Слинко Марина Александровна
Программа кружковой работы для детей дошкольного возраста «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Детский сад № 1 «Светлячок»
ПРОГРАММА
КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
на 2016 – 2018 учебный год
Воспитатель Слинко М. А. ___
Балашиха 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Движения руки человека наследственно
не предопределены, а возникают
в процессе воспитания и обучения как результат
ассоциативных связей между зрительными,
осязательными и мышечными изменениями
Публикация «Программа кружковой работы для детей дошкольного возраста „Веселые пальчики“» размещена в разделах
в процессе активного взаимодействия
с окружающей средой.
И. И. Сеченов
Программа кружка направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Структура занятий позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, с песком, крупами, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Программа кружка предполагает проведение 1 занятие в неделю во второй половине дня: Продолжительность занятия: 30 мин – с учетом особенностей детей. Общее количество учебных занятий в год –32.
Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится 2 раза в год: вводный – в октябре, итоговый – в мае.
Цель кружковых занятий : формирование графического навыка письма, развитие зрительного анализа и синтеза, совершенствование мелких движений пальцев рук.
Задачи кружковой работы :
Образовательные задачи:
• Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу : сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест; сформировать у детей интерес к искусству рисования песком, познакомить с использованием техники»Sand-Art» ; Развитие ручной умелости у детей посредством пластилинографии.
Развивающие задачи:
• Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
• развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием
• развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память.
• развивать усидчивость, желание довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
• Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Методические приемы
• Беседа
• Показ
• Дидактическая игра
• Рассматривание иллюстраций
• Демонстрация действий и др.
На каждом занятии проводятся упражнения по развитию памяти, внимания, связной и грамматически правильной речи.
Ожидаемый результат
1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2. Овладение разными видами ручной техники.
3. Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
Дидактический материал и техническое оснащение
1. Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…
2. Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока)
3. Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка, семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…
4. Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
5. «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны)
6. Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
7. Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.
8. Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
9. Тематические иллюстрации.
Диагностика мелкой моторики
старших дошкольников
(по Н. В. Нищевой)
Кинестетическая основа движений:
• сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке;
• одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук;
• одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук;
• поместить указательный палец на средний, потом наоборот, сначала на правой руке, потом – на левой
Кинетическая основа движений:
• изменять положение кистей рук (после демонстрации) : одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой – раскрытой ладонью. Так повторить 3-4 раза. (Тест Н. И. Озерецкого на реципрокную координацию рук.)
• Проба на перебор пальцев : на двух руках одновременно соприкасать последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу.
• упражнение «Игра на рояле» правой рукой, левой рукой
• проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой
Графические пробы:
• умение правильно держать карандаш;
• умение рисовать прямые горизонтальные линии;
• умение рисовать прямые вертикальные линии;
• умение рисовать круги;
• умение рисовать ломанные линии;
• умение рисовать замкнутые линии;
• умение рисовать человека
Манипуляции с предметами:
• умение застегивать и расстегивать пуговицы;
• перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую;
• умение завязывать и развязывать шнурки;
• выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез,
• вырезать фигуры среднего размера
25 приемов массажа пальчиков для развития речи
Пассивный массаж (массирующие движения выполняются взрослым)
1. Солнышко
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев – это «лучи солнца».
Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама лишь одно бывает.
2. Сорока белобока
Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев.
Сорока – сорока, где была? Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.
3. Метели
Зигзагообразное поглаживание.
Свистели метели, летели снега
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду как подушки летят.
4. Улитка
Щипцеобразное разминание края ладони.
Толстушка – ползушка, дом завитушка. Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке. Ползи, не спеши рога покажи.
5. Паук
Пиление (продольное и поперечное) ладони пальцами.
Диво дивное – паук. 8 ног и 8 рук.
Если надо наутек, выручают 8 ног.
Сеть сплести за кругом круг, выручают 8 рук.
6. Пила
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони.
Принялась она за дело. Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
Активный массаж (ребенок самостоятельно выполняет массирующие движения)
7. Звери
Массаж подушечек пальцев. После пятой строчки происходит смена рук.
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа (мизинец)
8. Медведь
Массаж подушечек пальцев. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.
Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.
9. Огород
На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного. После 4 строчки – смена рук. Последние две строчки – разминание больших пальцев каждой руки.
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг – огород!
10. Щелчки
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.
Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!
Массаж пальцев и кистей рук с помощью массажного шарика
11. Мячик
Катаем мячик между ладоней:
Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.
12. Мяч
Я мячом круги катаю,
(катаем мячик между ладонями круговыми движениями)
Взад вперед его гоняю,
(гоняем мячик между ладонями по столу)
Им поглажу я ладошку,
(гладим одну ладошку мячиком)
Будто бы сметаю крошку,
(гладим другую ладошку мячиком)
И помну его немножко,
(сжимаем мячик одной рукой)
Как сжимает лапу кошка.
(меняем и сжимаем мячик другой рукой)
13. Ежик
Ежик в руки мы возьмем,
(берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.
