Приложение МААМ

Дошкольный возраст: время растить патриотов

Ольга Качура
Дошкольный возраст: время растить патриотов
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст: время растить патриотов

«Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»

Шарль Луи де Монтескьё

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Публикация «Дошкольный возраст: время растить патриотов» размещена в разделах

Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Можно ли из современных детей воспитать патриотов, и насколько это актуально сегодня? С какого возраста начинать патриотическое воспитание, какова роль семьи, детского сада, школы? Как научить ребенка любить свою страну, знать историю, уважать традиции? Надо ли воспитывать в ребенке патриота? Ответ однозначен: ДА.

Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.

Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине», -говорил В. Сухомлинский. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий.

Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу – так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.

Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Именно поэтому коллектив педагогов нашего детского сада большое значение придает поиску и разработке инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников.

Данная работа включает целый комплекс задач:

o воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу;

o формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

o воспитание уважения к труду людей;

o развитие интереса к традициям своего народа;

o расширение представлений о России, ее столице, знакомство с символами государства, республики;

o развитие чувства ответственности и гордости за достижения как малой родины, так и России;

o формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

o воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

Региональное содержание дошкольного образования позволяет организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению детей с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне их понимания.

В ДОУ имеется большое количество разработанного материала:

o конспекты тематических занятий / основная форма патриотического воспитания детей/;

o беседы;

o большое место в работе педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию занимает метод проектов, т. к. данный метод это универсальный инструмент, позволяющий интегрировать традиционные приемы и вести более эффективную работу с детьми и их родителями / «Моя семья», «Моя малая Родина», «Защитники Отечества», «День победы» «Широкая масленица», «Мой город», «Традиции», «Вместе дружная семья детский сад, родители и я», «Георгиевская ленточка»; и т. д. ;

o дидактические игры: «Военная техника», «Найди флаг»; «Космос», «Защитники России», «Достопримечательности Адыгеи» и другие;

o папки-альбомы для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый Майкоп», «Республика Адыгея и ее достопримечательности», «Города России», «Государственная символика России и РА», «Природа нашего края», «Народные костюмы» и т. д. ;

o консультации для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Растим патриотов», «Особенности патриотического воспитания на современном этапе»;

o наглядно-информационные консультации для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Как воспитать патриота», «С чего начинается Родина?», памятки для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников;

o сценарии праздников и развлечений «Адыгея - родина моя», «Адыгейский Новый год», «День Защитника Отечества», «День Победы», «Масленица», «Пасхальный перезвон», «Мы разные, но мы вместе», «Национальный костюм», «Игры народов нашей республики», "День космонавтики", «Достойны памяти героев, под мирным небом мы растем», «Новогодние посиделки» и много других;

o видео путешествия /презентации и видеоролики/;

o викторины;

o сценарий спортивно-патриотического мероприятия «Зарница». «Мы юные защитники Отечества», «Мама, папа, я –дружная семья» «В здоровом теле-здоровый дух», «Буду Родину любить, буду в армии служить» и т. д.

Активное участие воспитанники принимают в конкурсах и выставках как на муниципальном, республиканском уровне, так и на уровне ДОУ:

o городской конкурс «Сударыня – Масленица»;

o городской литературно- театральном конкурс «Мы -дети России»;

o республиканский конкурс «Родная сторонка»;

o акции и конкурсы, проводимых Кавказским государственным природным биосферным заповедником / экологическая акция «Сохраним лесную красавицу», природоохранная акция «Кавказский первоцвет»; экологическая акция «Покормите птиц!», «Мир заповедной природы»/;

o международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» для дошкольников;

o первая городская интеллектуальная Олимпиада для дошкольников, посвященная 70-летию Победы;

o вторая городская интеллектуальная Олимпиада для дошкольников, посвященная году экологии в России;

o городской конкурс чтецов по творчеству Х. Я. Беретаря;

o городской конкурс чтецов произведений поэтов республики Адыгея «И в песнях, и в стихах поэтов, пусть расцветает край родной, посвященный 23-летию Республики Адыгея, проводимый МБУК «Централизованная библиотечная система»;

o мероприятия в рамках акции «Вахта памяти»;

o творческие конкурсы ДОУ: «Мы живем в Адыгеи», «Мой любимый город», «Удивительное рядом», «Космос глазами детей», «Защитники Отечества», «Подарок ветерану» и т. д. ;

o и многие другие.

Педагоги ДОУ так же участвуют в различных конкурсах и делятся своим опытом:

o республиканский творческий конкурс «Овеянные славой флаг наш и герб»;

o республиканский вокальный фестиваль «Казачья весна 2017»;

o акции и конкурсы, проводимых Кавказским государственным природным билосферным заповедником / экологическая акция «Сохраним лесную красавицу», природоохранная акция «Кавказский первоцвет»; экологическая акция «Покормите птиц!», «Мир заповедной природы»/;

o городской конкурс «Сударыня – Масленица»;

o городские педагогические чтения «Достижения педагогической науки и инновационная образовательная практика» - секция «Великая Победа великого народа (использование в педагогической практике материалов, посвященных ВОв)»;

o и другие.

