Марина Чапайкина
Проект «Вода-волшебница!» Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков).
Проект «Вода – волшебница!»
(Средняя группа «Ромашка»)
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Вода-волшебница!“ Средняя группа» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
На прогулке дети обратили внимание на сосульки. Их заинтересовал вопрос, как они появились в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими же свойствами обладает вода - волшебница?
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Так появилась идея создания проекта «Вода – волшебница!»
Цель проекта :
Обобщение, расширение знаний и представлений детей о неживой природе – о воде, ее свойствах и состояниях.
Задачи проекта :
1. Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
2. Познакомить детей со свойствами воды (цвет, прозрачность, текучесть).
3. Дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды.
4. Уточнить значение воды для всего живого на Земле.
5. Воспитывать бережное отношение к воде.
6. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
Вид проекта : исследовательско – творческий.
Продолжительность: краткосрочный (две недели).
Участники проекта : дети, родители и воспитатели средней группы детского сада «Чайка».
Предполагаемые результаты:
- формирование представления детей о значении воды в жизни человека,
для всего живого на Земле;
- расширение и углубление знаний детей о воде;
- развитие познавательных умений через экспериментальную деятельность;
- накопление опыта гуманного отношения к растениям и живым существам;
- умение пользоваться материалами и оборудованием опытно-
экспериментальной деятельности;
- понимание значений схем – символов.
Этапы осуществления проекта
«Вода – волшебница!»
Этапы Мероприятия
Подготовительный
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе.
2. Подбор подвижных, речевых и пальчиковых игр.
3. Подбор детской художественной литературы по теме проекта.
4. Подбор пословиц, поговорок о воде родителями группы.
5. Привлечение родителей к пополнению уголка экспериментирования – семенами кабачков.
6. Составление конспектов тематических бесед по разным разделам программы.
7. Составление и создание опытов, экспериментов с водой, льдом.
8. Рассматривание картинок, связанных с объектом неживой природы – водой.
9. Разработка и создание символов (схем, обозначающих свойства и состояния воды.
10. Систематизирование методической деятельности по разработке и реализации проекта для представления опыта коллегам ДОУ.
Основной
1. Рисование «Сосульки на крыше».
2. Беседы «Где можно встретить воду?»,
«Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?».
3. Разучивание пословиц, поговорок о воде.
4. Проведение опытов, экспериментов со льдом:
А) «Освободим пуговку из ледяного плена».
Б) «Лед не изменил форму, пока не растаял».
В) «Лед легче воды».
Г) «Превращение в воду».
5. Проведение опытов, экспериментов с водой:
А) «Вода – это жидкость».
Б) «Вода не имеет формы».
В) «Вода – прозрачная».
Г) «Вода может изменять цвет».
Д) «Вода нужна всем».
6. Чтение художественных произведений: Т. Жиброва «Ручеек»,
А. Тараскин «Сколько знаю я дождей», Т. Маршалова «Капля дождевая»,
Б. Заходер «Что случилось с рекой», рассказа «Как люди речку обидели».
7. Выкладывание панно «Речка – реченька».
8. Оформление папки-раскладушки для родителей: «Как организовать опыты с водой дома», «Мои первые опыты».
9. Оформление альбома по проведению опытов.
10. Итоговая беседа «Что мы знаем о воде?».
Заключительный 1. Презентация материалов проекта.
2. Выпуск фотогазеты «Мы – экспериментируем!».
3. Выпуск сборника «Художественное слово о воде».
В ходе проекта «Вода - волшебница» :
- дети овладели несложными способами экспериментирования с водой;
- у детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи);
- у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам;
- повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Опыты, эксперименты к проекту
Со льдом:
«Освобождение пуговки из ледяного плена»
Положить на блюдце лед, внутри которого находится пуговка. Что происходит со льдом в тепле? Понаблюдать, как появляется пуговка, она оттаивает.
Вывод: лед в тепле тает.
«Лед не изменил форму, пока не растаял»
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? Давайте положим его на блюдце. Что произошло со льдом?
Вывод: лед не изменил форму, пока не растаял.
«Лед легче воды»
Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.
Вывод: вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т. е. она тяжелее.
«Превращение в воду»
Положить кусочек льда на тарелку. В группе тепло. Лед тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
Вывод: лед тает от тепла и превращается в воду.
С водой:
«Вода – это жидкость»
Предложить налить воду в стакан, затем перелить ее в вазу, в тарелку. Вода - жидкая. Ее можно наливать, переливать из одного сосуда в другой.
Вывод: вода – это жидкость.
«Вода не имеет формы»
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? Вода принимает форму того предмета, в котором находится.
Вывод: вода формы не имеет.
«Вода прозрачная»
На столе стоит стакан с водой. Посмотреть, есть в нем что - то или нет. В стакане только вода. Положить в стакан ложку. Видим мы ложку или нет? Посмотреть сбоку, сверху. Ложку видно.
