ТАМАРА ДЕМЧЕНКО
Опытно-исследовательский проект «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Шегарский детский сад комбинированного вида№1»
Исследовательско - творческий проект
в старшей группе
«Волшебница - вода»
Руководитель проекта : Т. Л. Демченко
Паспорт проекта
1. Вид проекта : исследовательско – творческий.
2. Продолжительность: средней длительности (1,5 – 2 месяца)
3. Участники проекта : дети старшей группы «Капельки», воспитатель
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
4. Актуальность темы: Гуляя осенью на улице с детьми, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?
5. Цель проекта : Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.
6. Задачи проекта :
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);
-дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды.
- уточнить значение воды для всего живого.
7. Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
- накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
- воспитать бережное отношение к воде.
8. Продукт проектной деятельности : альбом «Опыты по экологии».
План реализации проекта
в старшей группе ДОУ
«Волшебница вода»
Подготовительный этап проекта :
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой.
3. Подбор подвижных и речевых игр.
4. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
5. Составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Исследовательский этап проекта
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Раздел Название Программные задачи
Ознакомление с окружающим миром «Что мы знаем о воде?» Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, булькать, течь, журчать.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Ознакомление с окружающим миром «Освобождение бусинок из ледяного плена» Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле, развивать образное мышление при выборе способа действия, стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Художественная литература Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Учить детей внимательно слушать литературное произведение.
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и аппликации
«Что за чудесница – водица-волшебница» Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; упражнять в образовании однокоренных слов; развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.
Изобразительная деятельность Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше» Вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками, показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой.
Изобразительная деятельность Аппликация «Тучи по небу бежали» Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях.
Беседа
“Чистота та же красота”.
Прививать детям правила личной гигиены
Игры к проекту
Виды игр Название Программные задачи
Речевая "Подскажи словечко".
Развивать речь детей, моторику речевого аппарата.
Игра малой подвижности «Ручеек»
Подвижная игра
«На болоте» Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.
Подвижная игра «Караси и щука» Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.
Подвижная игра
“Море волнуется” Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.
Подвижная игра
“Мы – капельки”. Развивать воображение детей, активность в игре.
Опыты к проекту
1. «Вода не имеет формы»
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.
Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
2. «Лед легче воды»
Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т. е. она тяжелее.
3. «Превращение в воду»
Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.
4. «Вода нужна всем»
Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.
5. «Растения пьют воду»
Поставить с детьми цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.
Вывод: Растения пьют воду.
6. «Животворное свойство воды»
Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
Вывод: Вода дает жизнь всему живому.
Заключительный этап проекта
1. Итоговое занятие «Что за чудесница – водица – волшебница»
Материал и оборудование:прозрачный стакан, молоко, соль, сахар, иллюстрации с предметами живой и неживой природы, аудиозапись со звуком текущей воды.
Ход занятия:
-Ребята, как вы думаете, что я налила в стакан? Правильно, воду.
- Как вы догадались? Какого цвета вода? (бесцветная, прозрачная).
-Как вы думаете, что здесь? (молоко).
- Какого цвета?
-Я брошу камешек со стакан с молоком, его видно? (нет)
А если брошу в стакан с водой? (видно)
- Почему? (прозрачная)
-Когда я бросила камешек, он что сделал? (булькнул)
-Если я наклоню стакан, что произойдет? (пролилась)
Да, вода пролилась и появилась лужа, вокруг полетели брызги, значит вода какая? (жидкая и она течет).
-Посмотрите на плакаты и скажите, где есть вода? (в кране, реке, роднике, озере, ручейке, море, океане).
-А теперь послушайте, как журчит и булькает вода. Слышите? (аудиозапись)
-Ребята, а для чего нам нужна вода? (чтобы пить, поливать цветы, умываться, кушать варить, животным).
-Чистая вода, большая ценность, ее надо беречь.
А как это сделать (закрывать краны, не засорять реки, озёра).
Теперь послушаем ребят, что они нам расскажут о воде.
Дождик, дождик поливай
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Эй, молодчик! Ты водопроводчик?
Загляни в квартиру пять
Стало кухню заливать.
С краном кухонным – беда,
Кран закрутим, все устроим,
Воду живо успокоим.
ФИЗМИНУТКА
Лебеди летят, крыльями машут
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
- Ребята, как мы должны относиться к воде? (бережно)
-Да, бережно!
1. при умывании не включать сильно кран.
2. закрывать хорошо кран.
3. не загрязнять реки, озера.
ИТОГ:
ЗАПОМНИТЕ ЭТИ ПРАВИЛА.
Без воды не может прожить ни одно живое существо.
Вода нужна всем.
И чтобы вы не забыли эти правила, я дарю вам капельки – памятки с правилами, чтобы вы напомнили родителям о бережном отношении с водой.
Список используемой литературы:
1. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М. : Новая школа, 1999г.
2. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - М. 2011 г. - Волгоград, Учитель, 2010 г.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. - Волгоград, Учитель, 2006 г.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа - М. : Карапуз-Дидактика, 2006.– М. : Владос, 2001г.
5. Глазырина Л. Д. Физическая культура в старшей группе детского сада. – М. : Владос, 2005.
Приложение к проекту.
Игры к проекту
Игра «Подскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю: (снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые: (снежинки)
На полянку, на лужок
Все снижается: (снежок)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее: (снегопад)
Все бегут вперегонки.
Все хотят играть в: (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился: (снеговик)
Рядом снежная фигурка,
Это девочка: (снегурка)
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой: (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил: (снег)
Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово.
Игра малой подвижности “Ручеек”
Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары становится ведущим.
Подвижная игра “Караси и щука”
Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.
Подвижная игра “На болоте”
Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.
Игра «Капельки»
(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело (дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.