Зинаида Зацепина
«Скопинская сказка». План-конспект открытого занятия в студии «Глиняная фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Сокол» г. Липецка
План-конспект
в студии «Глиняная фантазия».
Тема: «Скопинская сказка»
План-конспект рассчитан на детей 8-10 лет.
Время проведения: 45 мин.
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Зацепина З. Д.
Публикация «„Скопинская сказка“, План-конспект открытого занятия в студии „Глиняная фантазия“» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Открытые занятия. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
г. Липецк, 2013г.
Цель: познакомить детей с историей центра художественной керамики в
г. Скопин, с традициями лепки мастеров-керамистов.
Задачи:
- учить приемам декорирования по сырой глине (тиснение различными предметами);
- формировать у детей понимание формообразования сосудов «скопинской» керамики;
- формировать представления о выразительности и разнообразии форм фигурных сосудов;
- воспитывать уважительное отношение, интерес к труду мастеров.
Оборудование для занятия.
Для педагога:
п. к., проектор, экран; образцы «скопинской» керамики, детские работы прошлых лет.
Для детей:
глина, стеки, кисти, баночки для воды, скалки, рейки, иглы, станки.
Новое понятие: Скопинский центр керамики.
План занятия :
I. Организационная часть (2 мин.)
1. Приветствие.
2. Сообщение темы занятия, постановка задач.
II. Основная часть (40 мин.)
1. Беседа о Скопинском центре керамики :
а) происхождение названия города - 1 мин;
б) история промысла – 8 мин. ;
в) образы животного мира в скопинской керамике – 1 мин. ;
2. Просмотр презентации об изделиях мастеров – 1 мин;
3. Объяснение последовательности выполнения практической работы – 4 мин.
4. Практическая работа детей – 25 мин.
III. Заключительная часть (3 мин.)
1. Подведение итогов занятия.
2. Выставка работ обучающихся
Ход занятия.
I. Организационная часть.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы познакомимся со знаменитым центром скопинской керамики и попробуем на некоторое время стать мастерами этого промысла. (слайд 1)
II. Основная часть
Есть в Рязанской области город Скопин. Откуда такое название? Когда-то в здешних местах шумели вековые леса. В те древние времена речки были полноводными, и было в них рыбы видимо-невидимо. Жила в этих местах крупная сильная белогрудая птица с тёмными крыльями, с могучими когтями. Называлась эта птица скопа. Питалась она только рыбой, которую ловила в речках. Летит скопа над водой, увидит рыбу и камнем падает на неё в воду, схватит рыбу когтями, унесёт на берег. Скопа - удивительная птица, грациозная в полёте, гордая. Скопой называли хищных птиц и людей с суровым нравом (князья Фёдор Скопин и Скопин-Шуйский). Город Скопин, несмотря на небольшие размеры, в древности был очень хорошо защищён укреплениями и сторожевыми башнями, а вооружение его было на уровне крупных городов. Флаг и герб Скопина и сегодня украшены изображением летящей скопы. (Слайд 2)
Город Скопин стоит среди холмов. Земли здесь неплодородные, сельским хозяйством заниматься трудно, но глины хорошие. Для гончарного производства лучших и не нужно.
- Что же изготавливают современные мастера?
Вазы, кувшины, посуду, кашпо, скульптуры, подсвечники, свистульки… Все изделия очень красивые. (Слайд 3)
Но так было не всегда. Местные мастера раньше делали самую простую глиняную посуду : горшки, кринки, миски, кувшины да незатейливые игрушки и свистки (свистульки) в виде всяких зверушек, всадников на конях, птичек. Стоял гончар на базаре и свистел - звал к себе покупателей. За неказистую продукцию и за свистульки скопинским гончарам дали презрительное прозвище - "свистушники". Их простые, не покрытые глазурью изделия, стоили копейки. Обидно это было гончарам, а нужда с каждым днём всё настойчивее стучалась к ним в дома.
- Я продолжу свой рассказ, но хочу, чтобы вы его внимательно послушали и в конце ответили на вопрос: какие два события повлияли на развитие «скопинской» керамики?
- Итак, я продолжаю свой рассказ.
В середине XIX века жил в Скопине известный мастер Иван Оводов с сыновьями Фёдором и Василием. Семья Оводовых была крепкая, дружная. Хорошую посуду делали эти мастера, но Липецкая, покрытая разноцветной глазурью, всё же была лучше и стоила дороже. И тогда решил Иван Оводов узнать секреты Липецкой поливы, делавшей глиняную посуду такой красивой. Послал он сына Фёдора в Липецк, чтобы он поучился у тамошних мастеров, как делать цветную глазурь и как ей покрывать изделия из глины. Фёдор выполнил наказ отца.
В Скопине у гончаров издавна был обычай - самое лучшее изделие ставили на ворота, чтобы все видели, на что способен мастер, который живёт в этом доме. И вот на воротах у Оводовых появилась посуда, покрытая жёлтой, зелёной и коричневой глазурью. Красивая, замечательная посуда! Некоторое время Оводовы держали в секрете свою поливу, да только недолго это продолжалось. В маленьком городе ничего не утаишь. Соревнование между мастерами пошло: кто лучшую вещь изготовит.