(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем,
(подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем.
(пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол,
(кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем
(ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем …
(ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем.
(меняем ручку и тоже катаем мячик)
Еж
Катаем мячик или ёжика от локтя к пальчикам по внутренней стороне, приговаривая слова:
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек,
Мне по пальчикам бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
15. Шарик
Движения выполняются по тексту:
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!
16. Ежик-чудачок
Ежик, ежик – чудачок
Сшил колючий пиджачок
(прокатывать мяч в ладонях вперед – назад)
Встал с утра, и в лес – гулять,
(поднять руки вверх)
Чтоб друзей всех повидать.
(перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз)
Ежик топал по тропинке
(постучать мячом по столу)
И грибочек нес на спинке.
(завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее)
Ежик топал не спеша,
(прокатываем мяч по одной коленке вперед)
Тихо листьями шурша.
(прокатываем мяч по другой коленке назад)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий Попрыгайка,
(подбрасываем и ловим мячик)
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косой морковку!
(завести руки за спину и спрятать мяч)
Массаж пальцев и кистей рук с помощью карандаша
17. Утюжок
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
Карандаш я покачу
Вправо-влево – как хочу.
18. Добывание огня
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?
19. Догонялочка
Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.
Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.
20. Горка
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.
21. Волчок
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.
По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.
22. Вертолет
Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.
Отправляется в полёт
Наш красавец-вертолёт.
23. Массаж с прищепками
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
24. Массаж грецкими орехами
Катать 2 ореха между ладонями:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
25. Массаж бумагой
"Прятки" - сжимание бумаги в кулаке. Спрятать кусок бумаги - зажать в кулачке:
Я бумажку посжимаю и ладошку поменяю.
СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Занятие №1
Осень. Выявление знаний и умений.
Закрепить знания о цветных и простых карандашей. Совершенствовать внимание, память и умение выполнять движения со словами
Занятие №2
Осень. Диагностика графических навыков. Учить детей повторять упражнения с карандашами. Совершенствовать умение удерживать карандаш пальцами правой и левой руки.
Занятие №3
Овощи. Игры с пальчиками и карандашами.
Совершенствовать правила посадки за столом при выполнении заданий: не сутулится, сидеть прямо опираясь на спинку стула, не ложится на стол, локти не должны быть прижаты к телу или висеть.
Занятие №4
Овощи. Выявление знаний и умений (учить рисовать по точкам простым карандашом).
Познакомит с пунктирными и контурными линиями. Учить различать контурные и пунктирные линии. Учить соединять взаимосвязанные предметы.
Занятие №5
Фрукты. Выявление знаний и умений (учить штриховать).
Формировать умения видеть контур фигуры и раскрашивания не выходить за их пределы. Совершенствовать умение выполнять пальчиковую гимнастику, соотносить слова с движением пальцев. Учить проводить горизонтальные линии.
Занятие №6
Инструменты. Дорисовка предметов. Формировать умения видеть контур фигуры и раскрашивания не выходить за их пределы. Совершенствовать умение выполнять упражнения с карандашами. Учить проводить вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх.
Занятие №7
Деревья. Контурные и пунктирные линии. Формировать умения видеть контур фигуры и раскрашивая не выходить за их пределы. Учить обводить пунктирные линии.
Занятие №8
Деревья. Обводка предметов. (учить рисовать предметы по клеткам) Формировать умения видеть контур фигуры и раскрашивая не выходить за их пределы. Учить обводить наклонные линии. Совершенствовать умение аккуратно раскрашивать фигуры цветными карандашами.
Занятие №9
Игрушки. Раскрашивание предметов поэтапное рисование. Штриховка. Дом. Соединять точки поочередно. Формировать умения раскрашивать картинки. Учить использовать разноцветные карандаши. Закреплять умение четко проговаривать пальчиковую гимнастику.
Занятие №10 Дом Сравнение и рисование линий. Рисование предметов по клеткам. Формировать умения рисовать по пунктирам прямые, ломаные, кривые и замкнутые линии. Учить рисовать узор по пунктирным линиям и продолжать рисовать его самостоятельно.
Занятие №11
Электроприборы. Рисование узоров по клеточкам и линиям. Обводка и раскрашивание предметов. Продолжать учить обводить предметы по контуру. Развивать фантазию, дорисовывая картинку.
Занятие №12
Мебель. Обводка, дорисовка, раскрашивание. Рисование предметов по клеточкам и линейкам. Учить закрашивать солнце, елку и зайца в заданном направлении. Совершенствовать навыки работы с цветными карандашами. Продолжать учить обводить предметы по точкам, пунктиру и контору.
Занятие №13
Зима. Обводка, дорисовка и раскрашивание. Рисование по точкам и клеточкам. Выкладывание предметов из палочек. Дорисовывать симметричные предметы. Совершенствовать умение обводить круги по пунктирным линиям. Учить рисовать узоры по точкам. Воспитывать сосредоточенность
Занятие №14
Посуда. Обводка, дорисовка и раскрашивание. Штриховка. Совершенствовать умение дорисовывать предметы по пунктирным линиям. Продолжать учить дорисовывать в предметах недостающие части.
