Светлана Деревова
Проект «Веселые пальчики» для детей младшего дошкольного возраста
Проект «Веселые пальчики»
(для детей младшего дошкольного возраста)
Подготовила проект :
Деревова Светлана Николаевна
Воспитатель МАДОУ «Буратино» г. Когалым
Пояснительная записка
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.
Публикация «Проект „Веселые пальчики“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для речевого развития.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Физическое развитие» включает решение задачи по развитию крупной и мелкой моторики обеих рук, поскольку, когда у детей развивают мелкую моторику пальцев, то осуществляется разнообразие тактильных впечатлений ребенка, оказывается большое влияние на развитие его речи, снижается проявление различных недостатков и даже снятие психического напряжения.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий. От уровня развития мелкой моторики руки напрямую зависит общий интеллектуальный уровень ребенка. Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги и родители решают сразу несколько задач:
• стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
• помощь детям с задержкой в развитии речи;
• подготовка руки к письму у старших дошкольников;
• тренировка внимания, пространственного мышления, воображения, наблюдательности, зрительной памяти;
• воспитание эмоциональной выразительности.
Идея проекта состоит в том, чтобы правильно развить и воспитать ребенка. Это залог наиболее полного раскрытия и реализации всех его интеллектуальных и творческих способностей, а также успешной социализации в будущем. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста влияет на развитие таких свойств сознания, как мышление, внимание, воображение, двигательная и зрительная память, наблюдательность, речь.
От уровня развития мелкой моторики напрямую зависит общий интеллектуальный уровень ребенка. Как известно, наиболее качественное обучение у детей происходит в процессе игры. В дошкольном возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, красочные дидактические игры, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук.
Актуальность данной работы заключается в оказании своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии речи и формировании мелкой моторики пальцев рук, через традиционные и нетрадиционные игры и упражнения, включая их в различные виды деятельности.
Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на речевые центры, развивают речевую активность, помогают снять напряжение. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. Совместная деятельность по данному проекту проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить обучение в игру. С этой целью можно использовать такие традиционные формы работы, как пальчиковый театр, самомассаж пальцев и кисти руки.
Проблема: низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Общие сведения о проекте :
Тип проекта информационно-творческий
Место реализации МАДОУ «Буратино»
По виду деятельности исследовательский
По продолжительности долгосрочный (01.09.2017 – 28.02.2018г.)
По форме реализации групповой
Участники проекта дети младшей группы, родители, воспитатель
Возраст детей 3-4 лет
Образовательная область «Физическое развитие»
Области интеграции «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Новизна проекта : гармонизация детско-родительских отношений при реализации принципа сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей пальчиковой моторики рук, инициативы, самостоятельности.
Цель проекта : развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи проекта :
для дошкольников
• способствовать всестороннему развитию ребенка на основе тренировки мелкой моторики рук;
• улучшать моторику, координацию движения кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста, через использование разнообразных форм, методов и приёмов;
• развивать внимание, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки, зрительное и слуховое восприятие;
• способствовать совершенствованию речи и обогащению словарного запаса, посредством пальчиковых игр, гимнастик и упражнений;
• развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и речь
для родителей
• при организации совместной деятельности учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
• создавать в семье благоприятные условия для организации совместной деятельности, способствующей развитию мелкой моторики руки (пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, изобразительная деятельность, применение Су - Джок терапии);
для педагога
• создать условия для реализации проектной деятельности;
• изучить психолого-педагогическую литературу, современные образовательные, здоровье сберегающие технологии по данной теме;
• совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду группы для развития мелкой моторики руки дошкольника;
• систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, в соответствии с лексическими темами;
• привлечь внимание родителей к жизнедеятельности группы в области развития ребёнка;
• повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей;
• установить доверительные и партнерские отношения с родителями;
• подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Механизмы реализации проекта :
• совместная деятельность педагога с детьми ( в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, чтение художественной литературы);
• самостоятельная деятельность детей;
• взаимодействие с родителями.
Ожидаемый результат.
Реализация данного проекта предполагает :
у дошкольников :
• проявление интереса к пальчиковой гимнастике, и пальчиковым играм;
• увеличение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста;
• увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности (речь детей становиться более эмоциональной и выразительной);
• повышение уровня развития мимики, моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения, речи
у родителей:
• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, организации совместной деятельности (пальчиковые игры, гимнастика, изобразительная деятельность, театрализованная) посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
• формирование мотивации к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ
у педагогов:
• использование современных образовательных, здоровьесберегающих технологий, направленных на развитие дошкольников;
• повышение уровня организации взаимодействия с семьей
Критерии оценки эффективности реализации проекта : тесты, игры на развитие мелкой моторики
Проект способствует объединению интересов семьи и ДОУ в вопросах развития детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:
Ресурсное обеспечение проекта :
Материально-техническое: магнитофон, компьютер, принтер, видеопроектор, музыкальный центр, телевизор, цифровой фотоаппарат.
