Елена Гаркавцева
Проект «Волшебные краски» для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебные краски» для детей 1 младшей группы
Актуальность:
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.
Публикация «Проект „Волшебные краски“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует начинать с рисования пальчиками, ладошкой, обрывом бумаги и т. п. Рисование нетрадиционным способом способствует эффективному развитию детской художественной одаренности, эмоционально-чувственной сферы, творческих способностей. Формируется художественный вкус.
Новизна.
В процессе обучения дети получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, правилах рисования, а также о красоте природы и человеческих чувств. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Проект направлен на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.
Тип проекта : творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный
Цель: Создать для ребенка первичный позитивный опыт познания данного предмета, ввести его в мир изобразительного искусства, обучить первичным навыкам отображения предметной среды и воображаемых, сказочных образов.
Задачи:
• Обучать нетрадиционным способам рисования, учить активно и творчески применять усвоенные способы в изодеятельности;
развивать умение планировать свою деятельность;
• вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
• побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоцианально;
• создавать условия для освоения цветовой палитры. учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
• способствовать формированию начальной учебно-познавательной компетентности (восприятие, внимание, воображение, любознательность, мышление) ;
• формировать коммуникативную компетентность;
• содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
Сроки реализации: февраль-март
Участники проекта :
Дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Ожидаемые результаты:
• увеличить динамику высокого уровня развития по изо;
• сформированность учебно-познавательной компетентности;
• умение применять усвоенные техники в изодеятельности;
• способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
• организация выставки продукции детской деятельности и родителей;
• нетрадиционное рисование поможет детям развить фантазию,воображение,мелкую моторику рук,чувство композиции,цветосприятие.
Этапы проекта
Подготовительный этап.
Мероприятия этапов
• Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах по теме проекта, познакомиться с материалами в Интернете.
• Проанализировать многообразие художественных техник рисования, выявить нетрадиционные техники для детей дошкольного возраста.
• Выяснить уровень развития творческих способностей детей.
• Разработать перспективный план проекта.
• Подобрать художественное слово, пальчиковую гимнастику, дидактические игры;
Практический этап.
Мероприятия этапов
• Внедрить в НОД по рисованию нетрадиционные техники;
• Проведение групповых НОД и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы;
• Знакомить с новыми приёмами работы, развивать ручную умелость;
• использование различных форм НОД (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок, их обсуждение и просмотр;
• Создание предметно- пространственной среды;
• Использование богатого иллюстративного материала во время проведения НОД и индивидуальных занятий;
• Наличие оборудования и материалов, правильная организация места для них.
Итоговый этап.
Мероприятия этапов
• Продиагностировать развитие художественно- творческих способностей детей;
• Оформление материалов проекта.
• Анализ работы по проекту.
• Представление материалов по проекту «Волшебные краски» на педагогическом совете.
Перспективный план
Февраль
1 неделя
1. НОД «Падающий снег» (рисование пальчиками»
2. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Снег»
3. Дидактическая игра «Собери капельки»
4. Опыт со льдом.
2 неделя
1. НОД «белоснежная зима» (Тычки жесткой полусухой кистью)
2. Чтение отрывка И. Сурикова «Снег»
3. Дидактическая игра «Собери бусы»
4. Опыт со снегом»
3 неделя
1. НОД «Заяц на снегу» (Тычки жесткой полусухой кистью)
2. подвижная игра «Зайка беленький сидит»
3. Художественная литература «Изучаем цвета»
4 неделя
1. НОД «Тарелки» (рисование оттисков печатками картофеля)
2. 2. Развивающая игра «Предмет и контуры»
3. Дидактическая игра «Найди цвет»
4. Опыт «Окрасим водичку»
Март
1 неделя
1. «Зернышки для цыплят» (рисование пальчиками»
2. Чтение стихотворения В. Берестова «Курица с цыплятами»
3. Совместная выставка детей и родителей
4. Опыт «Посадим зернышки»
2 неделя
1. НОД «Окошки в теремке» (рисование отпечатков поролоновым тампоном)
2. Настольный кукольный театр «Теремок»
3. Дидактическая игра «Найди предмет такого цвета»
3 неделя
1. НОД «Воздушные шары» (рисование отпечатков поролоновым тампоном)
2. Чтение стихотворения Я. Акима «Цветные огоньки»
3. Игра «Построим башню»
4. Опыт «Сделаем ветерок»
4 неделя
1. НОД «Осьминог» (рисование ладошкой»
2. Чтение стихотворения Э. Успенского «Разноцветная семейка»
3. Дидактическая игра «Помоги рыбкам»
4. Опыт «Что в воде тонет, а что нет»
Вывод: Занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник представляют широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.
Приложение
нод 1. Зернышки для цыплят (Рисование пальчиками)
Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Раздаточный материал. Альбомный лист на котором нарисована курица; три маленьких цыпленка, вырезанных из бумаги; гуашь, разведенная водой; тряпочка, клей ПВА, кисточка для клея.
Ход НОД :
Прочитайте детям стихотворение В. Берестова «Курица с цыплятами».
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
Положите перед каждым ребенком альбомный лист с нарисованной курицей и скажите: «Давайте поможем маме-наседке вернуть цыпляток — „насыпем" зернышки». Предложите малышам нарисовать* пальчиками точки — зернышки.
Когда дети закончат работу, скажите: «Цыплята увидели зернышки и сразу прибежали к маме!» Наклейте на лист цыплят, «прибежавших клевать зернышки». Посчитайте цыплят. (Один цыпленок, много).
Предложите малышам показать, как цыплятки будут есть зернышки: сделать из ладошки «клювик» и «поклевать» корм.
