Афанасьева Наталья
Проект «Волшебница соль» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №36»
Сергиево – Посадский городской округ
«ВОЛШЕБНИЦА СОЛЬ»
в группе общеразвивающей направленности
для детей 6 – 7 лет
Реализовала:
Воспитатель первой квалификационной категории
Афанасьева Наталья Владимировна
2022 – 2023 учебный год
Актуальность.
Публикация «Проект „Волшебница соль“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача воспитателя – активно поддерживать, направлять и помогать воспитанникам. Каждый день мы употребляем в пищу соль, знаем о её пользе и вреде, но ничего не знаем об «удивительных» свойствах соли, о том, как её можно получить и использовать в творческой деятельности.
Обоснование выбора темы проекта.
Уже 8 тысяч лет люди используют соль в пищу.
В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Происхождение слова соль связано с Солнцем : старинное славянское название Солнца – Солонь.
Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить.
Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет. Поэтому соль и её волшебные свойства так заинтересовали детей.
Характеристика проекта.
Аудитория: подготовительная к школе группа от 6-7 лет
Продолжительность: краткосрочный проект
Цель:
Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи, связанные с развитием детей :
• Формирование познавательных интересов у детей;
• Воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности;
• Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы;
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества;
• Организовать экспериментальную, продуктивную, деятельность с использованием соли.
Задачи, связанные с деятельностью педагога:
• Реализовать проект «Волшебная соль»;
• Обобщить опыт проделанной работы и представить родителям в виде презентации.
Задачи по работе с родителями:
• Укреплять связь дошкольного учреждения с семьей;
Используемые принципы при реализации проекта :
1. Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий практически апробированными методиками.
2. Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности, отношения к миру и природе.
3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
4. Комплексность и интегративность: решение задач в системе всего образовательного процесса.
Тип проекта : исследовательский
Планируемое время на реализацию проекта по этапам : постановка проблемы, определение цели деятельности и конкретного замысла, планирование, реализация проекта и постоянная рефлексия, Анализ результатов и презентация
Маршрутный лист
Этап Примерные сроки реализации Деятельность педагога Планируемая деятельность детей Что в итоге сделали дети на данном этапе
Постановка проблемы Мотивация детей к проектной деятельности.
Педагог формулирует для себя проблему. Подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией. Воспитатель вносит в группу две прозрачные банки с водой, опускает в обе банки яйцо. После того, как дети увидели, что в одной банке яйцо опустилось на дно, а в другой осталось на поверхности воды, воспитатель просит детей высказать свои предположения. Дети высказывая разные предположения, приходят к выводу, что яйцо осталось на поверхности в солёной воде. Дети, высказывая разные предположения, приходят к выводу, что яйцо осталось на поверхности в солёной воде. Дети учатся видеть проблему. Дети просят воспитателя рассказать им, почему соленая вода держит яйцо так же, как вода в море держит человека. Так же дети задают много других интересующих их вопросов. Дети совместно с воспитателем составили план (вопросы) для дальнейшего изучения соли и её свойств.
Определение цели деятельности и конкретного замысла Цель детей :
Понять проблему. Найти ответы на вопросы при помощи опытов и экспериментов.
Воспитатель предложила детям проследовать в лабораторию, чтобы опытническим путем найти ответы на вопросы. Дети при помощи опытов выявляют свойства соли, её особенности
Дети, узнав о разнообразии свойств соли, предлагают разные виды творческой деятельности.
Задачи, связанные с развитием детей :
Формирование познавательных интересов у детей;
Воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности;
Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы;
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества;
Организовать экспериментальную, продуктивную, деятельность с использованием соли.
Задачи, связанные с деятельностью педагога:
Реализовать проект «Волшебная соль»;
Обобщить опыт проделанной работы и представить его педагогическому сообществу, родителям в виде презентации
Задачи по работе с родителями:
Укреплять связь дошкольного учреждения с семьей;
Вовлекать родителей в проектную деятельность через совместную деятельность родителей и детей (выращивание кристаллов)
Планирование ОО «Познавательное развитие»
1. Беседы «Что мы знаем о соли и её свойствах?»; «Где и как добывают соль»; «Почему море соленое?»
2. Исследовать соль, провести опыты по изучению свойств соли.
3. «Как вырастить из соли кристалл?»
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Творческая мастерская:
«Рисуем солью»
«Картины на цветной соли»
Аппликация солью «Зимушка – зима!