Информационное: методическая и художественная литература, интернет ресурсы, иллюстративный материал, картотека пальчиковых игр, гимнастик
Нормативно-правовое:
• Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17.10.2013г. №1155;
• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014;
• Основная общеобразовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Буратино»
Учебно-методическое:
• подгрупповые и индивидуальные занятия;
• консультативный материал для родителей;
• картотека игр, гимнастик, упражнений, заданий по развитию мелкой моторики;
• подборка методической, художественной литературы по теме проекта;
• подборка для родителей интернет ресурсов (презентации, сказки и мультфильмы).
Реализация проекта
Этапы реализации проекта
I этап –организационный, сроки реализации сентябрь 2017 года
II этап - основной – практический, сроки реализации сентябрь - января 2018 года
III этап -заключительный, сроки реализации февраль 2018 года
I этап –организационный, сроки реализации сентябрь 2017 года
Цель: определение направления и содержания проектной деятельности, создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта
Основные направления деятельности, на данном этапе:
• формулировка проблемы проекта;
• изучение методической литературы по данной теме;
• методическое оснащение проекта, определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
• выбор форм, методов и прием взаимодействия между участниками проекта;
• мотивация родителей на совместную деятельность, мониторинг степени заинтересованности участников проекта;
• обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей;
• подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук, оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки».
Содержание деятельности Сроки
Взаимодействие с детьми сентябрь
Разработка конспектов, картотеки игр, пособий
Взаимодействие с родителями сентябрь
• сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение образовательных потребностей семьи;
• опрос – анкетирование «Что такое мелкая моторика рук дошкольника?»;
• беседа с родителями о целях и задачах проекта;
• совместная разработка плана реализации проекта;
• размещение наглядной информации на стенде родительского уголка, на сайте группы «Колокольчики» : «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости», «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Как развить мелкую мускулатуру рук», «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук», «Игровой самомассаж для кистей и пальцев», «Чтобы пальчики писали»;
• фотовыставка «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки»
Организация РППС в группе сентябрь
• разработка картотеки пальчиковых игр;
• подбор оборудования и материалов: для пальчикового театра; познавательно – исследовательской, изобразительной деятельности
Вывод: На первом этапе были выявлены интересы к пальчиковым играм и театру,
созданы условия для познавательно-творческой деятельности. Массаж пальцев рук выступал, как эффективный метод терапии. Применяли элементы простого массажа (поглаживание, похлопывание, постукивание, поколачивание ладошек своих и соседа). Собрана информация, составлен план воспитательно-образовательной информации в рамках реализации проекта.
По итогам анкетирования, родители были в полном объеме информированы о предстоящей деятельности, о работе мышц рук детей, об их значимости. Интерес родителей на начало реализации проекта составляет – 32%. Проанализировав все это, пришли к выводу о целесообразности проведения работы с родителями на данную тему.
Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей.
В ходе дискуссии с родителями были также определены продукты деятельности в рамках проекта :
• методические разработки НОД, сценарии развлечений по теме проекта;
• создание картотеки игр, гимнастик, упражнений на развитие мелкой моторики рук;
• создание игротеки «Развиваем пальчики» в группе ДОУ, в семьях воспитанников, направленной на развитие мелкой моторики руки;
• слайдовые презентации консультаций, мастер - классов: «Речь на кончиках пальцев», «Расскажи стихи руками», «Су джок терапия в ДОУ», «Нетрадиционные техники рисования для ваших дошколят»
II этап - основной – практический, сроки реализации сентябрь - января 2018 года
Цель: осуществление целенаправленной педагогической деятельности по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста
Основные направления деятельности, на данном этапе:
• реализация плана совместной взаимодействия всех участников проекта;
• реализация перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с дошкольников;
• повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей младшей группы;
• мастер – классы, консультации для родителей по проведению пальчиковой гимнастики, игр, упражнений с ребенком дошкольного возраста;
• включение пальчиковой гимнастики, в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени;
• размещение информации для родителей о ходе реализации проекта на сайте группы «Колокольчики»
Совместная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с принципами ФГОС ДО, т. е. учитывались индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, применялась интеграция образовательных областей:
Содержание деятельности Сроки
Взаимодействие с детьми сентябрь - январь
Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени
Игровая деятельность
• пальчиковая игра «Колечко»; «Пальчики здороваются», «Козочка», «Теремок», «Семья», «Капуста», «Ботиночки»;
• дидактическая игра «Волшебный мешочек», «Чудесный мешочек», «Нарядные бусы», «Спрячь мышонка»;
• игры с конструктором, мозаикой, прищепками, кубиками и т. д.
