Елена
Программа «Растим патриотов России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 94
«Растим патриотов России»
(досуговая программа)
подготовительная к школе группа
Воспитатели:
Алехина Елена Николаевна
Шорохова Наталья Алексеевна
Новокузнецкий городской округ, 2018г
2
Содержание:
Обоснование актуальности программы 2
Законодательно-нормативное обеспечение программы. 4
Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников. 5
Целевое назначение программы. 5
Публикация «Программа „Растим патриотов России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Принципы реализации программы 6
Интеграция образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
с другими образовательными областями. 6
Содержание тематического планирования материала. 7
Ожидаемый результат реализации программы. 9
Информационное обеспечение. 9
3
Обоснование актуальности программы.
«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть
его нравственное воспитание, тем больше должно его не
учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и
манерам, основывая все преимущественно на привычке.
Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству»
Виссарион Григорьевич Белинский.
Данная программа разработана на основе основной общеобразовательной программы ДОУ в
соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования и входит в
образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».
Программа направлена на воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
улице городу, Родине, на развитие интереса к русским традициям. Ребенок с первых лет жизни
должен полюбить свой край, культуру, испытывать чувства национальной гордости. Дошкольный
возраст – это лучший период для формирования любви к малой родине.
Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день
является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется
отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня
растет новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас- взрослых. Воспринимает
окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Поэтому понятие о
патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является
членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе
его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям
– к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.
Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви
к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами
родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и
эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый
естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви
к Отечеству.
Патриотическое воспитание ребенка-сложный педагогический процесс. В его основе лежит
развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к
самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке-это корни, связывающие его с родным
домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед
собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления
не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в
становлении личности патриота.
Планирование данной рабочей программы составлено на основе пособия Зеленовой Н. Г. ,
Осиповой Л. Е. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание»
Участники программы : воспитанники подготовительной к школе групп, родители, педагоги.
Срок реализации программы : один учебный год.
4
Законодательно-нормативное обеспечение программы :
Закон РФ «Об образовании в РФ» от 08.07.2018 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013г);
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2016-2020 гг.»;
Федеральный Закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ, 2014 г. № 413-ФЗ «О днях воинской
славы и памятных датах России», с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2014.;
Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского
народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», с изменениями от 4 ноября 2014 г. ;
Федеральный Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 03.11.2006 № 179-ФЗ «Об увековечении
памяти погибших при защите Отечества»
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751
«Национальная доктрина образования в РФ»;
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки
№1155 от 17. 10. 2013 г.
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования». Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014;
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до
школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, мы большое внимание уделяем
комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно-патриотического
воспитания.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей
представлена следующими тематическими блоками:
«Мама, папа, я – дружная семья»
«Современный детский сад»;
«Великая победа»;
«Край родной навек любимый»;
«Наша Родина – Россия»;
«Родная культура».
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
Квест-игра; «Моя дружная семья»,
Квест-игра «На поиски черного золота».
Конкурс-чтецов «Дети о войне»;
Научно-практическая конференция «Кузбассу 75 лет»
Участие в акции «Герои живут рядом»; «Экологический десант».
Фестиваль семейного творчества «Крепкая семья –крепкая Россия»
Фотовыставка «Война и моя семья»
Выставка игрушек самоделок «Парад военной техники»
Торжественное празднование 400-летию города Новокузнецка.
Праздник семьи, посвященный Всероссийскому дню семьи, любви и верности.
Квест-игра «Родная культура»
Целевое назначение программы.
Цели программы :
5
Развитие у дошкольников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных
и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни
общества.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском
саду, своим близким;
Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе
приобщения к родной природе, культуре и традициям;
Формировать представление о России как о Родной стране, о Москве как о столице России;
Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России средством
эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
Принципы реализации программы :
В основу реализации программы положены следующие принципы:
принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное
формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети
выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и
взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого
материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура,
родной город, родная страна и другие;
принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу
наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и
т. д. ;
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного
материала наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников,
достопримечательностей и т. д. ;
принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным
для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды зданий,
стремиться к достижению результата;
принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в
школе.
Интеграция образовательной области:
«Социально-коммуникативное развитие» с другими образовательными областями:
«Речевое развитие». Развитие речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в
части формирования первичных ценностных представлений о себе, обществе, государстве,
мире.
