Наталья Морочковская
Проект для детей 3–4 лет «Волшебный мир-шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект тема : «Волшебный мир-шахматы».
Вид проекта : информационно -практико-ориентировочный
Продолжительность проекта : детско-взрослый, открытый в ДОУ.
Участники проекта : дети младшего возраста, воспитатели, родители (законные представители) детей.
Возраст участников проекта :3-4 года.
Публикация «Проект для детей 3–4 лет „Волшебный мир-шахматы“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность темы:
Игра в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Цель проекта : Создание условий,подбор эффективных методов для социально-личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста, формирование интереса к шахматной игре.
Задачи проекта :
1. Исследовать влияние индивидуальных особенностей при организации занятий с маленькими шахматистами на эффективность начального обучения шахматам.
2. Оформить развивающую среду группы в соответствии с темой проекта.
3. Разработать и спроектировать экспериментальную методику обучения, учитывающую разный уровень развития у детей по данной теме, позволяющею развивать интерес,познавательную активность к шахматам
Цели проекта для детей : Сформировать устойчивый практический интерес детей к шахматам. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами
Задачи проекта для детей : Реализация проекта по данной теме осуществляемая через интеграцию образовательных областей.
Виды детской деятельности Задачи
Игровая Развивать интерес к шахматам через игру.
Приобрести положительные эмоции от занятий с шахматами.
Коммуникация Учить детей свободно общаться со взрослыми и детьми.
Познавательно-исследовательская Развивать позновательно-исследовательскую деятельность и представление о разнообразии шахматных фигурах.
Формировать умение различать количество предметов: один-много в процессе ознакомления с шахматными фигурами.
Восприятие художественной литературы фольклора Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
Умение слушать.
Принимать участие в играх инсценировках, драматизациях по мотивом русских народных сказок про шахматы.
Самообслуживание и элементарный трудовой быт Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, прибирать игровой материал на место.
Закрепить умение аккуратно играть с песком.
Воспитывать целостное отношение к собственному труду и труду других людей.
Конструирование Развивать способность различать и называть строительные материалы.
С помощью взрослого сооружать разнообразные постройки, и обыгрывать их используя шахматные фигуры.
Изобразительная (лепка, рисование, аппликация) Формировать интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация,с использованием шахматных фигур.
Учить закрашивать клетки по образцу, придавая им образную выразительность.
Музыкально-художественная Приобщать к музыкально-художественной деятельности детей, способность эмоционально воспринимать её
Двигательная Развитие мелкой моторики.
Предполагаемый результат:
Формы организации детей :
-беседы;
-продуктивная деятельность;
-рассматривание альбома: «Шахматные фигуры»;
-чтение сказок;
-драматизация по русским народным сказкам;
-развлекательный досуг.
Методы и приё мы организованной образовательной деятельности:
-дидактические задания, упражнения и игры;
-создание элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребёнком;
- в игровой деятельности;
-игры драматизации
-наглядность (иллюстрации шахматных фигур, плоскостные шахматные фигуры, шахматная доска)
-творческая активность детей (групповая и индивидуальная)
-рекламно-информативная (художественно-литературная деятельность, просмотр репродукций, мультфильмов;
-методы совместной деятельности детей и родителей, сотворчество с педагогом и сверстниками, коллективная работа.
Формы контроля:
-беседы с детьми по тематике проводимых мероприятий, позволяющие выявить качество усвоения представлений о шахматах;
-применение и отражение знаний в детских видах деятельности;
-наблюдение за детьми в ходе игр, продуктивной и совместной деятельности
Предполагаемый результат:
Продукт проектной деятельности :
Принципы проекта :
- развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности;
-активной включённости каждого ребёнка в игровое действие;
-доступности материала;
-психологической комфортности- создание развивающей среды обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов игрового процесса;
-интегративности: сотрудничество с семьёй, сочетание разных видов деятельности;
-наглядности: изготовление ряда пособий и игр;
-минимакса: продвижения каждым ребёнком своим темпо
Этапы работы над проектом :
деятельность детей
деятельность педагога
Подготовительный этап (разработка проекта)
Цель: самосовершенствование по теме
Познакомить родителей с темой проекта, сформулировать цель, раскрыть задачи.
