Наталья Косякова
Проект «Волшебный камень — магнит» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка детский сад №12 «Теремок»
Проект «Волшебный камень – магнит»
Воспитатель: Косякова Н. А
Тип проекта : познавательно - исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, воспитатели группы, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Волшебный камень — магнит“ в средней группе» размещена в разделах
По характеру контактов: в рамках детского сада, внутригрупповой.
Актуальность проекта :
Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормально детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Проблема:
ФГОС предусматривает всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Тема изучения магнита и его применения стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита. Для этого заинтересовать родителей совместной экспериментальной деятельностью с детьми, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.
Гипотеза: Предположим, что магнит - объект, который создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.
Цель проекта : развитие познавательно - исследовательских способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
- Знакомство с понятием «магнит»; формирование представлений о свойствах «магнита».
- Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
- Развивать познавательную активность детей, исследовательскую деятельность, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук.
- Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
- Расширять словарный запас детей (слова «магнит», «притягивает», «отталкивает», «магнетизм» и др.)
- Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающих его предметах.
Методы проекта : игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно - экспериментальный.
Объект проекта : магнит.
Предмет проекта : свойства магнита.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с понятием «магнит». Расширят представление о магните, его способности притягивать предметы.
2. Сформируется представление детей о свойствах «магнита» и умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
3. Пополняли словарный запас такими словами, как металл, железо, притягивается и отталкивается, «магнетизм».
4. Расширить и углубить знания и представления детей об окружающих их предметах.
5. Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
Задачи для педагога:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработать план достижения цели (обсуждение плана с родителями).
6. Обогатить предметно-развивающую среду.
9. Пополнить картотеку опытов и экспериментов новыми материалами;
10. Презентация проекта.
Задачи, поставленные для детей:
1. Закрепить знание детей о магните (Что такое магнит? Какие бывают магниты? Свойства магнита. Эксперименты с магнитом).
2. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
3. Развивать связную разговорную речь детей, активизируя новыми словами (магнит, притягивает, отталкивает, магнетизм)
4. Формировать исследовательские навыки.
5. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делится информацией, участвовать в совместной опытно - экспериментальной деятельности.
Задачи, поставленные для родителей:
1. Помочь детям получить необходимую информацию по теме проекта.
4. Активное участие в обогащении предметно-развивающей среды. Сбор, накопление материала.
Ожидаемый результат:
• дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
• научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
• смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный: разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности ребенка.
2. Основной: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.
3. Заключительный: подведение итогов, презентация проекта, итоговое открытое занятие.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
1. Беседа с родителями: Проект – «Волшебные свойства магнита». Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2. Подбор наглядно - атрибутов, демонстрационного материала, художественной и научной литературы. Создание картотеки опытов на тему: «Магнит».
2 этап – основной
1. Знакомство с магнитом. В результате совместной деятельности познакомиться с магнитом, узнать о его свойствах.
2. Практическая деятельность: провести ряд опытов и определить, какие предметы притягивает к себе магнит. Вызвать интерес к опытно - экспериментальной деятельности с магнитами.
3. Игра «Поймай рыбку». В ходе игры установить, почему рыбка ловится на удочку, какой механизм здесь работает.
4. Опыт «Определим силу магнита» может ли сила магнита действовать через преграду (вода, песок, картон). Вызвать не только интерес детей, но и желание высказывать предположения и анализировать результат.
5. Определить металлические предметы в группе, детском саду и дома с помощью магнита. Развивать навыки исследовательской и поисковой деятельности.
3 этап – заключительный
1. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Итоговая открытая образовательная деятельность в ДОУ.
Методическое обеспечение проекта.
1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. 2010 г.
2. Детское экспериментирование. – М., 2003. Кумсковская И. Э., Совгир Н. Н.
3. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.
4. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.
5. «365 научных экспериментов». 2010 г.
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе
«Волшебный камень - магнит»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
- систематизировать знания детей о магните; формировать представление о свойствах «магнита»; актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;
- развивать логическое мышление, коммуникативные навыки; формировать знания детей на основе наблюдений, экспериментирования, развивать умение делать выводы, обобщать, развивать любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук;
- воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при проведении опытов, воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества.
Ожидаемый результат:
- дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
- научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
- смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.
Оборудование и материалы: На каждого ребенка: - железные, пластмассовые, деревянные, резиновые, стеклянные (стеклянные камешки) предметы, кусочки ткани, бумаги; магниты, стаканчики с водой, монетки, подносы для раздаточного материала, картон; фартуки; салфетки; тарелочки с предметами (пуговицы, мозаика, мелкие деревянные игрушки, природный материал и т. п., где спрятаны металлические предметы.