Вывод: вода прозрачная.
«Вода может менять цвет»
На столе - 2 стакана с водой, гуашь – синяя, красная. Добавить гуашь в воду. Что произошло? Изменила вода цвет?
Вывод: вода может менять цвет.
«Вода нужна всем»
Показать детям семечки кабачка. Одни - завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторые - завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.
Игры к проекту
Словесная игра «Подскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю … (снег).
С неба все скользят пушинки
Серебристые (снежинки).
На полянку, на лужок
Тихо падает (снежок).
Вот веселье для ребят-
Все сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки.
Все хотят играть в (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик).
Рядом снежная фигурка,
Это девочка (снегурка).
На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово.
Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей»
Дождик, дождик, веселей (руки вверх, движения пальчиками)
Капай, капай, не жалей! (указательным пальцем показать в стороны)
Только нас не замочи (прямоугольник над головой)
Зря в окошко не стучи –
Брызни в поле пуще: (выбрасывание пальчиков из кулачков вперед)
Станет травка гуще! (руками изобразить травку)
Игра «Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая побежала – кап!
Мы на небо посмотрели –
Капельки – кап-кап запели,
Намочились наши лица,
Мы их вытирали.
Ну, а туфли посмотрите –
Мокрыми все стали.
Плечами дружно поведём, и все капельки стряхнём,
От дождя убежим, под кусточком посидим.
Игра «Капельки»
Капля с капелькой слетела, (берутся за руки, идут по кругу)
капля капельку задела,
капля с капелькой слилась, (сходятся в центр круга)
вот и лужа налилась! (расходятся, приседают)
Солнце лучиком играло, (взмахи руками перед собой, внизу)
в лужу тёмную попало,
солнцем греется вода, (встают, поднимают руки вверх)
улетает в никуда.
Выше неба не достать, (тянутся)
капли встретились опять, (берутся за руки, идут по кругу)
вместе держатся за ручки -
и плывут по небу тучки.
Игра малой подвижности “Ручеек”
Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий, проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.
Подвижная игра “Караси и щука”
Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой”, “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.
Подвижная игра “На болоте”
Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.
Игра «Капельки»
Под легкую музыку, напоминающую звуки дождя, дети прыгают, бегают. Мама-Тучка подсказывает, что им делать.
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой - пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что Мама - Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело (дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.
Чтение рассказа
«Как люди речку обидели»
Задачи:
1. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.
2. Формировать способность устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
4. Развивать связную речь.
Ход:
- Дорогие мои детишки,
Положите в сторонку книжки.
Подождет вас немного игра,
Заниматься пришла пора.
- Дети, вы когда-нибудь отдыхали на речке?
- А ездили с родителями отдыхать на другие водоемы?
- А что вам нравится больше всего, когда отдыхаете на речке, загорать или купаться?
- Да, ребята, отдыхать на речке, на озере, на пруде любят все. Но не все знают, как надо правильно себя вести. Сейчас я прочитаю вам рассказ про речку, которую очень обидели люди. Рассказ так и называется «Как люди речку обидели».
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
- Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.
- Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?
- Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?
- Почему так нельзя поступать?
- Что бы ты сделал на месте Кости?
- Ребята, но и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что хотели этого. Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться. Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно.
- Дети, если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми. Давайте еще раз вспомним правила поведения на реке.
- А теперь предлагаю нарисовать речку – с чистой, прозрачной водой.
Беседа
«Что мы знаем о воде?»
Программные задачи:
1. Уточнить, расширить, закрепить знания детей о воде.
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Ход:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- Ребята, а я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он был такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята, успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь.
- Поможем? Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
- Ребята, так что же такое вода? А вспомнить наши опыты и рассказать о них вам помогут наши схемы.
Вода – это жидкость.
Вода не имеет формы.
Вода – прозрачная.
Вода может менять цвет.
Вода нужна всем.
- Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.
- А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай!
- Ребята, а еще какие опыты мы проводили, с чем? Правильно, со льдом. Расскажите Незнайке об этом.
Лед в тепле тает.
Лед легче воды.
Лед не меняет форму, пока не растает.
Лед превращается в воду.
- Теперь, Незнайка, ты тоже знаешь, что лед – это твердая вода.
- Ребята, скажите, а для чего нужна вода? Как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, поливаем цветы и т. д.) Смотри, Незнайка, на картинки и запоминай!
Незнайка: Спасибо, дети, теперь я всё знаю о воде.
- А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь?
Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
- Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась -
И на лапках грязь осталась.
Полотенце - в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот -
Может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать. И про воду я многое узнал, и про лед! Пойду расскажу об этом своим друзьям из Цветочного города! До свидания!