Галина Соловьёва
Проект «Волшебница водица» средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
«Волшебница Водица»
Воспитатель:
Соловьёва Г. И.
Продолжительность проекта : январь - февраль
Актуальность
Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.
Публикация «Проект „Волшебница водица“ средняя группа» размещена в разделах
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек.
Цель
Расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях; о значимости воды в жизни человека и всего живого.
Задачи
1. Расширить и углубить знания о воде, её свойствах, состояниях.
2. Формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого.
3. Пополнить уголок материалами: демонстрационный материал, картотека опытов, художественное слово, мерные кружки, сыпучие вещества и др.
Ожидаемый результат
У детей расширяются знания о воде, её свойствах. Возникает понимание значимости воды в жизни человека и всего живого.
Участники: Дети, родители, воспитатели
Условия
Создание предметно-развивающей среды; подбор материала: методическая литература, художественная литература, подбор дидактических игр; музыкальное сопровождение, материальное оснащение; конспекты непосредственно образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта.
Подготовительный этап:
-подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;
-подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления проведения исследовательской деятельности.
-сбор иллюстраций и фотографий для изготовления альбома «Что мы знаем о воде?».
-подготовка справочно – информационного материала для педагогов и родителей.
Второй этап: разработка (планирование) проекта
- обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы (Что, Где, Когда)
-обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта (создание альбома «Это все волшебница вода»).
Третий этап: исследовательский
Организация проектной деятельности в средней группе
Организация проектной деятельности в средней группе. Сроки Образовательные области Тема
Январь I блок: Непрерывная образовательная деятельность
Ознакомление с предметным окружением, социальным миром Беседа «Вода вокруг нас».
Наблюдения за водой: где видели, как использовали, где можно обнаружить воду, для чего мы её используем.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Конструктивно-модельная деятельность Опыт «Вода прозрачная»
Опыт «У воды нет вкуса и запаха».
Опыт «Вода может течь»
Опыт «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».
Опыт «Вода может иметь цвет, запах, вкус».
Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Опыт «Домашний лимонад»
ФЭМП Использование физкультминутки «Капельки».
Развитие речи Рассматривание иллюстраций: «Вода в природе».
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Рисование пальчиками «Море».
Рисование поролоном: «Облака»
Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Семья Снеговиков»
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация Аппликация «Снеговик».
Физическая культура Использование физкультминутки «С неба падают снежинки»
Художественно-эстетическое развитие Музыкальная деятельность Прослушивание аудиозаписи «Звуки дождя».
Прослушивание аудиозаписи «Шум моря».
II блок: Режимные моменты
Физическое развитие. ЗОЖ. Физическая культура Беседа: «Почему воду нужно беречь»
П/и «Дождик, дождик, посильней…»
Игровая деятельность Игры со снегом, п/и «Снежки»
Социально-коммуникативное развитие. Трудовое воспитание Расчистка дорожек на участке от снега, постройка снежной крепости
Формирование основ безопасности Беседа «Осторожно, гололед!»
Речевое развитие. Чтение художественной литературы Чтение стихотворения Ю. Кушака «Ночное приключение».
Разучить стихотворение: «Речка зимой» В. Фетисова.
Чтение стихотворения Б. Заходера «Что случилось с речкой».
Музыкальная деятельность Прослушивание аудиозаписей: «Прибой», «Музыка дождя»
III блок: Самостоятельная деятельность детей
Рассматривание иллюстраций: «Вода в природе»
Игры со снегом
YI блок: Взаимодействие с родителями
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
Оформление фотоальбома «Вода в природе»
Опыт с детьми дома «Пар – это тоже вода», «Водяные превращения»
Февраль I блок: Непрерывная образовательная деятельность
Ознакомление с предметным окружением, социальным миром Беседа: «Путешествие капельки».
Рассматривание картины «Путешествие капельки».
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Конструктивно-модельная деятельность Опыт «Вода не имеет формы».
Опыт «Легкие предметы в воде не тонут, тяжелые – опускаются на дно».
Опыт «Лёд – твердая вода, тает в тепле».
Опыт «Лёд – легче воды».
ФЭМП Использование физкультминутки «Снежинка»
Развитие речи Беседа «Вода – нужна всем»
Чтение экологической сказки Н. А. Рыжова «Жила – была река».
