они полезны?
Дети: Они очищают воздух, пополняют его кислородом, украшают природу.
Воспитатель:- А чем дерево может помочь человеку? Что из него можно изготовить?
Дети:- Из дерева делают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, строят дома, делают бумагу. (слайд № 7)
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся на коврик)
Воспитатель: Давайте проведем несколько опытов с деревом.
Опыт 1
(Рассматриванием предметы сквозь деревянный брусок)
Вывод: Дерево не прозрачное.
Опыт 2
(трогаем рукой)
Вывод: дерево не гладкое, шероховатое,
Опыт 3 Берем деревянный спиленный кружочек и опускаем в емкость с водой.
Вывод: Дерево плавает.
Опыт 4
Берем кисть и краски и красим деревянный брусочек.
Вывод: Дерево хорошо окрашивается.
Опыт 5
А из чего сделаны спички? (Из дерева). Следующий опыт проведу я, а вы сделайте вывод: каким еще свойством обладает дерево. (Воспитатель поджигает спичку и показывает, как быстро сгорает дерево.)
Вывод: дерево горит.
Показать знак: - Ребята, а кто знает, что означает этот знак?
(«Нельзя играть со спичками»)
Рефлексия.
Ребята, назовите все свойства дерева, которые мы с вами сегодня узнали.
Дети: Дерево не тонет в воде, не прозрачное, хорошо окрашивается, оно хорошо горит.
Воспитатель: Вы ребята, настоящие сыщики, даже не сыщики, а следопыты! Вы проделали ряд опытов и пришли к очень важным выводам, изучив свойства дерева.
* - в скобочках указаны ответы детей
Приложение 2
Описание слайдов к презентации «История возникновения бумаги»
Слайд 1
История возникновения бумаги
Слайд 2
Задолго до появления бумаги…
В древности люди выдалбливали надписи на камнях, делали наскальные рисунки.
Слайд 3
Глиняные дощечки.
Раньше в Греции писали на сырых глиняных плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой.
Слайд 4
Папирус.
Как же его изобрели? В Египте на берегах реки Нила было найдено растение-папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку. Длина такой книги была 100 шагов.
Слайд 5
Растение – папирус.
Слайд 6
Пергамент
В Пергамии придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Из чего его делали? (Его делали из шкур телят и овец)
Слайд 7
Стоил пергамент дороже папируса, т. к. приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома. На что она была похожа? Книга напоминала сундук.
Слайд 8
Береста.
Наши русские предки в то время писали на бересте. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги. Как вы думаете, чем писали? Процарапывали костяным или железным писалом.
Слайд 9
Изображение надписи на бересте
Слайд 10
Изображение надписи на бересте
Слайд 11
Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем очень было просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику, что мы обязательно сделаем в следующий раз.
Приложение 3
Конспект познавательно-исследовательского занятия
«Виды бумаги и картона, их свойств»
Цель: расширить и закрепить представления о видах и свойствах бумаги и картона.
Задачи:
1. Уточнять и расширять представления детей о бумаге и картоне, разных их видах, качествах и свойствах;
2. Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой и картоном различных действий (мнется, рвется, впитывает воду).
3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережное отношение к бумаге, картону и деревьям.
Оборудование: перед каждым ребенком на столе лежит: кусочек салфетки, альбомной бумаги, картона.
Виды бумаги и картона (салфеточная бумага, типографская, бархатная бумага; цветной картон, картон для изготовления коробок).
Ёмкость с водой.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Отрывок стихотворения «Бумага» С. Михалкова:
Простой бумаги
Свежий лист,
Ты бел, как мел.
Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука!
Чем станешь ты?
Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
В: Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
2. Основная часть.
- Я хочу пригласить вас в мир бумаги. Хотите его посетить?
- Скажите, пожалуйста, что делают из бумаги? (Альбомы, книжки, газеты, салфетки, коробки, раскраски).
- Я буду сейчас вам показывать разные виды бумаги и картона, а вы называйте: альбомная, цветная, газета, плакат, обои, тетрадная, для изготовления коробок. А сейчас задание будет ещё труднее – я буду вас по очереди приглашать, а вы должны будете угадать, что это за бумага на ощупь, с закрытыми глазами! А остальные должны будут молчать, не подсказывать.
