Елена Старовойтова
Проект «Волшебный мир бумаги» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект "Волшебный мир бумаги"
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Продолжительность проекта
4 недели.
Тип проекта
краткосрочный, групповой, интегративный (информационно-накопительный, творческий, практико-ориентированный).
Участники проекта
• дети средней группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители.
• Возраст детей : 4 года.
Актуальность
Публикация «Проект „Волшебный мир бумаги“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Из нее каждый ребенок и взрослый может сложить пакетик, кораблик, самолетик. Но из обычного листа бумаги можно получить тысячи разнообразных фигурок, создать свой бумажный мир, в котором живут чудесные животные, расцветают диковинные цветы, прогуливаются добрые драконы и динозавры. Этот необычный мир можно создать своими руками из бумаги.
Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается. Бумага — самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям.
Но вдруг такая привычная бумага исчезла. В уголке художественного творчества не осталось ни одного листочка бумаги. «На чем рисовать?», «Где взять бумагу?» «Купить в магазине» — послышались советы детей. Я поддержала общение детей : — «А откуда она взялась в магазине?», «Кто и из чего сделал бумагу?», «Так ли она необходима людям?», «А что было бы, если бы исчезла вся бумага?» Эти вопросы остались без ответа. Так было решено помочь детям в интересной и увлекательной форме получить ответы на вопросы о происхождении и роли бумаги в жизни человека.
При этом было обосновано значение данного вида деятельности для личностного развития ребенка-дошкольника; обозначены цель и основные задачи при работе детей с бумагой.
В процессе работы с бумагой дошкольники познают ее свойства, возможности ее преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получится. В то же время у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережнее обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Работа с бумагой способствует развитию воображения дошкольников, т. е. способности увидеть в листе бумаги необыкновенный образ. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности влияют на развитие способностей детей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение и ручная умелость, эмоционально положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать и в процессе работы детей с бумагой.
Предмет исследования
• бумага, карто.
Цель
• формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи
• Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками
• Развитие творческого мышления и креативности воображения.
• Приобщение родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи
• Воспитывать бережное отношение к бумаге
• Развитие коммуникативных навыков в ходе работы и совместной деятельности
• Учить детей устанавливать причинно-следственные связи (между материалом и строением предмета и способом его использования и т. д., применяя системный подход
Гипотеза
Предположим, что бумага обладает различными свойствами: размокает в воде, рвётся, мнётся, режется ножницами, шуршит.
План работы
• изучение бумаги
• проведение опытов с бумагой
• анализ полученных результатов.
• прямые и косвенные наблюдения за бумагой
Интеграция ОО
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Предполагаемый результат проекта
• Развить познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; учить анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками
• Развивать творческое мышление и креативность воображения.
• Приобщать родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи
• Воспитать бережное отношение к бумаге
• Развить коммуникативные навыки в ходе работы и совместной деятельности
• Научить детей устанавливать причинно-следственные связи (между материалом и строением предмета и способом его использования и т. д., применяя системный подход
1 этап: подготовительный
• Познакомить детей и родителей с проектом
• Подбор материала для родительского уголка: консультации, рекомендации
• Подбор наглядно-дидактических пособий, познавательной и художественной литературы, демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно-образовательной деятельности, опытов, игр.
• Подготовить альбом, образцы бумаги для создания коллекции «Бумага»
2 этап: исследовательский
• Чтение произведений С. Маршака «Чистый лист»
• Загадывание загадок о бумаге, знакомство с пословицами и поговорками о бумаге.
• Занятие по ФЦКМ «История появления бумаги»
• Сочинение коротких рассказов на тему: «А вдруг исчезнет бумага?»
• Дидактические игры «Волшебная бумага»
• Занятие по конструированию из бумаги (оригами) «Волшебные зайчики»
• Познавательно-исследовательская деятельность на тему «Свойства бумаги»
• Конспект – занятие «Книжкина больница»
• Занятие по аппликации «Птицы»
• Занятие по правилам пожарной безопасности «Дом для кошки»
• Занятие по рисованию «Храбрый петушок»
З этап: заключительный
• Обработка и оформление результатов проекта
Продукт проекта
• Коллекция бумаги «Ее величество – Бумага»
• Плакат с зарисовками свойств бумаги (мнемотаблица)
Вывод
• В ходе реализации проекта у детей развились познавательные способности в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; сформировалось умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками
• Развилось творческое мышление и креативность воображения.
• Родители приобщились к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи
• Сформировалось умение бережно относиться к бумаге
• Развились коммуникативные навыки в ходе работы и совместной деятельности
• Дети научились устанавливать причинно-следственные связи (между материалом и строением предмета и способом его использования и т. д., применяя системный подход