Демонстрационный: разные по форме и размеру магниты, схема к опыту «Что притягивает магнит»; игра «Гонки» (игровое поле «Гоночная трасса»; 2 пластмассовые машинки с приклеенными на них снизу скрепками, 2 магнита, предметы и игры, в которых используется магнит; песочный стол, где спрятаны монетки; доска магнитная.
Предварительная работа: Использование магнита на доске для крепления пособий, рассматривание и обыгрывание магнита вне занятий, опыты с магнитом на участке во время прогулок, игра «Поймай рыбку», «Магнитная касса цифр и букв», «Магнитная мозаика», магнитная доска, «Магнитный театр».
Методы и приемы:
Наглядные - демонстрация опытов воспитателем.
Словесные - объяснения воспитателя, художественное слово.
Практические – Игры, опыты, физкультминутка.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент
Дети, заходят в группу. (Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и построится в круг).
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.
2. Мотивация к деятельности
Появляется Карлсон (недовольный). Здравствуйте, ребята! (грустно)
Воспитатель: Карлсон. Почему ты такой грустный?
Карлсон: Я летел домой и встретил Малыша. Он что-то искал в траве и попросил меня помочь ему, принести магнит, который лежит у него на полке. Но когда я прилетел, на полке было много предметов, а какой из них магнит я не знаю. Помогите, мне, пожалуйста! Расскажите, что такое «магнит» (ответы детей, и т. п.)
3. Организация продуктивной деятельности.
Воспитатель: Мы пока не всё знаем про магнит. Ребята, я предлагаю вам исследовать камень магнит, все о нем узнать и ответить на все вопросы Карлсона. Проходите в нашу научную лабораторию. Наденьте специальную одежду для проведения экспериментов и займите свои места (дети с помощью воспитателя надевают халаты, садятся за столы).
Теперь давайте вспомним и Карлсону расскажем правила работы в лаборатории.
1. Нельзя шуметь - это мешает другим.
2. Слушать взрослого.
3. Быть осторожными и внимательными (ничего не брать в рот.)
4. Инструменты, предметы для экспериментирования не трогать без разрешения взрослого.
5. Соблюдать осторожность.
Воспитатель: Вот перед вами обычный магнит, Много секретов в себе он хранит. (Рассматривание магнита).
- Ребята, возьмите магнит в руки и внимательно посмотрите:
- Какого он цвета? (чёрного)
А ещё есть вот такие магниты - они красного и синего цвета (показываю).
- Какой формы ваш магнит? (круглой)
А на моем столе есть магниты другой формы. Какой формы магниты? (прямоугольный, в виде подковы)
- Одинакового ли размера магниты? (нет). Магниты бывают разного размера и маленькие и большие.
- Какой магнит на ощупь? Гладкий или шероховатый? (гладкий)
- Холодный или теплый? (холодный)
- Твердый или мягкий? (твердый)
А теперь давайте повторим, чтобы Карлсон запомнил какие магниты.
ВЫВОД: Магниты гладкие, холодные, твёрдые, магниты бывают разного размера и формы. Продолжаем наше исследование. Сейчас мы проверим, какие предметы притягивает магнит?
Опыт № 1 «Все ли притягивает магнит?»
- Посмотрите, у вас в тарелочке лежат предметы из разных материалов.
- Возьмите кусочек ткани и поднесите магнит. Что получилось? Какой вывод мы сделаем? (не примагничивает) Отметьте на схеме (зачеркнуть красным карандашом)
- А теперь попробуем примагнитить деревянные предметы (кубики). Что получилось? Отметить на схеме.
- Попробуем поднести магнит к кусочку бумаги, пластмассовому конструктору, резиновой игрушке, к стеклянному шарику.
Отмечаем результат на схеме.
- А теперь у нас остались скрепки, болты, конструктор. Давайте попробуем примагнитить их.
- Ну, что же у нас получилось? (Примагнитили)
- А как вы думаете, почему притянулись конструктор, болтики, ключ и скрепки. Что у них общего? (железные)
- Магнит притягивает только железные, металлические предметы. Это свойство примагничивать предметы называется - магнетизм, от слова магнит. Повторите. (Магнетизм)
Вывод: Посмотрите на нашу схему, какой вывод можно сделать. Магнит притягивает только металлические предметы. (Карлсон очень внимательно нас слушает). Людям очень пригодилось это свойство магнита, ведь можно найти любой металлический предмет с его помощью, даже иголку. И малышу магнит нужен, наверное, чтобы что-то найти металлическое.