Составление плана основного этапа.
Разработка совместной деятельности взрослого и детей.
Составление перспективного плана по реализации проекта.
Изучение литературы, новых методик по вопросам ознакомления детей младшего дошкольного возраста с шахматами.
Консультирование родителей,какова роль игр с шахматами в жизни ребёнка начиная с раннего возраста.
Оценка собственных возможностей и ресурсов в решение проблемы.
Этап формулировки проблемы
Цель: помочь детям осознать и лично воспринять проблему
Осознание и личностное восприятие проблемы.
Принятие задач проекта Формулировка проблемы: Дети практически не знакомы с шахматной игрой.
Цель: Создание условий для социально-личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста, формирование интереса к игре с шахматами.
Задачи:
-познакомить детей с понятием и своеобразным миром шахмат. :
-выбрать форму получения информации:
-совместная деятельность, беседа, творческая деятельность, мультики, просмотр слайдов, подбор игр по данной теме, чтение художественной литературы по данной теме
Этап: систематизация информации о шахматных фигурах
Беседа: «Волшебный мир- шахматы», «Белые и черные»
Дидактической сказки
«В стране шахматных чудес»
Рассматривание иллюстраций:
«Шахматные фигуры»
Дидактические игры:
«Белые и черные»,
«Большие и маленькие»,
«Пирамида», «Куча мала».
Театрализованные игры:
«Колобок»,»Шахматный теремок».
Изобразительная деятельность: «Закрась квадрат».
Аппликация:
«Укрась пешку».
Лепка:
«Угощения для слоника.
Конструирование:
«Домики для фигур»
Проведение бесед по данной теме проекта, чтение литературы, дидактические, театрализованные игры драматизация,
подготовка выставки рисунков.
Этап: практическая деятельность детей
Совместное составление альбома, последовательность выполнения работ Подготовка различных изобразительных материалов и музыкальное сопровождение.
Оказание практической помощи детям (по необходимости).
Организация групповой и индивидуальной работы.
Этап: оформление
Конкурс семейных поделок
«Царство шахмат»»
Творческий уголок «Юнный шахматист» Оказание помощи в оформлении выставок, творческих работ.
Этап: реализация проекта в образовательную практику
Развлекательный досуг «В шахматном королевстве». Разработка сценария развлечения.
Участие в театрализованных представлениях.
Заключительный этап
цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта.
Творческий отчет (развлечения, презентации).
Анализ результатов проекта.
Педагогическая деятельность с родителями в условиях реализации проекта
Консультация для родителей:
«Роль шахмат в младшем возрасте»
«Как сделать игру с шахматами интересной»
Привлечение родителей к оформлению развивающей среды
Участие родителей в конкурсе семейных поделок «Царство шахмат»
Мониторинг эффективности:
-наблюдение за детьми в совместной деятельности, продуктивной и игровой.
Оборудование:
-изобразительные материалы;
-иллюстрации шахматных фигур;
-плоскостные шахматные фигуры;
-мультипликации;
Слушание музыки: «Лошадка» ,муз Е. Тиличеевой, «Игра с лошадкой»,муз И. Кишко, «Пляска с куклами» А. Ануривой.
Подвижные игры: «Займи место», «Жмурки с королём»,»Будь первым»
Физкультминутка: Ну ка, пешки, поиграем, головой мы повращаем»
Пальчиковая гимнастика: «Вот помощники мои», «Слоник», «Лошадка».
Развлекательный досуг: «В шахматном королевстве»
Список литературы
1. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы [текст] / В. Г. Гришин - М. : Просвещение, 1991.- 158с.
2. В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. - Л. : Детская литература, 1985.
3. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М. : Эгмонт Россия Лтд, 2004.
4. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989.
5. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. - Ростов н/ Д: Феникс, 2004.
6. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. - М. : Астрель; АСТ, 2000.
7. Сайт шахматного всеобуча https://chess555.narod.ru/