Просмотр видеоролика: «Соль», «Виды соли»
Показ презентации «Соль в народном творчестве»
ОО «Речевое развитие»
Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
Анализ результатов и презентация. Результат В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с одним из способов выращивания кристаллов. Усиленно работали в творческой мастерской: красили соль мелками, рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес, а также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Проектная карта :
ОО «Познавательное развитие»
1. Беседы «Что мы знаем о соли и её свойствах?»; «Где и как добывают соль»; «Почему море соленое?»
2. Исследовать соль, провести опыты по изучению свойств соли.
3. «Как вырастить из соли кристалл?»
4. ООД «Удивительная соль»
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Творческая мастерская:
«Рисуем солью»
«Картины на цветной соли»
Аппликация солью «Волшебница Зима!
Просмотр видеоролика: «Соль», «Виды соли»
Показ презентации «Соль в народном творчестве»
ОО «Речевое развитие»
Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки и загадки о соли, русская народная сказка «Соль».
Список литературы для детей
1. Энциклопедия Почемучка. М, «Росмэн» 2005
2. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия. М. ,
«Педагогика - Пресс», 1995
Список литературы для родителей (законных представителей)
2. «Страна Мастеров. Соль» - https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706
Список литературы для педагогов
1.«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
2. С. Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва;
3. «Страна Мастеров. Соль» - https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706
4. Интернет ресурсы
Приложение 1
Сказка про соль.
Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.
Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:
- Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - ответила старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.
- Как соль, - сказала младшая, Марушка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.
Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.
Пословицы о соли
• Соли нет, так и слова нет.
• Без соли и стол кривой.
• Без соли и хлеб не естся.
• Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
• Хоть бы песок, лишь бы солил.
• Соли не жалей, так и есть веселей.
• Не солоно хлебавши.
• Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
• От хлеба–соли не отказываются.
• Хлеб-соль и разбойника смиряет.
• Хлеб-соль не бранится.
• Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
• Хлеб да соль, ем да свой.
• Надо хлеб-соль помнить.
• Ешь солоней, жить будешь веселей.
• На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
• Без соли, без хлеба, худая беседа.
• Без хлеба, без соли никто не обедает.
• Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
• Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
• Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.
• Захлебом-солью всякая шутка хороша.
• Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
• Подавая соль -смейся, не то поссоришься.
• Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
• Я помню твою хлеб-соль.
• Хлеб-соль взаимное дело.
• От хлеба-соли не отказываются.
• Хлеб да соль, и обед пошел!
• Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
• Не захлебом-солью сказано (дурное слово).
• После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
• Хлеб-соль платежом красна.
• Чтоб потом положить по щепотке
• В миски, платки, горшки, сковородки.
• Рис и рыба, фасоль и салат
• Сразу стали вкусней во сто крат!
• Без денег торговать, как без соли хлебать.
• Насыпать соль на хвост.
• Соль варим, а сами в нужде сидим.
• Хлеб соль кушал, а не послушал.
• Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем будешь здоров.
Загадки о соли
• Меня не едят — и без меня мало едят.
• В воде родится, а воды боится.
• Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.
• Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает. (загадка).
• Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.
• В воде родится, а воды боится.
• В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).
• Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
• Что в избе за белая Марья? (соль).
• Белый камень из горы,
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. (соль).
Приложение 2
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
«Удивительная соль»
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
-воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
-развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход:
Приветствие:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Пуд соли вместе съесть.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без соли стол кривой.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба – худа беседа
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
Люди научились добывать соль различными способами:
Соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
А еще соль полезна и животным.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Игра «Соль полезна для того, чтобы …» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи
«Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»
- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
И так, внимание…
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? Значит соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)
Опыт№4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (в одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(в тёплой воде соль растворилась быстрее).
А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем
А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
(в стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)
А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей – попробовать на вкус
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Соль – чистящее средство».
Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.
(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.
Творческая работа.
Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.
А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли
-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли)
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
дети рисуют елку)
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
(дети рисуют снежинки)
Как красиво у вас получается!
Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? Давайте вспомним и скажем
. Откуда берется соль? (соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)
- Как вы думаете ребята
. Соль полезна или вредна? (соль полезна)
- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД
Что нового вы узнали о соли? /Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка/. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли, закрашивание соли/.
Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Вы были хорошими учеными.
Приложение 3
ФОТОМАТЕРИАЛЫ
Введение в проблемную ситуацию, исследование свойств соли
Экспериментально – исследовательская деятельность
Продуктивная деятельность
Выращивание кристаллов