Татьяна Клейменова
Презентация проекта «Сенсорное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация проекта
«Сенсорное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми
старшего дошкольного возраста»
Слайд1.
Проект
«Сенсорное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми старшего дошкольного возраста»
Автор проекта
воспитатель: Клейменова Т. Н.
слайд 2.
По доминирующей деятельности: познавательный
Публикация «Презентация проекта „Сенсорное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
По количеству участников: групповой
По продолжительности: - долгосрочный (3 мес.)
Слайд 3.
Участники проекта : воспитатели, тифлопедагог, дети, родители
Слайд 4.
Актуальность
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Несомненно, ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Тогда на помощь приходит сенсорное воспитание.
При реализации ФГОС дошкольного воспитания складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Особенно важно целенаправленное формирование сенсорной сферы у детей c нарушениями зрения.
Слайд 5.
Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребёнка. Сенсорное развитие необходимо для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир, во многом зависит его психическое развитие.
Слайд 6.
Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны : цвета формы, величины, вкуса, обоняния,осязания,времени, эталоны пространственных представлений.
Слайд7.
Цель проекта : теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать влияние правильно подобранных методов сенсорного воспитания на развитие сенсорных навыков у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития сенсорных навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития сенсорных навыков у детей дошкольного возраста.
Слайд 8.
Задачи проекта :
Продолжать развивать органы чувств : зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться).
Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.
Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным признакам.
Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.
Обогащать представления о цветах и оттенках.
Исходя из поставленных целей и задач работы, была выдвинута гипотеза: развитие сенсорных навыков у детей дошкольного возраста будет идти более эффективно при условии, если:
— систематически проводить игры, направленные на сенсорное развитие;
— правильно подобрать методы сенсорного воспитания с учетом имеющегося сенсорного опыта детей;
— учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.
Новизна исследования заключается в создание модели сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме сенсорного развития,сенсорных умений и способностей.
Практическая значимость исследования: применяемые нами методы и средства работы с детьми дошкольного возраста в процессе сенсорного воспитания в ДОУ помогут эффективному развитию сенсорных навыков детей и становлению личности. Ценность работы состоит в том, что в ней намечены пути преодоления отставания и отклонений в сенсорном развитии детей, система сенсорного воспитания
Слайд 9.
Этапы проекта.
Организационный:
постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта;
подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.
Слайд10.
Основной этап
Планирование деятельности.
Педагог:
изготовление пособий для проекта;
беседы
изготовление игр; подбор имеющихся игр;
обучение через дидактические, подвижные, пальчиковые игры, стихи, загадки,
продумывание практической, экспериментальной деятельности;
продуктивная деятельность;
чтение книг, обращения к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события, занятия и т. д.
Дети:
разучивание игр, стихов,
участие в экспериментальной и продуктивной деятельности,
Родители:
помощь в поиске информации,
работа по созданию развивающей среды группы
слайд 11.
Заключительный этап.
Пополнение предметно - развивающей среды по сенсорному развитию детей, изготовление дидактических игр.
2. Оформление картотеки игр по развитию у детей сенсорных эталонов.
3. Проведение развлечения
4. Защита творческого проекта с использованием компьютерной презентации.
Реализация проекта
Слайд12
Реализацию проекта начала с подбора методической литературы. Использовала книги Л. А. Венгер “ Воспитание сенсорной культуры ребенка”, “ Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста”, “ Ступеньки творчества или развивающие игры” Б. П. Никитина, “Развивающие игры в ДОУ” Т. М. Бондаренко и другие, в которых предложены дидактические игры и упражнения, направленные на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, на развитие умственных и творческих способностей дошкольников, имеющих первостепенное значение при обучении детей в школе.
Слайд13
Провела диагностику уровня сенсорного развития детей в группе, по результатам которой было выявлено, что детей с высоким сенсорным развитием нет, средний уровень развития показали 55% детей и 45% - низкий уровень
Данные диагностики показали недостаточность развития у воспитанников мелкой моторики рук, а также ориентировке в пространстве.
По результатам проведенной диагностики был составлен перспективный план воспитательно-образовательного процесса.
Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы:
Слайд14
- создание в группе предметно - развивающей среды, которой принадлежит ведущая роль во всестороннем развитии ребенка.