Особенно славился среди гончаров мастер Михаил Андреевич Желобов. Уж такой он был фантазёр, такой искусник. Каких только кувшинов, каких фигур он не лепил! Михаил Андреевич был соседом Оводовых, но дружбы между ними не было. Наоборот, по нескольку лет друг с другом не здоровались. Мастера были замечательные, но дух соперничества не давал им покоя. Вот слепил Михаил Андреевич льва и поставил его на воротах. Пусть все видят какой он мастер! И Оводовы, конечно, тоже.
Прошло немного времени, и на воротах Оводовых тоже появился лев. Был лев жёлтый, словно облитый стеклом, в раскрытой пасти его виднелись клыки, а грива была из тонких глиняных волосков. Это хитроумный Фёдор Оводов глину через сито пропустил и из глиняной вермишели сделал львиную гриву, а потом покрыл её глазурью. Чудо, а не лев получился!
Ах так! Мастер Желобов решил не сдаваться и сделал черепицу для своего дома. На каждой черепице изобразил разных животных: рыбу, птицу или сказочное существо. Много разговоров было о фантастических украшениях на крыше Желобова, удивлялись люди, любовались необыкновенными украшениями.
А Оводовы что же? Уступили первенство соседу? Ничего подобного! Они сделали кувшин в виде Полкана. Сложный сосуд получился, но красивый, чём-то лесную сказку напоминающий. Замечательный кувшин!
- Долгое время шло соревнование между Оводовыми и Желобовыми, и много прекрасных вещей они создали, стремясь удивить и победить друг друга.
- Чем закончился спор двух мастеров, я расскажу вам на следующем занятии.
- Вскоре стали появляться и у других мастеров затейливые квасники, кувшины, которые изображали то сказочных птиц с причудливыми хвостами, служившими ручками кувшина, с головами, с когтистыми лапами, то извивающихся драконов, то медведей, и конечно, скопу. Часто гладкие части изделия украшали вдавленным орнаментом, особой гравировкой. Такие изделия стали охотно покупать.
- А вот теперь ответьте на вопрос: какие два события повлияли на развитие скопинской керамики?
Ответы детей.
- Скопинский промысел за долгие годы своего существования пережил много падений и взлетов. Центр скопинской керамики знают во всем мире. Живы ученики старых мастеров, которые продолжают удивлять своей фантазией.
(Слайд 4).
- Давайте посмотрим, кого чаще всего изображали мастера?
- Птиц. (Слайд 5)
- Животных. (Слайд 6)
- Рыб. (Слайд 7)
- Мы с вами сегодня выполним работу в манере мастеров Скопина.
Проследим этапы работы на экране:
• Раскатать пласт и вырезать из него четырехугольник. (Слайд 8)
• Из вырезанного пласта свернуть цилиндр. Соединить края и загладить.
(слайд 9)
• Края цилиндра сузить и загладить, при необходимости цилиндр изогнуть
(слайд 10)
• Раскатать жгуты для лап (4 одинаковых отрезка, сформировать лапы, присоединить. (Слайд 11)
• Слепить уши из формы «капля», присоединить. Скатать конус для носа, присоединить. (Слайд 12)
• Скатать тонкие жгуты для бровей, одинаковые отрезки изогнуть, присоединить. Глаза слепить из маленьких шариков (шарики раскатать в овал, расплющить, присоединить). (Слайд 13)
• Из 2-х шариков скатать конусы – усы, присоединить их.
• Сделать хвост из жгута. (Слайд 14)
• Раскатать пласт для основы. В скульптуре проколоть маленькую дырочку. Фигурку присоединить к основе. (Слайд 15)
• Декорировать скульптуру тиснением. (Слайд 17)
- Мы с вами проследили этапы лепки скопинского кота. Давайте посмотрим этапы работы над поросенком:
• Скатать шар и вытянуть с одной стороны небольшой цилиндр – пятачок.
(Слайд 18)
• Из 4-х небольших шариков слепить ноги, присоединить их. (Слайд 19)
• Перевернуть фигурку вверх ногами и петлей вытянуть глину изнутри. (Слайд 20)
• Из 2-х шариков скатать конусы, их расплющить и согнуть в трубочку, получатся ушки. Присоединить их. (Слайд 21)
• Скатать жгут для хвоста, присоединить его. (Слайд 22)
• Если это подсвечник, то слепить основу для свечи; если копилка, сделать прорезь. (Слайд 23)
• Наметить глаза и ноздри. (Слайд 24)
- Давайте еще посмотрим на скульптурные работы мастеров
(показываю собаку, медведя, мышь, козу). (слайд 25)
4. Самостоятельная работа детей.
III. Заключительная часть
5. Подведение итогов.
- С каким центром керамики вы познакомились сегодня?
- Вам понравилось быть скопинскими мастерами?
(Выставка работ обучающихся)
- Ребята, посмотрите, какие красивые работы у вас получились, совсем как в старину делали. Животные и птицы - добрые, сказочные существа. Ваши работы останутся здесь и будут дарить всем тепло и радость, удивляя своей оригинальностью.
- Всем спасибо, молодцы.