«Познавательное развитие». Формирование целостной картины мира и расширение
кругозора в части представлений о себе, семье, государстве, мире. Формирование
представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения
с взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.
«Физическое развитие». Приобщение к ценностям физической культуры, формирование
первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и
особенностях.
«Речевое развитие». Чтение художественной литературы. Использование художественных
произведений для формирования первичных ценностных представлений о себе, семье и
окружающем мире.
«Художественно-эстетическое развитие». Музыка. Развитие музыкальной культуры
дошкольников, накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.
Содержание тематического планирования материала:
6
Квест –игра «Моя дружная семья».
Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом
семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем
окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким,
уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях,
традициях.
Квест-игра «На поиски черного золота»
Воспитанники знакомятся с профессией шахтер. С разными видами добычи угля.
Закрепляют понятие символики ( Герб: России, Кемеровской области, города
Новокузнецка).
Конкурс чтецов «Дети о войне»
o Воспитывать у детей гражданственность и патриотизм, ответственность за живущих
сейчас, за судьбы страны, уважение к бессмертному воинскому подвигу;
o Воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным
поэтическим произведениям;
o Выявлять и поощрять талантливых детей, предоставлять им возможность для
самовыражения;
o Обучать выразительному чтению, актёрскому мастерству.
Научно-практическая конференция «Кузбассу 75 лет»
Дети получают краеведческие сведения о родном городе и о своей области, об истории его
возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта,
городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелей культуры,
знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её
лучше.
Участие в акции «Герои живут рядом».
Все дальше уходит война. Все меньше остается ветеранов, тружеников тыла и детей войны.
Поэтому сохранить в памяти их воспоминания, познакомить с их трудными судьбами,
поблагодарить их при встрече, это главная задача подрастающего поколения.
Ребята поздравят с праздником, пригласят на различные мероприятия. В рамках акции
участники акции в знак внимания и уважения вручать георгиевские ленточки, цвет и
поздравительные открытки, сделанные своими руками, с пожеланием здоровья,
благополучия, долгих лет жизни и всего самого доброго.
«Экологический десант».
Развивать у детей интерес к изучению природ родного края. Воспитывать заботливое
отношение к природе. Восстановить озеленение территории детского сада.
Когда ребенок сажает деревья или другие растения, то он соприкасается с землей.
Воспитанники, участвующие в посадке растений становятся созидателями, а не
потребителями, Творцами, а не разрушителями. Став взрослыми, дети не будут вырубать
леса, убивать животных и отравлять воздух и воду.
Фестиваль семейного творчества «Крепкая семья –крепкая Россия».
Профилактика семейного неблагополучия, укрепления семейных отношений, пропаганда
здорового образа жизни, пропаганда спорта и семейного туризма.
Фотовыставка «Война и моя семья».
Пока мы помним подвиги наших прадедов и прабабушек, жива связь поколений. С этой
целью проводятся фотовыставка «Война и моя семья». А значит, жива Россия! Пожалуй,
нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Вот и в нашем детском
саду есть участник Великой Отечественной войны. И мы всегда будем помнить и гордиться
своими бесстрашными прабабушками, и учиться у них любви к Родине, смелости,
упорству, трудолюбию.
Выставка игрушек самоделок «Парад военной техники».
Ко дню защитники Отечества в нашем детском саду прошла вставка военной техники.
Родители вместе с детьми изготовили поделки своими руками.
Торжественное празднование 400-летию города Новокузнецка.
7
формирование представления о родном городе, развитие у детей чувство патриотизма и
гордости за свой родной город.
Праздник семьи, посвященный Всероссийскому дню семьи, любви и верности.
Воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью,
формировать представления у детей о семье, как о людях, которые любят друг друга,
развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
Квест-игра «Родная культура»
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и
традициям русского народа. Дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками,
былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным
искусством.
Ожидаемый результат реализации программы :
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях,
природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края.
Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города,
чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к
патриотическому воспитанию детей.
Информационное обеспечение:
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание
дошкольников» (подготовительная работа) - М., Издательство Скрипторий 2003, 2015 г. ;
Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М. : УЦ «Перспектива», 2008.;
«С чего начинается Родина?» под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2005.;
Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты по развитию речи в ДОУ. Патриотическое
воспитание» – М. : Айрис-пресс, 2007.;
«Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.;
Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом» – М. : ТЦ «Сфера», 1999.;
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
под ред. Н. Е. Вераксы, 2015 г.
Интернет – ресурсы.