Светлана Викторовна Колосова
Проект во второй младшей группе «День доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час».
Доброта – она от века
Украшенье человека.
(Архипова Л. М.)
Публикация «Проект во второй младшей группе „День доброты“» размещена в разделах
- День доброты, 13 ноября
- День доброты. Проекты
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
“Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!”
В. А. Сухомлинский.
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Задача воспитателя – формировать в детях любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Актуальность.
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям.
Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию, - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
Цель: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
1. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
2. Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения.
3. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
4. Закреплять знаний правил вежливого общения.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
6. Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Тип проекта : познавательно - игровой; краткосрочный; групповой.
Участники проекта
воспитанники младшей группы;
родители (законные представители) воспитанников;
музыкальный руководитель;
воспитатели младшей группы МБДОУ «Детский сад 3».
Сроки реализации: 1 день
Ожидаемые результаты проекта :
Развитие у детей доброжелательных, социально-коммуникативных навыков, этических представлений.
Дети научаться справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Родители получили информацию о важности художественной литературы, этических бесед в развитии нравственности ребенка.
Для воспитателей:
- работа по сбору иллюстраций для детей, презентация по сказкам;
- организация выставки иллюстраций «Добрые поступки»;
- помощь в подборе музыкального сопровождения.
- разучивание мирилок;
- чтение стихотворений о доброте;
- проведение инструктажа по технике безопасности;
- выставка коллективной работы «Добрые ладошки».
Для детей:
- знакомство с произведениями художественной литературы ;
- участие детей в рисовании добрых ладошек;
- участие детей в драматизации, организованной воспитателем.
- показ презентации «Герои сказок».
Для родителей:
- организовать в родительском уголке выставку коллективной работы детей «Добрые ладошки».
Этапы Проекта :
1. Подготовительный этап: определение проблемы, темы, цели, задач по ознакомлению детей с добрыми поступками, подбор и изучение методической литературы по тематике проекта; разработка календарно-тематического плана реализации.
2. Практический этап: реализация проекта.
3. Итоговый этап: подведение итогов работы над проектом, выставка совместного творчества.
Ожидаемый результат:
Развитие у детей познавательной активности, коммуникативных навыков, желание дружить и помогать друг другу.
Дети научились распознавать хорошие и плохие поступки.
Календарный план реализации проекта.
№ п/п Дата проведения Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Работа с родителями
*Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
*Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения.
*Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
*Закреплять знаний правил вежливого общения.
*Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
*Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
*Беседа «Что такое доброта?»
*Игровая ситуация «Рома обидел своего друга» *Д/и «Мимика»
* Д/и «Добрые и вежливые слова»
*Д/и «Скажи комплимент» *Выставка иллюстраций на тему «Добрые поступки»;
*Чтение стихотворения Архипова Л. М. «Доброта нужна всем людям»
*Чтение р. н. сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
*Пение песенки из мультфильма кота Леопольда «Если добрый ты» *П/игра «Ручеёк»
*Игра м/п «Найди ладошку друга» * Консультация: «Формирование доброжелательных отношений»
*Выставка коллективной работы «Добрые ладошки»
Используемая литература:
М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
Буре Р. С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М., 2011г. ;
Петрова В. И., Стульник Т. Д., Нравственное воспитание в детском саду: методическое пособие. М., 2010 г. ;
Петрова В. И., Стульник Т. Д., Этические беседы с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. М., 2010 г. ;
Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. Методическое пособие. М., 2008 г.
Приложение
Беседа: “Что такое доброта?”.
Цели:
- продолжать формировать представление детей о добре и зле;
- убедить в необходимости добра и недоступности зла.
Задачи:
- раскрыть положительные стороны доброты;
- развивать коммуникативные навыки, речь;
- формировать способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни;
- воспитывать стремление совершать добрые поступки и дела.
Форма проведения:
- беседа с элементами игры.
Ход
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
добро творить трудней.
-Что такое добро и что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы.
Игра «Продолжи фразу»
- Продолжите фразу: «Добро- это…» (Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей: добро в первую очередь связано с умением сострадать, порадоваться, сопереживать, откликаться на чувства других. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Продолжите следующую фразу: «Зло – это….» (Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей: зло- это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. Зло- это равнодушие, эгоизм, обман, пьянство; это когда сильный обижает слабого человека, младшие не уважают старших, взрослые не заботятся о детях. К сожалению, зло очень распространено и коварно. Зло маскируется, иногда его трудно распознать.
Игра «Поляна доброты»
- Пожалуйста, выберите один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы вчера или сегодня, напишите его на цветочке. Если кто-нибудь не совершил добрый поступок, то напишите, какое доброе дело смогли бы вы сделать уже сегодня. (Дети зачитывают свои добрые поступки и дела)
- Сейчас мы разместим эти цветы на нашей поляне. (Дети размещают свои цветы)
- У нас получилась «Поляна доброты».
Игра «Передай добро по кругу»
(Звучит спокойная музыка).
- Сегодня мы говорим о доброте. Давайте встанем в круг, будем передавать друг другу вот этого замечательного медвежонка и говорить при этом добрые пожелания.
Презентация «Герои сказок»
Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.
Ход: Воспитатель: Я предлагаю посмотреть героев из сказок и охарактеризовать их.
• Сказка «Теремок» (звери дружные, приглашали жить вместе)
• Сказка «Три медведя» (Маша сломала стульчик, съела кашу)
• Сказка «Гуси – лебеди» (Маше с братцем помогали печка, речка, яблонька)
• Сказка «Волк и семеро козлят» (волк хитрый, обманул козлят)
• Сказка «Репка» (друзья помогали деду, были дружные)
Консультация для родителей
«Формирование доброжелательных отношений»
Формировать у детей положительные отношение ко всем людям, развивать социальные чувства, взаимопомощь, именно в дошкольном возрасте закладываются эти основы этики, оформляются и закрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим.
Если мы внимательно рассмотрим большинство программ, можем убедиться:главным методом социально-эмоционального воспитания детей авторы считают усвоение моральных норм и правил поведения. Считается,что на материале сказок, рассказов или драматизаций, взрослые должны учить детей оценивать характеры героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».Предполагается, что тем самым ребёнок будет стремиться к совершенствованию. Однако жизнь показывает: всё не так просто. Да, некоторые дети в возрасте 3-4 года отличают «хорошие»поступки от «плохих»,знают,что с товарищами надо делиться,надо уступать и помагать слабым. Однако,в реальной жизни поступки далеки от этих правил
Считается, что в ситуации, когда дети рисуют картинки, разыгрывают сюжеты, их можно учить согласовывать свои действия, учить навыкам сотрудничества,общения. Тем не менее,нередко совместные занятия кончаются ссорами. Дело в том,что ребёнок равнодушен и невнимателен к сверстнику,и он не станет согласовывать с ним свои действия. Причина-невнимательность- «закрывает» другого,она же способствует замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор, причина,
которых :
-Обладание привлекательными предметами и превосходство в предметной деятельности.
Основа гуманного отношения к людям-способность к сопережеванию, к сочувствию- проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому, у детей нужно фрмировать не только представления о должном поведении, а прежде всего нравственные качества. Только в этом случае ребёнка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.
Основной метод воспитания:подвести ребёнка к тому,чтобы он познал себя, научился сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием и настроением.
Чувство общности и способность «увидеть» —другого тот фундамент, на котором строится нравственное отношение к партнё ру:оно и порождает сочувствие, сопереживание и содействие.
Исходя из этих правил, были разработаны игры и занятия для детей среднего и старшего возраста. Их содержание направлено на привлечение внимания к партнёру, его внешност, настроению, действиям, поступкам; главный метод—непосредственное взаимодействие.
Первый этап:общение без слов.
Основная цель, отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.
Общее правило—общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т. д. В каждую игру введён свой язык «условных сигналов» —физические контакты, с помощью которых участники общаются без предметных атрибутов
«Жизнь в лесу»
«Добрые эльфы»
«Муравьи»
«Ожившие игрушки»
Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряжённость,замкнутость,страх того,что кто-то кого-то может обидеть,не принять в игру.
Доброжелательные отношения ослабляют защитные барьеры,направляют внимание друг надруга.
Заканчивать игру нужно в тот момент,когда дети устали,отступают от правил. Тогда,собрав всех в хоровод и сообщив,что игра окончена,взрослый предлагает попрощаться,скажем в виде какого-нибудь ритуала (например,протягивает детям руку или дети сами мягко дотрагиваются до плеча соседа).Ритуалом можно заканчивать каждое занятие.
Как известно,дети очень любят разыгрывать игры,которые им знакомы,и нередко сами просят повторить их. В таких случаях любимым играм отводят первую половину занятия,а новым—вторую.
Второй этап—сформировать способность видеть сверстника (его переживания,желания,проблемы)—основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет:многие дети сосредоточены на себе,на своём «я»,что сверстник для них фон их жизни. Интерес представляет их собственная персона. Нередко можно услышать фразу: «Он со мной не дружит» или «Он меня обижает».Отсюда и воспитательная задача—отвлечь внимание ребёнка от фиксированности на собственном «я»,от сосредоточенности на отношении к себе сверстников,обратить внимание на товарищей. Для этого надо выполнить игровые задания,для успешного выполнения требуется пристальное внимание к партнёрам,их действиям,внешности. Все игры проводятся без слов, без игрушек:содержание, правила,ход направлены на развитие способности видеть другого,чувствовать общность с ним.
-«Общий круг»
-«Где мы были мы не скажем,а что делали покажем»
-«Найди пару»
-«Испорченный телефон»
-«Тень»
-«Кто сказал?»
В ходе игр воспитатель по возможности избегает инструкций, нравоучений, замечаний:не делит детей на «хороших» и «плохих».Задача взрослого—поддерживать каждого,что все игроки не противники,не конкуренты,а равноправные партнёры,проявляющие внимание друг к другу.
Именно способность видеть в другом равную и независимую личность—важнейшее условие формирования гуманных отношений со сверстниками.