Виктория Царигородцева
Проект «Волшебница вода» для первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: Познавательно-исследовательский, среднесрочный
Длительность проекта: 1 месяц
Цель: развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Способствовать расширению знаний детей о воде, значении и её свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей раннего дошкольного возраста с водой и её свойствами;
- обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных, растений;
- обогатить словарный запас детей по данной теме;
Публикация «Проект „Волшебница вода“ для первой младшей группы» размещена в разделах
-повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомле-ния детей со свойствами воды.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе эксперимен-тирования с водой, любознательность, стремление к самостоятельному по-знанию и размышлению.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать умение играть со сверстниками рядом;
- воспитывать самостоятельность.
Актуальность проекта:
Выбирая темы для наших проектов, мы всегда опираемся на интересы, потребности детей, возникающие на данный момент. Одним из первых природных материалов, с которым ребёнок встречается в повседневной жизни, самым близким и доступным является вода. Наблюдая за играми малышей с водой, а также во время умывания, купания, я видела интерес детей к воде и убедилась в актуальности данной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений об основных свойствах воды, её состояниях и значении воды в жизни живых существ.
Ресурсное обеспечение: ёмкости с водой, камешки, шарики деревян-ные, капсулы от киндер-сюрприза, пластиковые бутылочки с разноцветными крышками, чайнички из детской посуды, корзина с еловыми шишками, медузы, изготовленные из разноцветных пакетов и крышек от пластиковых бутылок, резиновые уточки.
Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатель группы, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний воспитанников о воде, её свойствах и роли для окружающего мира;
- обогащение активного словаря воспитанников за счёт слов «вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т. д.»
- формирование навыков элементарных исследовательских умений;
- родители активно включаются в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.
Этапы освоения исследовательской деятельности:
подготовительный
- Определение общей темы исследования, задач проекта,подбор дет-ской художественной литературы для чтения детям, подбор сюжетных картинок и иллюстраций, разработка занятий-экспериментов, работа с родителями, оснащение предметной среды.
содержательный
- Подбор дидактического материала, проведение игровых занятий - экспериментов, опытов, наблюдений, бесед, чтение рассказов и сказок познавательного характера, заучивание стихов.
итоговый
- Выявить знания детей о воде;
- расширить исследовательские умения в соответствии с возрастом.
Планирование работы
Виды деятельности
Результат проектной деятельности во многом определяется хорошо организованной, разнообразной и содержательной предварительной работой. Ежедневно во время прогулок, вместе с детьми наблюдали за природными явлениями (облаками, дождём, снегом, льдом, сосульками, капелью, лужами, ручейками, отмечали изменение состояний воды в зависимости от времени года.
Дети наблюдали за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями, убеждаясь в том, что они не могут обойтись без воды. Если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения начнут засыхать, терять листья, погибнут. Наблюдали за трудом воспитателя и выполняли трудовые поручения: мытье игрушек, стирка кукольного белья. Также наблюдали за трудом помощника воспитателя, как она моет посуду, пол.
Рассматривали иллюстраций с изображением дождя, различных водоемов, купания в них с целью продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.
Чтение художественной литературы: А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», потешки о воде «Дождик, дождик, пуще», «Водичка, водичка» и др. ;рассказов В. Бианки «Купание медвежат».
Физическое развитие: пальчиковая гимнастика «Дождик», подвижные игры «Солнышко и дожди», «Пузырь» и др.
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Падает снежок», «Дождик»; лепка: «Снежные комочки», «Снеговик».
Проводились беседы с детьми на тему культурно - гигиенические навыки, беседа: «Кто живёт в воде» с целью расширить знания детей о жи-вотных, которые живут в воде; показать, что без воды они погибнут. В грязной воде животные могут заболеть и погибнуть. Побуждать бережно относиться к воде, не засорять водоёмы. Учить любить окружающую природу.
Предметно-развивающая среда является главным помощником при реализации экспериментально-исследовательской деятельности. Неоценимую помощь в оснащении центра воды оказали родители воспитанников. Благодаря этому дети в группе могли проводить исследовательскую работу.