Художественно-эстетическое развитие. Рисование Рисование пальчиками: «Дождь».
Рисование «Снежинки».
Рисование мятой бумагой «Льдинки».
Художественно-эстетическое развитие. Лепка Пластилинография «Туча и дождь»
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация Аппликация: «Белый снег, пушистый….»
Физическая культура П/и на свежем воздухе «Снежки»
Художественно-эстетическое развитие Музыкальная деятельность Прослушивание аудиозаписей «Звуки дождя», «Шум моря»
II блок: Режимные моменты
Физическое развитие. ЗОЖ. Физическая культура П/и «Солнышко и дождик»
умывание прохладной водой
Игровая деятельность П/и «Солнышко и дождик»
Социально-коммуникативное развитие. Трудовое воспитание Беседа «Это волшебница вода».
Наблюдения за снегом: выявить свойства снега.
Подсыпание снега под корни деревьев и кустов.
Формирование основ безопасности Беседа: «Вода вокруг нас» (продолжение).
Наблюдение за сосульками.
Речевое развитие. Чтение художественной литературы Чтение стихотворения А. Тараскин «Сколько знаю я дождей?».
Чтение стихотворения Г. Люшина «Капелька»
Музыкальная деятельность Прослушивание аудиозаписей: «Гром», «Звонкий ручей»
III блок: Самостоятельная деятельность детей
Наблюдения
-за облаками,
-за снегопадом
YI блок: Взаимодействие с родителями
Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» (Приложение I)
Проведение опытов с детьми дома «Наблюдения за испарением воды»
Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
4. Подведение итогов. Презентация проекта.
Выставка детских работ «Чудо вода»
Открытое занятие: «Волшебная водичка»
Используемая литература:
1. “Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников”, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина, Сфера, 2002
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
3. Программа «Наш дом – природа» Рыжова Н. А., Линка-Пресс, М., 1996г.
4. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
5. Санитарно-эпидемилогические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях- СанПиН 2.4.1.2660-10.
6. Технология «Волшебница вода» Н. А. Рыжова
Приложение I.
Комплексное занятие в средней группе "Волшебная водичка"
Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приё мы: игровой (приход игрового персонажа, наглядный (панно "Кому нужна вода", схемы, символы, практический (опыты, словесный.
Материал и оборудование: стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки, мяч, краска, кисточки.
Ход занятия:
Воспитатель - Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила вот этого мальчика. Как тебя зовут?
- Меня зовут Незнайка
- Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул, вместе с ребятами. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним
Воспитатель: Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей). Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Она течёт. Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой? (Ответы детей). Вот мы с вами и выяснили что вода - это жидкость.
А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую руку стакан с водой. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей). – Правильно, он тяжёлый, а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.
- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей). - Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
- Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей). - Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавишь.
- Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). - Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим. Давайте поиграем в прятки. У вас есть камушки, спрячьте их в воде. Получилось спрятать? Вода прозрачная, в ней всё видно. Вода не имеет цвета, она бесцветная. Физкультминутка. Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А где же все-таки нам нужна вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "Для чего нужна вода?" Давайте выйдем из-за столов и поиграем (проводится игра с мячом).
ИГРА: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "Для чего нужна вода?" и возвращает воспитателю мяч.
- Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.
- Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей). Вы тоже можете покрасить воду. Возьмите на кисточку краску и опустите в воду. Получилось? Молодцы, вы настоящие волшебники.
Воспитатель: Давайте еще раз расскажем Незнайке, что мы с вами узнали о воде (вода имеет вес, её можно переливать, она бесцветная, безвкусная, но может изменить цвет и вкус, вода нужна). Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.
Воспитатель: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран.
Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран. В это царство воды мы отправимся с вами в следующий раз!
Приложение II.
Консультация для родителей
Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей
к познавательному экспериментированию.
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.
Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впе-чатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
ПРИЛОЖЕНИЕ V.
Наблюдения
Наблюдения за водой.
Цель: сформировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно.
Предложить детям запомнить, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить подумать, где ещё можно обнаружить воду? Для чего мы её используем?
Наблюдения за испарением воды.
Цель: дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Вместе с детьми налить в мисочки воды. Отметить первоначальный уровень воды. Одну мисочку поставить на солнце, другую в тёмное прохладное место. Ежедневно отмечать, где быстрее исчезнет вода: там, где тепло или там, где прохладно?