Уголок “ Веселая математика” содержит дидактические игры: “Составь фигуру”
“Сложи узор”, “Чертеж и постройка”, “Нарисуй картинку палочками”, “Разрезные картинки”
Настольно - печатные и развивающие игры :
“Мозаика”,”Часть и целое”,”Контрасты”,”Подбери узор”,”Мои первые цифры”,”Цвета”, “Геометрические формы”, “ Логический куб”,лото, домино, материалы для индивидуальных занятий
Уголок коррекции предназначен для стимуляции сенсорных функций / зрения, осязания, слуха, обоняния, развития мелкой моторики, активизации процессов мышления, внимания, восприятия, памяти.
Уголок природы включает в себя календарь погоды, дидактические игры, картинки, муляжи овощей и фруктов, демонстрационный материал, комнатные растения, оборудование для ухода за растениями.
В книжном уголке “ Страна чудес” собрана детская литература из серии “ Библиотека детского сада”, иллюстрации к различным произведениям, книжки- малышки, созданные родителями вместе с детьми, развивающие игры, диски для прослушивания детьми любимых произведений.
Слайд15
Физкультурный уголок “ Спортландия” включает в себя мячи, кегли, игрушки-забавы, кольцебросс, флажки, ленточки на палочках, обручи, скакалки; нестандартное оборудование.
Созданы условия для детского экспериментирования (мини-лаборатория) в соответствии с требованиями к содержанию уголков экспериментирования. В лаборатории имеются сосуды разной формы и объема, условные мерки, природный и бросовый материал,сыпучие продукты,бумага, ткани,лупы, часы, весы, магниты, краски.
Слайд16
- Непосредственно образовательная деятельность
На занятиях по формированию элементарных математических представлений учу детей обследовать и сравнивать геометрические фигуры и предметы по величине, форме с целью разносторонней характеристики; выделять и сосчитывать вершины, измерять и сравнивать стороны; считать, измерять, делить целое на части, сравнивать, образовывать числа, измерять время с использованием календаря, песочных часов. Формирую представления о сутках, днях недели, месяцах. Учу действовать по алгоритму, определять свое местоположение среди объектов окружения.
Слайд 17
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления.
На занятиях по ознакомлению с окружающим учу детей наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина, сравнивать объекты и группировать их по внешним признакам; выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования.
Слайд 18.
Наблюдая за сезонными изменениями в природе, обращаю внимание детей на объекты живой и неживой природы, используя игры «Назови дерево»; «Узнай по описанию»; «Чей листок»;«Собери…листочков»; «Составь узор из листиков»; “ На что похоже облако”, “ Откуда дует ветер”.Учу устанавливать временные, причинно- следственные связи. Вместе с детьми собираем природный материал.
Слайд19.
Ценным средством воспитания сенсорной активности детей является дидактическая игра. В игре дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Слайд 20.
Так как старших дошкольников обучаем написанию цифр и букв, особое внимание уделяю играм на развитие мелкой моторики. Использую игры с палочками, прищепками, шнуровку, мозаику, игры- моталки, игры- лабиринты, игры с природным материалом, крупой. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами семена, крупу, можно пересыпать крупу в разные емкости, рукой, мерной ложкой. Ребенок может выкладывать фигуры, узоры, целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников, перекатывать между двумя ладонями шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание, пальчиковая гимнастика, тренажер Суджок.
Действия с предметами стимулируют развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Слайд 21.
Представления детей о форме, цвете, величине закрепляю в играх “ Танграм”, “Волшебный круг”, “Колумбово яйцо”, “Вьетнамская игра “и т. д. Игры-головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, способствуют подготовке детей к школе.
Слайд22. Игры “ Цветик-семицветик”, “Раскрась картинку”, “ Выложи от светлого к темному” способствуют развитию цветовосприятия.
Слайд23.
Немаловажную роль в развитии сенсорных эталонов дошкольников занимают развивающие игры “Кубики для всех” Никитина, “Палочки Кюизенера”, “ Блоки Дьеныша”.
С помощью цветных палочек дети осознанают отношений больше - меньше, больше - меньше на, учатся делить целое на части и измерять объекты условными мерками, упражняются в запоминании состава чисел из единиц, учатся приемам сложения, вычитания и деления чисел.