Большая роль в осуществлении поставленных задач была отведена специально организованным занятиям по познавательному и речевому развитию детей, играм - экспериментам.
План работы по экспериментально-исследовательской деятельности:
Работа с детьми
1 неделя: Игра - эксперимент «Весёлые медузы и уточки»
Цель: закрепить умение определять и называть температуру воды «тёплая», «холодная»;
знакомство детей со свойствами материалов «тонет-не тонет»;
активизация мышц губ, формировать умения чередовать длительный, плавный, сильный выдохи.
2 неделя: Игра-эксперимент «Волшебные бутылочки»
Цель: познакомить с основными свойствами воды (воду можно переливать разными ёмкостями);
знакомство детей со свойствами предметов «тонет - не тонет», «лёгкий-тяжёлый»;
развитие мелкой моторики рук, зрительную и двигательную координацию;
расширять и обогащать словарь детей новыми словами;
формировать понятия «полный - пустой»;
развивать умение узнавать и называть основные цвета;
снимаем психическое напряжение, агрессии, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
3 неделя: Игра с шишками и водой
Цель: познакомить детей со свойствами предметов «лёгкий - тяжёлый», «тонет-не тонет»;
развивать тактильные ощущения;
развивать двигательную активность.
4 неделя: Занятие-эксперимент с водой «Разноцветные льдинки»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды в жидком и твёрдом состояниях. Показать, как цветная вода превращается в цветной лёд.
Работа с родителями
1 неделя: Консультация для родителей «Опыты с водой в домашних условиях с малышами»;
папка-передвижка «Игры с водой»
2 неделя: Привлечение родителей к пополнению развивающей среды пособиями по опытнической деятельности
3 неделя: Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
4 неделя: Оформление стенда «Первые опыты малышей» с фотографиями по теме проекта.
Создавая игровые проблемные ситуации, побуждала детей использовать приобретённые знания и применять их в разрешении проблемы, а затем и закреплять через сюжетные игры «Капитаны», «Плывем на пароходе», «Сварим суп» (компот, кашу, «Угостим кукол чаем», дидактические игры «Купание куклы Кати» (Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними. Воспитывать культурно - гигиенические навыки, поведения., «Моем посуду (игрушки)»,игры со строительным материалом - постройка корабля, моста.
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Творческий центр «Сфера», Москва 2002г.
2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.
3. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой»
Москва. Педагогическое общество России, 2005г.
4. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»
5. Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.
6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М. : ВАКО 2005.
7. «Экологическое воспитание младших дошкольников» С. Н. Николаева. М. : Мозаика - Синтез, «2012 г.
8. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА - ПРЕСС. 2005.
9. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) - М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.
10. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
Приложение
Игра - эксперимент «Весёлые медузы и уточки»
Цель: закрепить умение определять и называть температуру воды «тёплая», «холодная»;
знакомство детей со свойствами материалов «тонет - не тонет»;
активизация мышц губ, формировать умения чередовать длительный, плавный, сильный выдохи.
Игровой материал: ёмкость с тёплой и холодной водой; медузы, изготовленные из разноцветных пакетов и крышек от пластиковых бутылок; резиновые уточки.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Ребята, уточки любят купаться в холодной воде, а медузы в тёплой. Давайте их искупаем». Дети опускают утят в ёмкость с холодной водой, а медуз в тёплую воду. Ребята, посмотрите, уточки и медузы плавают или тонут? (Плавают) Почему они не тонут в воде? (Они лёгкие) Тем самым дети закрепляют не только свойства предметов, но и учатся определять разницу холодное - тёплое.
Для того чтобы наши уточки и медузы начали двигаться, нужно на них подуть. Можно дуть просто, вытягивая губы трубочкой, не надувая щёки. Воспитатель показывает, как это делать. Обращает внимание детей на звук, который при этом получается: «Ф». Дети повторяют. А можно подуть на них отрывисто, не ровно: «П-П-П». Обращает внимание детей на звук, который слышится теперь - «П».
