Назарова Галина Александровна
Проект «Воспитываем патриотов» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
2019 г
Проект «Воспитываем патриотов» в старшей группе 2019г.
Актуальность темы:
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
Публикация «Проект „Воспитываем патриотов“ в старшей группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2019
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу.
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому,
природе, культуре малой Родины. Знакомство подрастающего поколения с родным краем: с историко - культурными,
национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им
стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона “Об образованиив Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало
знакомство обучающихся с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на:
1. Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
2. Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Таким образом, применительно к ребенку 5-6 лет, определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села, Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.
Тема проекта :
«Воспитываем патриотов»
Проблемное поле проекта :
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Дети имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта :
Игровые
Проблемно – поисковые
Познавательно – исследовательский
Информационно – коммуникативные технологии
Технология сотрудничества
Художественное слово
Срок реализации:
Краткосрочный
Цель проекта :
Познакомить детей с родным районом, посёлком и его достопримечательностями.
Задачи проекта :
1. Формировать представления детей о ориентировке на улицах села, соблюдению правил безопасного передвижения по селу.
2. Реализовать потребность детей старшего дошкольного возраста в экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
3. Развивать интерес и любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
№ Основные виды деятельности детей, организуемые педагогом. Дни недели
понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 ООД Изобразительная деятельность.
(Художественно-эстетическое развитие) «Мои детский сад» Художественная деятельность.
(Художественно-эстетическое развитие).
(аппликация)
«Природа нашего края»
Развитие речи.
(Речевое развитие).
«История возникновения села Сакмара» Развитие речи.
(Речевое развитие)
«Моя Родина- Россия» Изобразительная деятельность.
(Художественно –эстетическое развитие).
«Моя семья»
2 Наблюдения (экскурсии, прогулки) «К русской берёзке» (Приложение) Экскурсия к памятнику Чердинцев В. М
Экскурсия к памятнику Ленина
«К памятнику воинам павшим в ВОВ»
3 Рассказывание Беседа «История возникновения села Сакмара» Беседа «О великой отечественной войне»
4 Чтение художественной литературы А. Чибилёв
«Природное наследие Оренбургской области». Марков Н. И.
«На сакмарских берегах» • П. Чекмезов
• «История,
• дошедшая до
• нас»
5 Экспериментирование
коллекционирование Картотека опыт
6 Игры (настольно- печатные и дидактические) Настольные игры: Лото «Народные промыслы», познавательная игра «Животный мир нашего края», развивающая игра Дидактические игры:
«Герб города», «Назови улицы нашего села». Подвижные игры: «Поезд», «Будь внимательным», «Птицы и автомобиль», «Ждут нас быстрые ракеты». Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Почта», «Дочки-матери» Д/и «Флаг России», «Расскажи где ты живёшь».
Художественно- творческая деятельность.
Рисование «Мой детский сад»
«Моя семья»
Аппликация «Природа нашего края»
Планируемые результаты:
Формированы представления детей о ориентировке на улицах села, соблюдению правил безопасного передвижения по селу.
Реализована потребность детей старшего дошкольного возраста в экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Развивать интерес и любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Сценарий совместной деятельности по решению задач:
Дети старшей группы Продуктивная деятельность в процессе ООД.
Воспитатели Организация прогулок и экскурсий. Проведение ООД по тематике проекта. Подбор материалов для создания предметно-развивающей среды, дидактических игр, художественной литературы. Консультация для воспитателей : «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
Родители Анкетирование родителей по теме:
«Патриотическое воспитание ребёнка»
Консультация для родителей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель Разучивание песен и танцев.
Физинструктор Разучивание новых подвижных игр.
Итоговое мероприятие: выставка работы детей.
Вид проекта : групповой, познавательно-исследовательский.
Состав участников:
• Воспитатель Назарова Г. А, воспитатель Бабий Е. Г – реализовать проект в детском саду; музыкальный руководитель.
• Дети старшей группы «Капельки» – участники проекта;
• Родители – участники, слушатели.
Интеграция образовательных областей:
№№
пп Название образовательной области Содержание
(краткое) Задачи
1 Физическое развитие Подвижные игры, пальчиковая гимнастика
Развитие двигательной активности детей, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
2 Речевое развитие Чтение рассказов, сказок, загадок. Беседы с детьми. Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. обогащение активного словаря. Развитие литературной речи к словесному искусству.
3 Социально - коммуникативное развитие Игра- драмматизация Формировать умения развивать сюжет, организовывать игры со сверстниками;
Развивать связную и диалогическую речь детей;
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности в деятельности;
4 Художественно-эстетическое развитие. Изготовление поделок. Разучивание песен, танцев и стихов. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в самовыражении. Развитие продуктивной деятельности детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
5 Познавательное развитие. Беседы о Моей малой родине.
Д\и «Герб города», «Назови улицы нашего села».
Цикл наблюдений «Береза».
Цикл ежедневных наблюдений во время прогулок, эксперементы. Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта :
• Изучение происхождения села Сакмара
• Согласованная работа воспитателей группы по качественной подготовке детей деятельности (готовность детей, помощь в создании предметно – развивающей среды).
• Связь с родителями, выполняющими роль участников и зрителей.
• Картотека опытов.
• Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта для педагога :
• Проектор, экран, аудиозаписи, презентации, энциклопедии, иллюстрации, материал для проведения опытов.
• Краски с кисточкой, дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевой игре, строительный материал.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
№№ пп Этап Содержание деятельности Сроки
Поисковый
Аналитический
Практический
Контрольный Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта
Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. Разработка сценария
ООД; наблюдения; экспериментальная деятельность; изготовление поделок, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.
Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение. 22.10-26.10
Организационные формы работы над проектом
№№ пп Формы работы Название / тема Сроки
1 ООД «Мой детский сад» рисование
«Природа нашего края» - аппликация
«История возникновения села Сакмара» - речевое
«Моя Родина- Россия» - речевое
«Моя семья» - рисование 22.10
23.10
24.10
25.10
2 Наблюдение Картотека ежедневных наблюдений. (приложение) 22.10-26.10
3 Экспериментирование,
Моделирование Картотека опытов и экспериментов. (приложение) 22.10-26.10
4 Самостоятельная работа детей Раскраски, апликация 22.10-26.10
5 Подвижные игры «Поезд», «Будь внимательным», «Птицы и автомобиль», «Ждут нас быстрые ракеты». 22.10-26.10
7 Взаимодействие с родителями Анкетирование родителей по теме:
«Патриотическое воспитание ребёнка»
Консультация для родителей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 22.10-26.10
8 Групповое обсуждение Беседа «Моя Родина- Россия»
«История возникновения села Сакмара» 24.10
25.10
9 Дидактические игры «Герб города», «Назови улицы нашего села», «Флаг России», «Расскажи где ты живёшь» 22.10-26.10
10 Рассматривание иллюстраций Иллюстрации на тему осень, рассматривание сюжетных картин. 22.10-26.10
11 Восприятие худ. произведений Пословицы, загадки, поговорки, потешки.
Чтение и заучивание стихотворений об осени. 22.10-26.10