В конце наблюдения обсудить, куда исчезла вода. Закрепить знания детей о том, что капельки воды постоянно путешествуют.
Наблюдения за ростом растения.
Цель: выявить зависимость роста растений от воды.
В течение некоторого времени не поливать цветок, наблюдать за его состоянием. Сравнить его с другими цветами, которые поливали.
Вывод: без воды цветы погибают.
Наблюдения за снегом.
Цель: выявить свойства снега, как он изменяется в зависимости от природных условий.
Предложить детям определить цвет снега. Какого он цвета в солнечную погоду? В пасмурную? Когда снег блести? Когда хорошо лепится?
Предложить детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. В какую погоду снег хрустит под ногами?
Выяснить, в какой снег легче провалиться: в рыхлый или плотный?
Рассмотреть снежинки, обратить внимание на красоту снежинок. Что происходит, если снежинка упадёт на ладошку?
Наблюдения за сосульками.
Цель: Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома.
Найти самую маленькую и самую большую сосульку. Проследить, как в тёплую погоду с них стекают капли воды. Обследовать сосульку руками, выяснить, какая она – гладкая, шершавая. Выяснить прозрачная она или нет?
Объяснить детям, почему сосулька такой формы.
Наблюдения за облаками.
Цель: предложить детям понаблюдать за облаками.
Напомнить, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Быстро двигаются или медленно? На что похожи облака?
Наблюдение, как лёд тает.
В миску положить кубики льда и в течение дня наблюдать, как тает лёд. В конце наблюдения сделать вывод: лёд растаял от тепла и превратился в воду. Лёд – это вода в твёрдом состоянии.
ПРИЛОЖЕНИЕ VI.
Опытническая деятельность
Опыт № 1 «Вода прозрачная!»
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком.
В один стакан положить ракушку, в другой – ложку.
В каком из стаканов они видны, а в каком – нет?
Почему? Перед нами молоко и вода. В стаканчике с водой мы видим ракушку, а в стаканчике с молоком – нет.
Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт № 2 «У воды нет вкуса и запаха».
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Для сравнения дать детям попробовать сок. Если они не убедились, дети ещё раз пробуют воду на вкус.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Нюхать до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.
Опыт № 3 «Вода – жидкая, может течь!»
Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой. И предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках. Для сравнения предложить детям перелить кисель из одного стаканчика в другой. Кисель не может течь, переливаться, потому что он густой, вываливается из стакана.
Вывод: вода – жидкая, может течь, кисель густой – не может течь.
Опыт № 4 «Вода не имеет формы».
Предложить детям рассмотреть кубик льда (напомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку?
Нет, в любом месте он остаётся кубиком.
А жидкая вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, графин, пробирку, в стеклянную бутылку, в цилиндр.
Вывод: вода принимает форму того предмета, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Опыт № 5 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно».
Дети опускают в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Наблюдают, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?
Вывод: лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, которые тяжелее воды тонут.
Опыт № 6 «Вода может иметь цвет, запах, вкус».
Вспомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находятся две пробирки с водой. Дети растворяют краску в пробирках, рассматривают, как изменяется цвет воды. Для того, чтобы вода приобрела запах, предложить детям добавить в один стакан с водой лимон, в другой – розовый тоник. Что изменилось?
Вода приобрела запах лимона и тоника.
Для того чтобы вода приобрела вкус, в один стакан дети выжимают апельсин, в другом стакане – размешивают сахар.
Вывод: вода является растворителем различных веществ, может приобрести запах, цвет, вкус.
Опыт №7 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».
Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песок и пробуют его размешать ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло?
Кристаллики соли полностью растворились в воде. Дети сравнивают, что произошло в стаканчиках.
Вывод: кристаллики соли полностью растворились в воде, а песок не растворился, осел на дно.
Опыт № 8 «Вода бывает тёплой, холодной и горячей».
1. Налить в стаканчик воды разной температуры. Дети пальчиками пробуют и определяют, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком – самая тёплая.
2. Как можно получить тёплую воду? Смешать в стакане горячую т холодную воду, попробовать пальчиком. Что получилось?
3. Предложить детям опустить лёд в горячую воду и сравнить температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Вывод: вода может быть разной температуры.