Двигательная деятельность
• массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом», «Покатай карандаш», «Упражнение с пробками»;
• упражнения пальчиковой гимнастики «Пчелка»
Изобразительная деятельность
• лепка: «Вот какие ножки у сороконожки»;
• пальчиковое рисование «Бабочка», «Сказочное осеннее окошко», «Веселые картины», «Узоры на подносе»
Познавательно – исследовательская деятельность
(познание свойств предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, мука, прищепки, пластиковые крышки, бумага)
• игры с пшенной крупой «Найди шарик»;
• дидактическая игра «Сортируем макароны»;
• игры с водой «Достань, что скажу»
Коммуникативная деятельность
пальчиковый театр, театр тантамаресок «Репка», «Теремок»
Взаимодействие с родителями сентябрь - январь
• родительские собрания на тему: «Речь на кончиках пальцев»;
• консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые тантамарески»;
• памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем!»;
• беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
• мастер – класс: «Развитие мелкой моторики детей в домашних условиях»; «Су джок терапия для младших дошкольников»; «Волшебные крышки» (изготовление игрушек для развития пальчиковой моторики своими руками); «Пальчиковый театр своими руками;
• конкурс для родителей «Игры и атрибуты по развитию мелкой моторики рук детей»;
• семинар – практикум для родителей: «Расскажи стихи руками»;
• папка передвижка «Картотека пальчиковых игр с использование Су-джока», «Рисуем песком», «Нетрадиционные техники рисования с младшими дошкольниками»;
• фотогазета «Играем, развиваем, творим дома с родителями»;
• создание игротеки «Развиваем пальчики»
Организация РППС в группе сентябрь - январь
• пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими, играми на развитие мелкой моторики;
• пополнение книжного центра – новыми детскими книгами и дисками с мультфильмами, музыкой, иллюстрированными картинками;
• пополнение центра искусств изобразительными материалами
В рамках проекта используются разнообразные
формы взаимодействия с родителями:
Информационно - аналитические • консультации
• памятки
• беседы
• анкетирование
• сайт группы «Колокольчики»
Наглядно - информационные • фото – выставки
• день открытых дверей
• открытый показ совместной деятельности взрослых и детей
• фото – стенды
• папки - передвижки
Познавательные • родительские собрания
• совместная деятельность по плану реализации проекта
• мастер - классы
Досуговые • совместная театрализованная деятельность
• участие в конкурсах и выставках
Вывод: На втором этапе в группе созданы условия для осуществления детских замыслов и поддержки детской активности и инициативы. Реализация проекта происходит через все виды детской деятельности, мастер-классы помогают передать свой опыт родителям по изготовлению игр, поделок, пособий на развитие мелкой моторики рук.
Сформировалась готовность родителей к сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения, вовлеченность их в образовательный процесс группы.
III этап - заключительный, сроки реализации февраль 2018 года
Цель: подведение итог реализации проекта
Основные направления деятельности, на данном этапе:
• самооценка результатов проектной деятельности, корректировка содержания, подведение итогов;
• презентация продуктов проекторной деятельности
Содержание деятельности Сроки
Взаимодействие с детьми февраль
• показ пальчикового театра «Репка»;
• развлечение: День рождение «Мальчика - пальчика»
Взаимодействие с родителями февраль
• семейная гостиная «Пальчики умеют говорить»;
• диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
• подведение итогов реализации проекта;
• размещение результатов реализации проекта на сайте группы «Колокольчики»
Презентация материалов (продуктов) проекта для педагогов дошкольного учреждения, города февраль
• практический семинар для педагогов дошкольного учреждения, города;
• размещение материалов проекта на официальном сайте ДОУ;
• диссеминация опыта на различных уровнях (статьи, выступления, участие в конкурсах, публикации, оформление методических рекомендаций для педагогов и родителей)
Вывод:
Положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. Использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр вызвало интерес у детей, желание выполнять упражнения на развитие мелкой моторики.
Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной и эмоциональной. Увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности, дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.
Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Интерес родителей на конец реализации проекта составляет – 87 %., стали единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях с конкретными развивающими пособиями, но и в домашних условиях.
Результатом реализации проекта «Веселые пальчики» стали:
у дошкольников :
• проявление интереса к пальчиковой гимнастике, и пальчиковым играм;
• увеличение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста;
• увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности (речь детей становиться более эмоциональной и выразительной);
• повышение уровня развития мимики, моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения, речи
у родителей:
• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, организации совместной деятельности (пальчиковые игры, гимнастика, изобразительная деятельность, театрализованная) посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
• формирование мотивации к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ
у педагогов:
• использование современных образовательных здоровьесберегающих технологий, направленных на развитие дошкольников;
• повышение уровня организации взаимодействия с семьей.
Практическая значимость проекта «Веселые пальчики» очевидна. Он помог привлечь внимание родителей к проблеме всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.
Совместная деятельность взрослых и детей способствовала укреплению внутрисемейных связей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Перспективы на будущее:
• продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, совершенствуя её в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, в тесном сотрудничестве с родителями;
• полнить развивающую предметно – пространственную среду материалом, способствующим развитию мелкой моторики руки, подготовке руки к письму: раскраски, штриховки, рабочие карточки, конструктор различных видов (деревянный, магнитный, металлический, мелкий лего – конструктор);
• способствовать повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста в домашних условиях;
• продолжить использовать проектную деятельность в образовательном процессе;
• распространить опыт работы среди педагогов ДОУ и в социальной сети работников образования.
Учебно-методические материалы:
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов.
2. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001г. ;
3. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008г. ;
4. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006г. ;
5. Нищеева Н. В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики»
6. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду
7. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками — развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008г.