Опыт №2 «Что магнит притягивает?»
У вас на столах есть, вот такие тарелочки, в которых спрятаны разные металлические предметы, их нужно найти. Как вы будете их искать? (ответы детей). Правильно, найдем предметы с помощью магнита. Приступайте. (Дети ищут металлические предметы). Варя (Андрей, Лиза, Милана, что вы нашли? (Скрепку, болтик, колечко и т. п.) Молодцы, все справились с заданием, все предметы нашли. Мы ещё раз убедились, что магнит притягивает только металлические предметы. От опытов мы отдохнем, физкультминутку проведем. Карлсон дружок поиграй с нами.
Физкультминутка «Карлсон всех зовет на крышу»
Карлсон всех зовет на крышу (шагаем на месте)
Поднимайтесь! Выше, выше! (поднимаем руки вверх)
Руки в стороны расправь, (руки в стороны)
На носки скорее встань.
Выше, выше, Опустись, (поднимаемся на носочки, затем опускаемся)
И, по шире, улыбнись,
Пропеллер ты включи скорее, (нажимают на живот)
По кругу двигайся быстрее! Жиииии-жиииииии! (двигаемся друг за другом по кругу, руки расправлены в стороны).
Ребята, а сейчас мы поиграем в интересную игру. Хотите найти клад? Игра называется «Кладоискатели»
В этом песке спрятаны монеты и вам нажно их найти, но руками залезать в песок нельзя. Как можно найти монеты? (ответы детей). Какой предмет может вам помочь? Возьмите магнит и приступайте к работе.
Молодцы, клад нашли, но монетки грязные, в песке. Нам нужно, помыть монетки, положите их в стакан с водой, а руки можно вытереть салфеткой.
Опыт №3 «Действие магнита через другие материалы»
Монетки стали чистые, но как мы можем их достать? Ложки у нас нет, руками забираться в стакан - руки будут мокрые, да и не красиво. (Предположения детей). Ну, что не можете? А я могу вам подсказать. Нужно прислонить магнит к стакану на уровне монетки. (Показываю)
После того, как монетка приблизится к стенке стакана, магнит медленно двигаем вверх. Монетка будет двигаться за магнитом и ее можно легко достать, не замочив рук. Дети пробуют самостоятельно.
- Какой вывод мы можем сделать (ответы детей)
Вывод: Магнит такой сильный, что может примагничивать предметы через стакан и воду.
А сейчас проверим притягивает ли магнит предметы через картон.
Игра «Гонки»
Вот гоночная трасса, вот машинки. Управлять машинками надо при помощи магнита (показываю). Андрей, Дима выходите играть. А как же поедут машинки, ведь они не металлические? Давайте рассмотрим машинки, может здесь какой-то секрет. Да, на них металлические монетки. И так вперед! Машины двигаются, повторяя движения магнита.
Вывод: Магнит притягивает предметы через картон.
Ребята, скажите а у нас в группе, есть предметы или игры с магнитом? Магнит используют для изготовления игр для детей: «Поймай рыбку», «Магнитная касса цифр и букв», «Магнитная мозаика», магнитная доска, «Магнитный театр».
Итог
Воспитатель:- Ребята, вам понравилось проводить опыты и играть с магнитами? (да). А Карлсону тоже понравилось? Давайте ему ещё раз расскажем, что мы сегодня узнали про магнит.
- Какие магниты?
Магниты гладкие, холодные, твёрдые, разного размера и формы.
- Какие предметы притягивает магнит?
Магниты притягивают только металлические предметы.
- Через какие препятствия действует магнит?
Магнит действует сквозь препятствие: через воду, картон.
- С какими предметами магнит не взаимодействует?
С деревом, резиной, пластмассой, бумагой, тканью и т. д
- Ребята, а как Карлсону найти магнит на полке среди других предметов?
Надо взять металлический предмет и магнит к нему притянется.
Чтение стихотворения «Магнит»
Взяли с мамой мы магнит-
Он и тянет, и манит.
Отыскали все под лавкой
И колечки, и булавку.
Даже в щелях и в пыли
Гайки папины нашли.
Получился целый праздник.
Вот такой магнит - проказник!
Карлсон: Спасибо, ребята! Теперь я точно узнаю магнит. До свидания
Ну вот, ребята, и закончились наши исследования в научной лаборатории, снимем фартуки и попрощаемся с гостями.
Итог.