Эти игры учат детей сравнивать и дифференцировать предметы по размеру, изменять изображения и воспроизводить целый образ из отдельных частей.
У дошкольников развиваются пространственное воображение, внимание, графические способности, а также умение анализировать, синтезировать, комбинировать.
Слайд24.
Детям с нарушением зрения предлагаю игра на развитие зрительного восприятия предметов: “ Составь картинку”, “ Часть и целое”,”Что сначала, что потом?”. Эти игры развивают умения детей составлять целое изображение из частей, закрепляют пространственные представления, развивают целостное восприятие. В этих играх формируется навык зрительного анализа и синтеза, развивается произвольное внимание и память, формируется представление о сенсорных эталонах.
Слайд 25.
Работа по сенсорному воспитанию ведется в тесном взаимодействии с тифлопедагогом. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Дети учатся находить контурное, силуэтное изображение предметов с помощью игр “Найди контур”, “Найди тень предмета”, “ Обведи по точкам”.
Слайд 26.
В процессе обучения у дошкольников формируется система перцептивных обследовательских действий / рассматривание, ощупывание предметов /. С этой целью проводятся игры “ Чудесный мешочек”, “Выдели из множества”,”Чего не стало”,” Четвертый лишний”, “ Сравни предметы и найди отличия”.
Слайд27. Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Для снятия зрительного напряжения используем зрительные тренажеры.
Слайд 28.
В сенсорной деятельности нужное место занимает совместное экспериментирование детей и педагогом, которое развивает у детей интерес действовать с различными материалами. Опытническая деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, В результате проведения опытов мы даем детям возможность выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения,развиваются творческие способностей и логическое мышление.
Слайд29.
Для закрепления и совершенствования знаний и умений у детей, полученных в результате проведенной работы, организованы вечера развлечений “ Путешествие в Страну Чудес”, “ В гости к бабушке Загадушке”.
Слайд30.
Слайд 31.
Решение задач по сенсорному воспитанию осуществляется в различных областях образовательной деятельности.
В образовательной области” Художественно- эстетическое развитие “одной из задач является развитие творческих и сенсорных способностей детей. Слушая музыкальное произведения, дети определяют его жанр, характер. Учатся различать звуки по высоте звучания. В процессе занятий аппликацией, лепкой, рисованием дети учатся передавать присущие предметам свойства: форму, строение, цвет, создают композиции, ориентируясь на плоскости Мир изобразительного искусства развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, слушать, сочинять и воображать. А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.
Слайд 32 .
При ознакомлении с художественной литературой учу детей внимательно слушать литературное произведение, запоминать героев, последовательность действий, пересказывать. Рассматривая иллюстрации, обращаю внимание детей на средства выразительности, используемые художником / цвет/. Рассматривание происходит по частям. В начале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами.
Решая задачи образовательной области “ Речевое развитие”, учу детей составлять описательные рассказы о предметах, опираясь на план, передавая характерные особенности внешнего вида строения, материала, из которого он изготовлен. Учу внимательно рассматривать картины, отвечать на вопросы, составлять последовательный рассказ по их содержанию. В результате развиваются зрительное внимание, восприятие, мышление, память, воображение, речь.
На занятиях по физическому воспитанию организуются подвижные игры и упражнения, направленные не только на развитие двигательных, но и умственных способностей детей: “Сделай фигуру”, “Море волнуется”, ”Определи. кто дальше бросил мяч”, “Найди себе пару”,“Жмурки с колокольчиком", “ Прятки”, “Найди игрушку” Дети учатся действовать, в соответствии с правилами овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируется память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют двигательные навыки, учатся свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Слайд 33.
Продуктивная деятельность: коллективная работа “ Осенний клен”.
Слайд 34.
Особое место в реализации проекта отводится работе с родителями. В начале учебного года родителям была предложена анкета на тему"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
Результаты анкетирования показали, что вопросы сенсорного воспитания родителям интересны, но знания в этой области незначительны. Проведено собрание в виде круглого стола, к ходе которого воспитатели раскрыли значение сенсорного воспитания на развитие детей, познакомили с развивающей средой в группе, с дидактическими играми и пособиями. Вниманию родителей представлены консультации, папки передвижки по данному вопросу.
Слайд35 .
Родители приняли активное участие в организации выставок ” Дары осени”, ” Природа и фантазия”.