Опыт № 9 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле».
Вспомнить, что лёд – это замёрзшая вода. От чего может растаять лёд? Предложить положить лёд на батарею, подержать в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды. Выяснить, где лёд растаял быстрее, где медленнее. После того, как лёд растаял, что с ним происходит?
Вывод: лёд – это замёрзшая вода, тает от тепла.
Опыт № 10 «Лёд – легче воды».
Дети высказывают предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчике с водой?
Он утонет, будет плавать или, может быть, сразу растворится?
Поместить в стакан с водой лёд. Лёд плавает в воде.
Вывод: лёд легче воды, поэтому и не тонет.
Опыт № 11 «Пар – это тоже вода».
Налить горячей воды в стакан. Понаблюдать, как пар поднимается вверх. Что нужно для того, чтобы образовался пар?
Необходимо воду довести до кипения, чтобы появились пузырьки на поверхности. Чтобы доказать, что пар – это тоже вода, нужно поместить над паром стекло. На нём выступят капельки воды.
Вывод: пар – это вода в газообразном состоянии.
ПРИЛОЖЕНИЕ VII.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
Б. Заходер
Течёт река
Издалека…
Течёт река…
Течёт река…
Как хорошо, когда река
И широка и глубока!
Над ней –пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройнее, выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!
Течёт река…
Течёт река…
Поит поля и города,
Несёт и лодки, и суда, И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хорошо, река, весной
И осенью,
И в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому – попробуй угадать! –
Приятней плыть в живой волне:
Рыбятам или ребятне?.
Вся живность счастлива вполне!
Но что такое! Караул!
Нет, нет, никто не утонул,
Нет, нет, как раз наоборот:
На мель садится пароход
Средь бела дня.
Какой скандал!
Наверное, лоцман маху дал?
Да нет! Далеко до буйка,
Тут глубока была река.
Была. Вот именно – б ы л а.
Была, да, видимо, сплыла.
Ах, реку мы не узнаем:
Река становится ручьём! …
Уже и лодки на мели…
… Пловцы вдруг посуху пошли.
А рыбы? В горе и тоске
Бедняжки бьются на песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк!
Пустяк…
Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река! «Капелька».
Г. Люшнин
Нависли тучи над селом –
И разразился в небе гром!
Катился гром, гремел, ворчал
На всех,
Кого в пути встречал.
На землю шляпкою гвоздя
Упала капелька дождя.
Она была совсем ничья,
Но стала капелькой ручья.
И вместе с ней бумажный флот
С рассветом двинулся в поход.
И небывалой красоты
Шли канонерки и плоты…
Поила капля целый день
В лугах цветы,
В садах сирень.
Не обошла и огород,
Где зелень разная растёт.
И под небесной синевой
Пропахла солнцем и травой.
В селе закончила дела
И быстро в реку утекла,
И там с мальчишками она
Ныряла весело до дна.
Потом у дальнего причала
Турбинам лопасти вращала,
Чтобы от них по селам тек
По проводам гудящий ток.
В реке закончила дела –
И в море капля уплыла.
От берегов родных вдали
Теперь качает корабли.
***
«Весенний разговор».
С. Погореловский
- Куда ты несешься,
Постой, речек,
Побудь, непоседливый, с нами!
- Спешу я. Ребята,
Ведь путь мой далек, -
Бегу я на родину, к маме!
- А кто твоя мама?
- Большая волна,
Волна океана седая,
О бурях неистовых пела она,
Меня на груди колыхая.
Всегда бы ту песню я слушать хотел,
Но солнце пригрело сильнее –
И к страннице – тучке
Я паром взлетел,
Понесся по свету я с нею.
- какой ты счастливец!
Увидел с небес
Всю землю с её чудесами!
- Да, много в пути
Повидал я чудес,
Но помнил, грустил я о маме.
- так что же ты к ней
Не вернулся опять
Веселым сверкающим ливнем? «Речка зимой»
В. Фетисов
Нашу речку – рыбий дом –
Застеклили крепко льдом.
Смотрят рыбы из реки –
По стеклу бегут коньки
И наносят линии
На стекло на синее.
Ходят с вывертом коньки
С края к серединке.
Подо льдом снуют мальки
И глядят картинки.
***
«Сколько знаю я дождей?»
А. Тараскин
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой – дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.