Игра-эксперимент «Волшебные бутылочки»
Цель: познакомить с основными свойствами воды (воду можно пере-ливать разными ёмкостями);
знакомство детей со свойствами предметов «тонет - не тонет», «лёгкий-тяжёлый»;
развитие мелкой моторики рук, зрительную и двигательную координацию;
расширять и обогащать словарь детей новыми словами;
формировать понятия «полный - пустой»;
развивать умение узнавать и называть основные цвета;
снимаем психическое напряжение, агрессии, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Игровой материал: пластиковые бутылочки с разноцветными крышками, ёмкость с тёплой водой, чайнички из детской посуды.
Ход игры: воспитатель предлагает детям опустить пустые бутылочки в воду.
- Пустая бутылочка плавает или она утонула? (плавает)
- Почему? (она лёгкая)
Затем предложить детям наполнить бутылочки водой, используя чай-нички из детской посуды (вода жидкая, её можно переливать). Закрутить крышки и опустить бутылочки в воду.
- Ребята, наши бутылочки утонули! Почему? (потому что они стали тяжёлые)
- А теперь давайте выльем воду из бутылочки и понаблюдаем за струйкой воды. Как вода красиво струится!
- С помощью наших пустых бутылочек ещё можно пускать пузыри! Опустите свои бутылочки в воду, нажмите на них и посмотрите, как выходят пузырьки воздуха из воды.
Игра с шишками и водой
Цель: познакомить детей со свойствами предметов «лёгкий - тяжё-лый», «тонет-не тонет»;
развивать тактильные ощущения;
развивать двигательную активность.
Игровой материал: корзина с еловыми шишками, ёмкость с тёплой водой, камень, шарик деревянный, капсула от киндер-сюрприза.
Ход игры: Воспитатель достаёт корзину с еловыми шишками.
-Ребята, что это у меня в корзине лежит?
- Правильно еловые шишки. Посмотрите, какие они стали. … Все вы-сохли и раскрылись!
Подвижная игра «Мишка косолапый»
Воспитатель рассыпает шишки на полу и предлагает детям собрать все шишки в корзинку.
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, в корзиночку кладёт.
Все шишки собрали? А давайте проверим, умеют ли они плавать в воде?
Не тонут! Почему? (они лёгкие). А шарик деревянный? А киндер-сюрприз? А камушек? Утонул. Почему? Потому что он тяжёлый.
Наши шишки напились воды и начали закрываться. Посмотрите, ребята, шишки воду покрасили!
Конспект занятия-эксперимента с водой «Разноцветные льдинки»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды в жидком и твёрдом состояниях. Показать, как цветная вода превращается в цветной лёд.
Оборудование: четыре пластиковых стаканчика с водой, гуашь красного, синего, жёлтого и зелёного цвета, формочки.
Ход занятия:Воспитатель (привлекает внимание детей к стаканчикам с водой). Дети, что налито в стаканчиках? (вода)
Воспитатель: Какая бывает вода? (Прозрачная, чистая)
Воспитатель: Правильно через стаканчики с водой мы можем увидеть наши игрушки. Значит, она прозрачная. Она чистая.
Воспитатель: Водой мы моем наши ручки, умываем наше лицо, чистую водичку мы пьём, в чистой воде плавают рыбки. А мы сейчас с вами вместе сделаем цветную водичку. В этот стаканчик добавим краску. Какого цвета у меня краска? (красная)
Воспитатель: Какая получилась водичка?
Дети: Тоже красная.
Воспитатель: А теперь возьмем баночку с зелёной краской. Добавим её в водичку, размешаем. Водичка получилась, какого цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: У нас есть еще краска. Какая краска у нас осталась? Какая водичка из нее получится. Ответы детей.
Воспитатель: Из разноцветной водички можно получить цветные льдинки. Для этого мы водичку нальём в формочки. А что нужно сделать, чтобы водичка замёрзла? Водичку надо вынести на холод, на мороз. Мы сейчас пойдём гулять и возьмём с собой формочки с водичкой. А потом посмотрим, что с ней случится.
Во второй половине дня воспитатель заносит формочки с водой.
Воспитатель: Дети, что случилось с водой? Вода превратилась в лёд, замерзла. Водичка не выливается из формочек, она стала твердой, холодной. Водичка превратилась в лёд и стала как формочки. Мы вытащим льдинки из формочек и повесим их на участке, чтобы было красиво.