НОД 2. Окошки в теремке (Рисование отпечатков поролоновым тампоном)
Программное содержание. Учить детей ставить отпечатки поролоновым тампоном. Развивать память и мышление.
Демонстрационный материал. Игрушки — герои сказки «Теремок» (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, теремок.
Раздаточный материал. Поролоновый тампон прямоугольной формы; вырезанный из картона дом без окон; гуашь любого цвета, разбавленная водой; тряпочка.
Ход НОД:
Покажите детям кукольный спектакль по русской народной сказке «Теремок». Если малыши хорошо знают эту сказку, дайте им возможность помогать вам: подавать нужного героя, подсказывать слова.
Когда по ходу сказки медведь «сломает» теремок, предложите детям сделать новый теремок и расселить в нем зверей. Положите перед каждым ребенком вырезанный из картона дом без окон. Покажите детям, как нужно тремя пальцами держать за кончик поролона и опускать другой его кончик в гуашь.
Если у ребенка это не получается, возьмите его руку в свою и вместе начните ставить «отпечатки» квадратиков поролоном. Затем дайте ему возможность самостоятельно доделать окна.
Скажите: «Вот какие славные получились у нас теремки! А сколько в них окошек! Как вы думаете, за каким окошком живет мышка? А лягушка? Всем места хватило и еще осталось».
НОД 3. Падающий снег (Рисование пальчиками)
Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, распределяя их по всему листу. Учить передавать слова стихотворения с помощью соответствующих движений. Развивать внимание.
Демонстрационный материал. Блюдце с мелкими кусочками белых салфеток.
Раздаточный материал. Белая гуашь, разбавленная водой; тряпочка; синий цветной картон с нарисованными или наклеенными сугробами.
Ход НОД :
Прочитайте детям стихотворение И. Токмаковой, предложите им выполнить соответствующие тексту движения.
Как на горке — снег, снег, (Дети вытягивают руки
вверх и встают на носочки)
Как под горкой — снег, снег, (Приседают)
И на елке — снег, снег, (Встают на носочки
и вытягивают руки)
И под елкой — снег, снег. (Приседают)
А под снегом спит медведь. (Склоняют голову набок,
подложив сложенные ладони под щеку)
Тише, тише. Не шуметь! (Прикладывают палец к губам)
Скажите детям: «Давайте сделаем снег прямо в комнате — подуем на блюдце со „снежинками". Как вы думаете, какой краской надо рисовать снег?»
Предложите малышам нарисовать пальчиками падающий снег, распределяя его по всему листу.
НОД 4. Воздушные шары (Рисование поролоновым тампоном)
Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы. Учить соотносить предметы по цвету.
Демонстрационный материал. Воздушный шарик.
Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисованы 3 клоуна (красный, желтый и синий, гуашь соответствующих цветов, небольшие поролоновые тампоны, тряпочка.
Ход НОД :
Надуйте воздушный шарик и поиграйте в него с детьми. Прочитайте стихотворение Я. Акима «Цветные огоньки» :
В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные шары.
Голубые,
Красные,
Желтые,
Зеленые
Воздушные шары!
Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисованы 3 клоуна (красный, желтый и синий) и скажите: «Посмотрите, ребята, у каждого клоуна в руке веревочка, но воздушные шарики улетели. Давайте поможем клоунам вернуть шарики — нарисуем их. Желтому клоуну нужно нарисовать желтый шарик, а синему?»
Покажите малышам, как нужно правильно брать поролоновый тампон за кончик и обмакивать другой его конец в краску. Если у ребенка что-то не получается, возьмите его руку в свою и вместе нарисуйте первому клоуну круглый шарик, второму — овальный.
Предложите детям самостоятельно нарисовать шарик третьему клоуну и закрасить все шарики.
НОД 5. Осьминог (Рисование ладошкой)
Программное содержание. Познакомить детей с техникой печатания ладошкой: учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечатки, дополнять изображение деталями с помощью пальчиков и кисточки. Развивать восприятие, внимание.
Демонстрационный материал. Альбомный лист с морским пейзажем, в котором «полуспрятаны» разноцветные детки-осьминожки.
Раздаточный материал. Голубой лист бумаги, широкая мисочка с разведенной водой гуашью, гуашь, кисть, тряпочка.
Ход НОД :
Чтение детям отрывок из стихотворения Э. Успенского «Разноцветная семейка» :
Жил осьминог
Со своей осьминожкой,
И было у них
Осьминожков немножко.
Вот однажды камбала
Маму в гости позвала,
Чтобы с ней на глубине
Поболтать наедине.
Только мама за порог —
Малыши с кроватей скок,
Стулья хвать,
Подушки хвать —
И давай воевать!
Долго сонный осьминог
Ничего понять не мог.
Желтый сын
Сидит в графине,
По буфету скачет синий,
А зеленый на люстре качается.
Ничего себе день начинается!
Скажите детям: «Вы знаете, что случилось потом? Все детишки-осьминожки перепутались, попрятались, всех папа-осьминог растерял!»
Покажите ребятам альбомный лист с морским пейзажем, в котором «полуспрятаны» разноцветные детки-осьминожки, и предложите: «Давайте поможем папе-осьминогу найти осьминожков! Вот молодцы! Как вы думаете, почему осьминогов так интересно зовут? Верно, у них по восемь ног! А теперь давайте нарисуем маму-осьминога!»
Раздайте малышам листы бумаги голубого цвета. Сначала предложите им потренироваться: делать отпечаток сухой ладонью. Затем покажите малышам, как нужно опустить ладонь в мисочку с гуашью и делать отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге.
Когда отпечаток высохнет, нужно довести их до образа осьминога: дорисовать глаза, рот. Предложите детям рядом с осьминогом нарисовать кистью водоросли, а пальчиками изобразить камни.