(Дети на ощупь определяют бархатную, типографскую, салфеточную бумагу и описывают свои тактильные ощущения: бумага мягкая, нежная, тонкая, рвется – салфетка; жесткая, шершавая, плохо сминается – картон; жесткая, но бархатистая, приятная на ощупь – бархатная, упаковочный картон – твёрдый, толстый).
- Молодцы, ребята! Все виды бумаги отгадали!
- А сейчас давайте узнаем, какими свойствами обладает бумага. Для этого мы с вами проведём несколько опытов.
- Назовите виды бумаг, которые лежат перед вами. (Салфеточная бумага, альбомная и картон).
Опыт 1. Сомните салфеточную, альбомную бумагу и картон. Какой вывод вы можете сделать?
Вывод детей: бумага мнётся. Больше всего и легче помялась салфеточная бумага, чем картон.
Почему? (салфеточная бумага тоньше, чем картон и альбомная бумага)
Опыт 2. Разорвите все кусочки по очереди. Что можете сказать?
Вывод детей: Больше усилий мы прилагали, когда разрывали картон, а салфетку рвали очень легко.
Опыт 3. Опустили бумагу и картон в воду.
Вывод детей: Быстрее намокла салфетка. Картон намокал дольше. Любая бумага намокает.
Опыт 4. Подуйте на бумагу и картон. Что удалось сдуть первым? Почему?
Вывод детей: первой улетела салфеточная бумага, потому что она легче. А картон самым последним, потому что он тяжелый.
Рефлексия.
- Ребята, давайте сделаем вывод. Скажите, какая бумага? (Бумага – гладкая, тонкая, картон – толстый. Тонкую бумагу легче смять и разорвать, чем толстую. Любая бумага боится воды.)
- Ребята, вы сегодня узнали много нового о бумаге и ее свойствах. Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.
Приложение 4
Описание слайдов к презентации «Производство бумаги в настоящее время»
Слайд 1
Производство бумаги в настоящее время.
Слайд 2
Производят бумагу на целлюлозно- бумажных заводах
Слайд 3
Сначала нужно заготовить древесину, спилить множество деревьев.
Слайд 4
Бревна привозят на завод.
Слайд 5
Из брёвен получают щепу – мелкие щепки, затем её варят в специальном растворе.
Слайд 6
Получается кашица, ее отжимают и подают на бумагоделательную машину. Кашица распределяется, сушится, гладится.
Слайд 7
Готовая бумага накручивается на огромные валы.
Слайд 8
Наматываются огромные рулоны бумаги.
Слайд 9
Потом режется на листы и складывается в пачки. Бумага готова!
Слайд 10
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
Слайд 11
В нашей жизни бумага встречается повсюду, используется повсеместно.
Слайды 12 – 21 Виды бумаги
Слайд 22 – 23 Что здесь лишнее?
Слайд 24
Деревья - важная часть природы. Они украшают нашу планету!
Слайд 25
Лес-дом для многих животных и птиц.
Слайд 26
Деревья очищают наш воздух!
Слайд 27
Надо экономно использовать бумагу, чтобы сберечь деревья. Из использованной бумаги (ее называют макулатурой) можно снова сделать бумагу. Так мы сохраним жизнь множеству деревьев в наших лесах.
Приложение 5
Практическая работа «Изготовление бумаги в условиях детского сада»
Цель: Получить бумагу в условиях детского сада из использованных газет.
Для реализации поставленной цели были проведены опыты.
Опыт №1.
Чтобы получить бумагу в ДОУ из использованных старых газет, была применена следующая методика.
Что делать:
1. Разорвать бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставьте на ночь.
2. Добавить большое количество воды и размять руками бумагу так, чтобы можно было различить мелкие кусочки или волокна бумаги. Сделать, таким образом, пульпу.
3. Натянуть на поддон одну штанину колготок. Концы завязать.
4. На приготовленную рамку не отжимая воду, положить пульпу.
5. Дать течь с пульпы и поставить сушить.
6. Через несколько часов лист бумаги высохнет. Аккуратно отделить его от рамки.
Вывод: Первый опыт был проведён со старыми газетами. В результате получилась бумага серого цвета, хрупкая, ломающая и тонкая. Полученную бумагу можно использовать для детского творчества.
Опыт №2. Получение цветной бумаги.
Для того, чтобы получить цветную бумагу, было применено окрашивание ранее полученной пульпы красителем (зеленка, гуашь).
Вывод: была получена цветная бумага. Такую бумагу можно использовать для детского творчества.