Слайд 36.
Заключение
Ожидаемый результат.
Дети стали более наблюдательными, с интересом знакомятся с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя накопленный опыт, быстро узнают знакомые предметы, замечают их отличие и сходство. У дошкольников расширился объем чувственного познания мира. Проведенная работа способствовала активизации наглядно – образного мышления и развития социального поведения, произошло совершенствование всех видов детской деятельности. Дети проявляют самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.
Анкета
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к РМО на тему "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада" нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
да;
нет;
не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном воз-расте :
считаю нужным;
не считаю нужным;
затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка :
да;
нет;
не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании :
информация отсутствует;
есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
я не обращаю внимание на информацию;
информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
высокий;
средний;
низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию :
да;
нет;
не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?
Спасибо за сотрудничество!
Учебно - тематическое планирование по сенсорному воспитанию
Старшая группа / сентябрь- ноябрь /
Сроки Непосредственно-образовательная деятельность Совместная деятельность Работа с родителями
Сентябрь
Художественно- эстетическое развитие :
Рисование “ Что такое лето?”
“ Укрась платочек ромашками”
“Сочное румяное для всех ребят желанное”
Натюрморт “ Овощи и фрукты”
Лепка “У медведя во бору грибы, ягоды беру”
“ Дары с нашего огорода”
Аппликация “ Угадай, что это”
“ Огурцы и помидоры лежат на тарелке”
Речевое развитие : Рассказывание по картине “ Кошка с котятами”.
Познавательное развитие :
Беседа об овощах
Дидактические игры:
“ Чудесный мешочек”
“ Узнай цифру на ощупь”
“ Что предмет может рассказать о себе”,
“ Магазин игрушек”
“ Что общего?”
” Вчера, сегодня завтра
Игры с палочками / головоломки/
Танграм Блоки Дьеныша Палочки Кюизенера
Сюжетно- ролевая игра
“ Магазин
Опыты: Воздух, способы его обнаружения.
Свойства воздуха
Игры с природным материалом
Анкетирование на тему:
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников”.
Круглый стол
“ Старший дошкольный возраст, какой он?”
Октябрь Художественно- эстетическое развитие :
Рисование “Роспись силуэта филимоновского коня”
“Осенний лес”,
“Краски радуги”
“Осенний парк”/Н. Т. Р – монотипия/
Лепка: “ Филимоновская игрушка”
“Кто живет в осеннем лесу”
Аппликация: “ Осенний ковер”
“Машины везут урожай с полей”
Рассматривание картины Левитана “ Золотая осень”
Познавательное развитие”
Беседа о волшебнице воде
Дидактические игры:
“Убираем цифры”
“Почини одеяло” “ Кто больше увидит?”
“Каждую фигуру на свое место”
“Ориентируемся в комнате”
“Расставь игрушки”
“Нарисуй по описанию”
“Рассеянный художник”
“Преобразование одной фигуры в другую”
“Часть и целое”
“Раздели фигуры”
“Кто быстрее соберет блоки”
Опыты : Состав почвы.
Водопроницаемость песка и глины.
Вечер – развлечение” В гости к бабушке Загадушке”
Выставки: “ Дары осени”
“Осень и фантазия
Консультация на тему
“ Сенсорная культура и умственное развитие ребенка”.
Индивидуальные беседы
Ноябрь Художественно-эстетическое развитие :
Рисование
“Кленовые листья”
“Сад короля Палитры”
“Роспись силуэта дымковской барышни”
Лепка:
“ Лиса и кувшин”
“ Дымковская барыня”
Аппликация:
“ Цыпленок”
Речевое развитие :
Рассказывание по картине “ Ежи”
Познавательное развитие : Мир комнатных растений
Дидактические игры:
“Собери картинку”
“ Цветик- семицветик”
“Преврати геометрические фигуры в предметы”
“ Каких фигур недостает?”
“Обведи по контуру”
“ Найди тень от предмета
Кубики для всех
Блоки Дьеныша: “ Кто хозяин”, “ Наведи порядок”
Опыты: Свойства и качества воды.
Вода создает давление.
Вечер – развлечение
“ Путешествие в страну чудес”
Конультации:
“ Что такое развивающие игры”.
Папка- передвижка
“ Что такое мелкая моторика и как важно ее развивать”