Частые гости нашего сада представители Северо-Западного хуторского казачьего общества г. Майкопа, детский вокальный ансамбль «Соловейко», ансамбль «Нальмэс», «Адыги», «Оштен», «Казачата», «Звонница», ансамбль армянского танца "НАИРИ", ГБУК «Национальный музей РА», Северокавказский филиал Государственного музея искусства народов Востока, ГБУК РА «Русский государственный драматический театр им. А. С. Пушкина», ГБУК РА «Камерный музыкальный театр им. А. А. Ханаху», ГБУК РА «Госфилармония РА» и другие.

Одним из инновационных путей для решения задач нравственно-патриотического воспитания в ДОУ стала работа по созданию мини-музея. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Идея создание нашего мини-музея было направлена на воспитания в детях любви к прошлому своего народа наглядными методами. Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Наш мини-музей «Мы разные, но мы вместе» был открыт в октябре 2014 года. В его создании приняли участие и педагоги, и родители, и дети. Экспонаты собирались по крупицам.

Что такое мини-музей в детском саду?

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей не отвечает строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

В мини-музее собран материал духовной и материальной культуры народов, который разделен на несколько уголков:

• уголок предметов быта;

• уголок народных обрядов;

• уголок народно - прикладного искусства;

• а так же представлена символика республики и страны.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами.

Следующим инновационным веянием в нашем ДОУ стала разработка программы дополнительного образования краеведческого кружка «Мы разные, но мы вместе!». Идея проведения кружка возникла вместе с организацией музея.

Региональное содержание дошкольного образования позволяет организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению детей с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне их понимания.

Цель и задачи программы - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край, воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей Родине, семье. Формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, республики; развитие интереса к культуре и традициям народов проживающих на территории республики Адыгея.

Темы занятий кружка очень разнообразны: культура и быт родного края; национальный костюм; обычаи и традиции; народный орнамент; природа родного края; национальные блюда; национальные игры; известные люди Республики Адыгея; музыкально – литературная гостиная «Песни и стихи для тебя - моя Адыгея!» и многое - многое другое.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе нашего ДОУ. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами не помнящими родства.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотические чувства у дошкольников – это результат целенаправленной и систематической работы взрослых и их личного примера. Если вы любите свою Родину, большую и малую, значит, сможете научить этому своих детей. И только патриоты сделают свою землю лучше, приложив к этому свои таланты, желание и труд.

Используемая литература:

1. Князева О. Л, Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. 2 изд. СПб. Детство-Пресс. 1998. 2003.

2. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под редакцией Л. А. Кондрыкинской. - М: ТЦ Сфера, 2004.

3. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.

4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду

5. (Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет) Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2006

6. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию (старшая и подготовительная группы) М. : ВАКО,2006

7. Позднякова Е. А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Планирование, разработки занятий и мероприятий. Волгоград: Учитель,2008

8. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М. : ЦГЛ, 2005. – 246 с.

9. Комратова, М. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера 2007. – 224 с.

10. Нравственноо-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО Издательство «Детство Пресс», 2011. – 192 с.

11. Интернет – ресурсы.

Публикации по теме:

Дошкольный возраст и опережающая профориентация Профориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.

Картотека прогулок (старший дошкольный возраст) Картотека прогулок старший дошкольный возраст Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями Цель:- закреплять знания о взаимосвязи живой.

Картотека прогулок (средний дошкольный возраст) Картотека прогулок средний дошкольный возраст 1 Наблюдение за березой и рябиной Цель: Ознакомить детей с жизни растений зимой Задачи: формировать.

Консультация для родителей «Дошкольный возраст — это лучшее время для взращивания ростков…» Вы-первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа-ваш дом-окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни,.

Консультация для родителей «Растить юных патриотов» «Этот День Победы порохом пропах, Это праздник с сединою на висках. Это радость со слезами на глазах. День Победы! День Победы! День Победы!».

Конспект ОД «Синонимы». Старший дошкольный возраст Цель: Обогащение словарного запаса синонимами, умение подбирать слова близкие по значению. Задачи: 1. Познакомить детей с понятием.

Проект по ПДД (младший дошкольный возраст) Тема проекта: Профилактика ДТП Вид проекта: краткосрочный Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители. Актуальность: Обучая.

Ситуация общения «Рукавичка» (младший дошкольный возраст) «Рукавичка» Цель – развивать разговорную речь детей с использованием знакомой сказки, учить вступать в общение с окружающими, учить детей.

Терренкур (старший дошкольный возраст) Старший дошкольный возраст Остановка1 «Розарий» Уточнять названия цветов, их строение, особенности их размера, окраски, формы лепестков,.

Уголок экспериментирования (старший дошкольный возраст)Уголок экспериментирования (старший дошкольный возраст) Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Экспериментальная работа развивает у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дошкольный возраст: время растить патриотов
Опубликовано: 2 декабря 2018 в 12:05
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дошкольный возраст: время растить патриотов» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Качура (УИ 401733) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД