Ксения Зимина
Проект во второй группе раннего возраста «Елочка нарядная»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества»
В. А. Сухомлинский
Проект подготовила : воспитатель Зимина К. В.
Тип проекта : творческий, познавательный
Вид проекта : групповой (практика – ориентированный)
Публикация «Проект во второй группе раннего возраста „Елочка нарядная“» размещена в разделах
По времени проведения: краткосрочный (5 дневный)
Участники проекта : дети группы, педагоги, родители воспитанников.
Образовательные области: коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, социализация.
Актуальность проекта
Детский сад – это первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители. Дальнейшее развитие зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает познавать и открывать для себя все многообразие окружающего его мира, у него формируются первые представления о деревьях, и, несомненно, одним из самых ярких представителей является елка. Елочка для ребенка не просто дерево, но еще и главный атрибут новогоднего праздника. В рамках проекта дети получат знания о том, что такое Новый год, как его празднуют, а также познакомятся с новогодними атрибутами и персонажами: Новогодней елочкой, подарками, Снегурочкой и Дедом Морозом. Дети и родители не знакомы с историей Новогодней елки. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Совместно с родителями изготовление «Новогодних елочек» для выставки детского творчества вызовет положительные эмоции у детей. Поэтому считаю, что обеспечив комплексный подход и последовательную структуру образовательной деятельности, мы сможем вызвать у детей интерес и сформировать четкие знания по теме данного проекта.
Цель проекта :
Приобщение ребенка с раннего возраста к народной культуре посредством календарно — обрядовых праздников. Расширение знаний детей о празднике Новый год, его атрибутах,
Обучать детей украшать елку к празднику в совместной деятельности с взрослыми, через создание условий работы с семьей. Побуждение к совместной деятельности родителей и детей.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с общенародным праздником Новый год и его традициями.
2. Приучать родителей активно участвовать в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
3. Развивать у детей любознательность, творческие способности, память.
4. Воспитывать в детях способность к дружеским взаимоотношениям, любовь к народным традициям.
5. Привлечь пассивных родителей к совместной деятельности с детьми, раскрыть творческие способности родителей.
Проблема: Недостаточные знания детей и родителей об истории новогодней елки, пассивность родителей при проведении творческих тематических выставок и конкурсов внутри группы.
Прогнозируемый результат:
1. Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями.
2. Формирование у детей интереса к народной культуре.
3. Формирование у детей бережного отношения к окружающей природе.
4. Появление интереса у родителей к жизни ДОУ.
Продукт проекта :
• Фото отчёт проведения проекта.
• Картотека дидактических игр с детьми раннего возраста («Найди самую большую и самую маленькую елку», «Выкладывание елочки из палочек», «Бусы на елку»). Раскраски на новогоднюю тематику
• Коллективная работа с детьми. Работа с родителями:
• Разучивание с детьми стихотворений, песенок, в соответствии с новогодней тематикой, чтение сказок дома. Чтение сказок.
• Консультация в приемной: «Что такое Новый год», «Новый год для детей: как устроить праздник».
• Елочка нарядная. Украшение елки в группе воспитателем совместно с детьми.
• Поддержка знаний народной культуры празднования праздника Нового года, полученных в ДОУ, в домашней обстановке.
• Помощь родителей при подборе материалов и оборудования для реализации некоторых мероприятий.
• Выставка аппликаций «Новый год» (новогодний костюм зайке для утренника. Выполняют работу родители совместно с детьми)
• Кукольный театр «Лесной Новый год»
Предварительная работа
1. Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, материалов для игр.
2. Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей, видеоматериалов.
3. Изготовление елочных украшений по средствам замораживания цветной воды.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап.
• Определение цели и задач проекта.
• Составление плана основного этапа проектирования.
Основной этап.
• Чтение с детьми литературы о празднике Новый год.
• Беседы с детьми о предстоящем празднике.
• Продуктивная деятельность совместно с детьми (лепка, рисование).
Работа с родителями.
— Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
— Чтение стихотворений с детьми в соответствии с новогодней тематикой.
— Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (изготовление новогоднего костюма для утренника зайке «Новый год» (Аппликация).
— Информация в приемной: «Что такое Новый год», «Новый год для детей: как устроить праздник».
— Совместная деятельность детей и родителей (украшение групповой комнаты и украшение участка).
Реализация проекта :
1-й этап — подготовительный
Организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр, раскраски на новогоднюю тему, украшение группы, знакомство детей с елкой которую они будут украшать каждый день по одной игрушки, в ожидании новогоднего праздника.
2-й этап — основной
Наблюдение за елкой (на территории детского сада).
Рассматривание иллюстраций.
Просмотр мультфильмов о зиме, на новогоднюю тему.
Чтение стихотворений К. Чуковский «Елка», Е. Трутневой «С Новым годом!» и др.
Дидактические игры «Найди самую большую и маленькую елку», «Выкладывание елочки из палочек», «Бусы на елку».
Разучивание песен и стихотворений к новогоднему утреннику.
Пальчиковая гимнастика «Наряжаем елку».
Физкультминутки «Идем в лес за елочкой».
Стихотворения с движениями «Елка», «Лесные гости».
Показ кукольного театра «Лесной новый год»
Художественное творчество (лепка) «Украсим елочку шарами».
Коллективная работа «Праздничная ёлочка».
Раскраски на новогоднюю тему.
3-й этап – заключительный
1. Подведение итогов проекта. Украшение фонариками ели, стоящей в группе.
2. Украшение участка группы
3. Новогодний утренник.
Чтение стихотворений К. Чуковский «Елка»
Цель. Помочь детям понять содержание стихотворения, вызвать желание слушать неоднократно; учить договаривать небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении.
Лепка «Украсим елочку шарами»
Цель: учить детей скатывать шар круговыми движениями ладоней. Развивая таким образом мелкую моторику рук.
М. О. : новогодняя игрушка — шар, пластилин, елочка на бумаге, дощечка для моделирования.
Ход: Послушать песенку «Елочка». Вызвать желание у детей украсить елочку шарами. Рассмотреть новогодний шар. Обратить внимание на цвет и форму. Показ воспитателя. Дети лепят.
Физминутка «Зайка серенький сидит».
Итог: Дети украшают елочку, вырезанную из цветной бумаги. Радуются коллективной работе.
Музыка. Песня – игра: «Возле елочки по снегу»
Цель: способствовать формированию певческих навыков; развивать эмоциональность и образность восприятия музыки.
М. О. елочка, игрушка – мишка.
Ход. Дети слушают песню. Повторяют по показу педагога движения. Подпевают повторяющиеся слова за педагогом. Играют 2-3 раза.
Музыка. Песня: «Ёлочка»
Цель: приучать, совместно с педагогом подпевать в песне фразы; способствовать формированию певческих навыков; развивать интерес к музыке.
М. О. елочка, елочные игрушки.
Ход. Дети слушают песню. Повторяют по показу музыкального руководителя движения. Подпевают повторяющиеся фразы за педагогом. Идут с пением вокруг елочки.
Дидактическая игра: «Найди самую большую и маленькую елочку».
Цель: Формировать элементарные математические представления (сравнение по величине)
М. О. вырезанные из бумаги елочки разного размера по количеству детей
Ход. Воспитатель. Вот как много ёлочек привезли! Посмотрите, какие они зеленые, пушистые. Пусть эти ёлочки украсят нашу группу. (Пытается поставить ёлочку.) Что такое? Почему ёлочка падает? (Ответы детей.) Оказывается, у неё нет подставки. Не беда! У нас есть подставки для ёлок. (Показывает подставки, находя их в коробке с ёлками.) Нам надо только соединить подставку и ёлку. (Показывает, каким способом соединяется ёлка с подставкой.) Вот теперь моя ёлочка может прочно стоять на полу. И вы сделайте так, чтобы ваши ёлочки не падали. (Дети берут в коробке фигурку ёлочки и подставку, затем соединяют их, вставляя выступ на ёлочке в отверстие подставки.) Вот как много ёлочек у нас! Посмотрите, они у нас разные: есть большие, есть маленькие. Найдите самую большую и самую маленькую ёлочку.
Сначала воспитатель выставляет на стол две-три ёлки, и дети отыскивают нужную. Затем педагог предлагает выбрать большую или маленькую ёлочку из общего количества фигурок. Выбранные ёлочки сравниваются между собой путем прикладывания их друг к другу.
Физкультминутка «Идем в лес за ёлочкой»
Воспитатель предлагает детям пойти в лес за ёлочкой, подсказывая им в процессе движения: «Вот тут ёлочка. Она колючая. Обойди ее» или «Ах, какой сугроб намело прямо на дороге! Надо его перешагнуть».
Дети идут по «дорожкам», перешагивают через «сугробы», обходят «ёлочки».
– Для кого мы сделали ёлочки? Куклам понравились ёлочки?
– Расскажите, какая ёлочка?
Педагог показывает, накладывая елочки, какая из них большая, а какая маленькая. Дети проделывают тоже с раздаточным материалом; отвечают, проговаривая «большая — маленькая».
Итог: закрепить сравнение по величине.
Сценарий кукольного театра в группе : «ЛЕСНОЙ НОВЫЙ ГОД»
Атрибуты: доска фетровая, небольшая ёлочка, шишка, несколько морковок, желтая звезда и несколько шариков.
Звери (зверюшки устанавливаются на доске) : кошка, мишка, зайка, собачка, лиса.
ВЕДУЩИЙ: Новый год пришёл к нам в гости, он приехал на санях.
Новый год принёс нам елку — подходи и наряжай!
ВЕДУЩИЙ: Кошка песенки поёт.
КОШКА: Мяу-мяу!
ВЕДУЩИЙ: Подпевай же ей, народ!
КОШКА: Мяу-мяу!
ВЕДУЩИЙ: Становитесь в хоровод!
КОШКА: Мяу-мяу!
ВЕДУЩИЙ: Мы встречаем Новый год!
КОШКА: Мяу-мяу!
ВЕДУЩИЙ: А под снегом и под елью спят зимой медведи.
Мы плясали, разбудили бурого медведя.
Вышел мишка косолапый, топнул он косматой лапой.
МИШКА: Кто тут водит хоровод? Кто тут спать мне не даёт?
КОШКА: Мишка, мишка, не сердись, С нами вместе веселись!
МИШКА: Раз пришёл тут Новый год, я подарок приберёг.
ВЕДУЩИЙ: Из берлоги, из-под снега шишку вытащил медведь.
МИШКА: Я под ёлку положу и немного здесь посплю.
ВЕДУЩИЙ: Кто же следующий придёт и игрушку принесёт?
Зайка серенький, ушастый скачет весело на праздник.
ЗАЙКА: Я для ёлочки принёс морковки сладкой целый воз.
КОШКА: Зайка, зайка- попрыгайка, становись к нам в хоровод,
Возле ёлочки зелёной встретим вместе Новый год!
ВЕДУЩИЙ: Вдруг раздался лай собачки.
СОБАЧКА: Гав-гав-гав! Я собачка маленькая, да ещё удаленькая.
Я на лапки поднимусь, до макушки дотянусь
И повешу там звезду золотую, яркую!
ВЕДУЩИЙ: А кого же мы забыли, кто в лесу ещё живёт?
Кто красивей всех зверяток, кто пушистый носит хвост?
Лиса: Я лисичка-лиса, всему свету я краса, рыжий носик, рыжий хвостик.
К вам пришла я через мостик, в лапках шарики несу я для ёлки красоту.
Так сверкают и блестят, каждый будет очень рад!
Звери становятся вокруг ёлки.
ВЕДУЩИЙ: Звери ёлку наряжали, дружно Новый год встречали!
Пальчиковая игра «Наряжаем ёлку» (плавно переходящая в хоровод)
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.)
Будем ёлку наряжать (соединяют ладони над головой «домиком» и разводят руки в стороны)
Мы повесим шарики, Яркие фонарики (соединяют пальцы, образуя шарик сжимают пальцы обеих рук в кулачки и разжимают, показывая как горят фонарики.)
Шишечки (сжимают ручки в кулачки)
Иголочки (пальчики двигают попеременно перед собой)
Зайчики (ставят ладошки на головой и делают движения похожие на движения зайчих ушек)
И свечки (ладошки складывают друг к другу и держат перед собой)
Звезды (ладошки ставят перед собой с широко расставленными пальчиками)
Человечки (двигают указательным пальчиком вверх и вниз)
Потом всех за руки возьмём (берутся за руки)
И хоровод свой заведём (встают в круг)
Дидактическая игра: Конструирование из счетных палочек
Организация конструирования
При групповой игре лучше не объединять медлительных и «быстрых» ребят. Играть полезнее индивидуально. Это даст возможность продвигаться в оптимальном для ребёнка темпе. Конструирование из счётных палочек с трёхлетками неплохо идёт в рамках сказочного или бытового сюжета, хорошо собирающего «в кучку» их неустойчивое, короткое внимание.
Все приведённые ниже упражнения предполагают постройку конструкции по образцу.
Образец малышу 3 лет предъявляется двумя способами.
1. Взрослый делает, ребёнок смотрит и повторяет. Полезно отслеживать ошибки, обращать внимание на соотнесение конструкции с образцом, потому что дети 3 лет легко увлекаются и забывают инструкцию. В этом варианте садитесь с ребёнком рядом, а не напротив, чтобы он не смотрел на образец «вверх ногами».
2. Взрослый кладёт перед малышом карточку со схемой. Ребёнок конструирует по схеме.
Ко второму варианту следует переходить, отработав первый.
Конструирование «Ёлочка»
Первый этап
Конструирование из палочек по показу взрослого. Начинаем с самых простых и знакомых ребёнку предметов. Елочка – предмет известный. Обратите внимание на цвет, чтобы ребёнок взял в работу палочки нужного цвета. Часто малыши отмечают только один признак: то ли форму, то ли цвет. Выделяя пару признаков, ребёнок учится крайне важному качеству – распределению и переключению внимания.
Вариант 1. Если у вас особый ребёнок или малыш 2 лет, сперва нарисуйте её (можно даже рукой ребёнка). Объясните: это ёлка, будем её из палочек складывать. Сложите ёлочку на глазах у ребёнка. Предложите рядом сложить свою, чтобы получился небольшой лесок (мотивация). При невозможности ребёнку сложить предмет самостоятельно, не бойтесь взять его руку в свою и выполнить постройку совместно.
Ветки у ёлки поначалу будут торчать в разные стороны. Покажите и скажите: веточки у ёлки смотрят вниз.
Вариант 2. Ребёнок 3 лет справляется с конструированием по сделанному вами образцу легко. Переходите к конструированию из счётных палочек по схеме. Поделку обязательно обсуждать, как ниже показано.
Второй этап
Малыш легко справился с конструированием из счётных палочек по схеме и просит ещё. Развивайте идею – придумайте рассказик.
Пусть будет лесок (елки разного роста). В нём стоит избушка (просто избушка или на курьих ножках). Кто там живёт-поживает? Гуси-лебеди летят. Какого они цвета? С какой стороны летят? И так далее.
Считайте все выложенные предметы. Сколько ёлок? Сколько у ёлки веток? Сколько ног у избы на курьих ножках? Сколько гусей-лебедей летит?
Практические занятия конструктивного характера однозначно служат развитию ума, а именно наглядно-действенного и пространственного мышления. Чем раньше они будут использованы в работе с детьми, тем результат будет значительнее.