Алина Григорьева
Проект «Вода — волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение проектной и исследовательской деятельности в практику работы с дошкольниками.
Публикация «Проект „Вода — волшебница“» размещена в разделах
Данный проект посвящён воде, т. к. воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.
(Водный кодекс РФ, введение)
В. И. Вернадский писал о воде так: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы не заключало. Все земное вещество ею проникнуто и охвачено».
В самом деле, три четверти поверхности нашего мира заняты водой – океанами, морями, озерами, реками, а пятая часть суши покрыта снегом и льдом. Пары воды присутствуют в атмосфере, сообщая ей влажность, формируют облака и тучи, проливаются на землю дождем. В почве и верхнем слое земной коры находятся подпочвенные воды и скрытые подземные водоемы. Наконец, животные и растения большей частью состоят из воды, в том числе и человек: вода составляет 70 % массы нашего тела. Пожалуй, в распространенности воды, в том, что водой все «проникнуто и охвачено», и заключается ее главнейшее уникальное свойство.
Изменение воды связано с деятельностью человека.
По результатам бесед с детьми было выяснено, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека; откуда берутся реки; как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде; какую пользу и вред может приносить вода; какие правила поведения на воде существуют; кто оказывает помощь людям в результате стихийных бедствий; бывают ли наводнения в Чувашии.
Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины
Вопросы проекта :
Представь себе, что было бы, если бы на Земле исчезла вода?
Что такое круговорот воды в природе? Почему так говорят?
А ты знаешь, что водоемы тоже могут болеть, как люди? Чем же они болеют и почему?
Как человек может заботиться о воде (водных ресурсах?
Как мы можем беречь воду?
2. Автор – разработчик.
Григорьева Алина Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 145» г. Чебоксары.
3. Сведения о группе.
Подготовительная группа общеразвивающей направленности.
4. Проблематика.
Отсутствие у детей представлений о роли воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды, понятий «чрезвычайные ситуации», «наводнение», правилах поведения в экстремальных условиях, неумение работать в команде.
5. Ключевая проблема.
Неумение детей устанавливать причинно – следственные связи, выдвигать предположения и делать выводы о происходящих природных явлениях, несформированность самостоятельности мышления.
6. Задачи проекта.
1. Формировать у детей навыки сбора и обработки информации, продолжать развивать умения и навыки проведения экспериментаторской деятельности, закрепление и систематизация знаний о воде
2. Разработать систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по реализации данного проекта.
3. Разработать план мероприятий по включению родителей в образовательный процесс.
4. Создать условия для полноценного развития каждого дошкольника, подобрать и систематизировать практический материал.
7. Ожидаемые результаты.
• Формирование любознательности, развитие наблюдательности, интереса к познавательной деятельности, обогащение словаря.
• «Горизонтальное обогащение».
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Развитие умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
• Пакет методического обеспечения по работе с детьми, родителями, педагогами.
• Информационное обогащение среды.
8. Цель.
Расширение кругозора детей, формирование интереса к исследовательской деятельности.
9. Целевые группы.
Воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.
10. Этапы.
Подготовительный.
Срок: с 1 августа 2017 г. по 31 августа 2017 г.
Задачи этапа:
1. Изучить передовой педагогический опыт.
2. Подобрать методическую литературу.
3. Провести первичные беседы с детьми.
5. Изучить отношение родителей к данной проблеме.
Содержание:
Мероприятия первого этапа Сроки
выполнения
Ответственные
Изучение передового педагогического опыта; август 2016
воспитатель
Подборка методической литературы по данной проблеме; август 2016 воспитатель,
ст. воспитатель
Первичная диагностика детей; август 2016 воспитатель
Первичные беседы с детьми анкетирование родителей; август 2016 воспитатель
Разработка проекта август 2016 воспитатель
Составление перспективного плана, подборки игр, бесед и др. август 2016 воспитатель
2. Этап. Практический.
Срок: с 1 сентября 2017 г. по 30 ноября 2017 г.
Задачи этапа:
1. Реализовать проектную идею.
2. Повысить педагогическую грамотность родителей.
3. Информировать педагогический коллектив и родителей о ходе реализации проекта.
Вид деятельности Мероприятия второго этапа Сроки
выполнения Ответственные Взаимодействие с родителями
Познавательная -Рассматривание иллюстраций, альбомов, книг, презентаций и фильмов о воде.
- Опыты и эксперименты: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей).
«Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды», «Окрашивание воды, «Куда делась вода?», "Помощница вода", «Очистка воды», «Таяние снега и льда» и др.
-Занятие «Кому нужна вода?»,
«Поможем воде стать чистой».
-Моделирование «Круговорот воды в природе».
- Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.).
-Составление кроссворда и др. Сентябрь-ноябрь 2016 г. воспитатель -Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой, создании альбомов, фоторепортажей
-Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде, поиск информации в Интернете, создание презентаций для выступления детей перед сверстниками.
- Родители совместно с детьми организовывают опытно – экспериментальную деятельность в домашних условиях и презентуют результаты опытов.
Игровая Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Пишущая машинка», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде». Игры с водой, игры со снегом. Сентябрь-ноябрь 2016 г. Воспитатель
Двигательная Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мы – водные животные». «Караси и щука», «На болоте». Сентябрь-ноябрь 2016 г. Воспитатель инструктор по ф/к Участие в Дне открытых дверей
Трудовая Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками. Сентябрь-ноябрь 2016 г. Воспитатель
Участие в создании ледяных построек
Коммуникативная - Беседы: «Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Зачем человеку вода?». «Что растет в воде? и др.
- Чтение художественных произведений, разучивание стихов, песен, пословиц, загадок, поговорок (Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели»). Сентябрь-ноябрь 2016 г. Воспитатель
-Участие в создании книжек-малышек «Волшебница-вода».
- Создание коллажа «Круговорот воды в природе».
-Фотовыставка «Моё весёлое лето на воде».
Продуктивная Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка» Рисование «Круговорот, как я его понимаю»; создание книжек-малышек «Вода-волшебница» Сентябрь-ноябрь 2016 г. Воспитатель
Музыкальная Использование музыки. Сентябрь-ноябрь 2016 г. Воспитательмузыкальный руководитель
3 этап. Заключительный.
Срок: с 1 декабря по 6 декабря 2016 года.
Задачи этапа:
1. Подвести итоги работы по реализации проекта.
2. Оценить эффективность проекта.
3. Распространить передовой опыта работы по данной проблеме.
4. Представить проект на конкурс методического материала
Содержание:
1. Итоговое занятие «Водная стихия (наводнение)».
2. Презентация семейных проектов «Вода! Вода! Кругом вода».
Конечный продукт проекта :
1. Методические разработки занятий, перспективных планов.
2. Методические рекомендации для педагогов.
11. Оценка результатов.
Мониторинг и оценка результатов реализации проекта будет осуществляться по трем направлениям:
1. Мониторинг сформированности представлений детей по теме проекта.
2. Мониторинг развития познавательных интересов детей.
3. Мониторинг взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.
4. Информированность родителей.
12. Методическое сопровождение.
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С. Программа «От рождения до школы» М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
3. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Иванова А. И.
Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., Просвещение, 2005.
7. Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
9. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
10. Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2006.
13. PR –сопровождение.
Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами, с родителями по «горизонтальному обогащению» знаний и представлений детей по теме «Вода». Достоинством проекта является система, которая выстроена на основе интеграции различных видов детской деятельности.
Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество:
1. Анализ и обобщение, диссиминация результатов (брошюры, проспекты, семинары, конференции, тренинги).
2. Презентация проекта перед коллективом ДОУ и родителями.
3. Проведение для педагогов ДОУ открытых мероприятий;
4. Представление опыта работы для воспитателей города;
5. Выступление на курсах повышения квалификации при ЧРИО;
6. Выступление перед учителями будущих первоклассников.
14. Экология проекта.
В случае объективных препятствий по реализации проекта в полном объеме позитивные результаты будут присутствовать в любом случае:
- Любой воспитатель используя методическую базу проекта, может работать по данной проблеме.
- Проект может быть реализован педагогами разного уровня подготовки (молодой специалист, стажист) и даёт возможность каждому педагогу проявить своё творчество.
- Проект не требует дополнительных финансовых вложений.
Таким образом, реализованный проект в котором ребенок является участником от зарождения идеи, проведения опытов, фиксирования результатов до трансляции продуктов проектной деятельности, отвечает потребности ребенка самореализоваться в творческой деятельности. Данный проект реализовывался в рамках образовательной программы МБДОУ, с учетом учебного плана для детей старшего дошкольного возраста. Полноценно реализовать задуманный проект и решить возникшие проблемы помогло изучение методической литературы по теме проекта.