Занятие №15
Посуда. Обводка и раскрашивание. Рисование узоров по клеточкам и линейкам. Учить использовать при выполнении заданий разные цветные карандаши. Учить дорисовывать картинку соответственно погоде.
Занятие №16
Продукты. Обводка узоров и дорисовка предметов. Рисование предметов по клеточкам. Формировать умение обводить квадрат по пунктирным линиям. Учить подбирать карандаши по цвету. Продолжать совершенствовать заканчивать рисунок. Воспитывать аккуратность при выполнении графических диктантов.
Занятие №17
Город. Обводка и раскрашивание. Поэтапное рисование. Формировать умение последовательно соединять точки при помощи линейки. Учить подбирать карандаши по цвету. Совершенствовать умение по образцу дорисовывать рисунок. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий.
Занятие №18
Транспорт. Обводка по пунктирным линиям и раскрашивание предметов. Совершенствовать умение обводить рисунок по точкам. Учить рисовать узор по клеточкам самостоятельно по образцу.
Занятие №19
Семья. Обводка, дорисовка и раскрашивание. Учить использовать при выполнении заданий разные цветные карандаши. Закреплять умение дорисовывать недостающие детали предмета используя образец.
Занятие №20
Части тела и лицо. Обводка и раскрашивание. Рисование человека. Дорисовывание лица по образцу. Воспитывать самостоятельность в работе. Продолжать учить выполнять штриховку простым карандашом. Учить дорисовывать правую или левую часть изображенных предметов.
Занятие №21
Одежда. Раскрашивание. Поэтапное рисование. Симметричное рисование. Учить самостоятельно, выбирать карандаши для выполнения заданий. Воспитывать в работе аккуратность.
Занятие №22
Обувь. Обводка, дорисовка, раскрашивание. Поочередное соединение точек. Совершенствовать умение обводить предметы по контору, дорисовывать недостающие детали предмета.
Занятие №23
Обувь. Обводка и раскрашивание. Рисование узоров по клеточкам и линейкам. Симметричное рисование. Формировать умение цветными карандашами проводить разноцветные дорожки по пунктирным линиям.
Занятие №24
Весна. Обводка, дорисовка и раскрашивание. Выкладывание предметов из палочек. Совершенствовать умение рисовать картину, используя цветные карандаши. Воспитывать аккуратность в работе.
Занятие № 25 Цветы. Раскрашивание. Поэтапное рисование. Составление предметов из геометрических фигур. Формировать умение подбирать цвета и раскрашивать картинку. Используя образец рисовать знакомые предметы.
Занятие № 26 Насекомые. Обводка и раскрашивание предметов. Штриховка. Учить обводить фигуры по контуру не отрывая карандаш.
Занятие № 27 Домашние животные Обводка, дорисовка и раскрашивание. Закреплять умение рисовать узор по пунктирным линиям, дорисовывать недостающие части предмета
Занятие № 28 Домашние птицы. Поэтапное рисование и раскрашивание. Закреплять умение подбирать цвета к картинке. Используя образец рисовать знакомый предмет (дерево)
Занятие № 29 Птицы Обводка, дорисовка и раскрашивание. Рисование узоров. Совершенствовать умение обводить предметы не отрывая карандаш. Формировать умение штриховать предметы в заданном направлении.
Занятие № 30 Дикие животные. Рисование. Штриховка. Совершенствовать умение рисовать предметы по клеточкам.
Занятие № 31 Лето. Поэтапное рисование и раскрашивание. Закреплять умение подбирать цветные карандаши для раскрашивания картинки. Используя образец рисовать знакомый предмет (медведь)
Занятие № 32 Лето. Творческий рисунок. Развитие творческих способностей.
Список литературы:
Рабочая программа составлена на основе:
• Методической разработке :
• И. А. Подрезова «Школа умелого карандаша» Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков Изд.»Гном»
• В. Н. Нищева, «Веселая пальчиковая гимнастика».»Детство-Пресс"2015
• Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина, Пальцы помогают говорить, М. :Гном,2012
• Л. В. Игнатьева, Послушные карандаши, М. : Ювента, 2013
• Т. В. Пятница, Пальчиковые игры и упражнения : Массаж карандашами, Мн. : Аверсвэв, 2005
• О. В. Узорова, Е. А. Нефедова прописи «300 узоров для дошкольников», 2016
• В. В. Цвынтарный, Играем пальчиками и развиваем речь, Спб. : Лань, 1996
• Т. В. Смирнова «Занятия пластилинографией» издательство «Учитель»2012
• Е. А. Тупичкина «Мир песочных фантазий» издательство «Аркти»2016
• Р. Клойн Арт – терапия Книга для раскрашивания «Сказочный мир» 2016
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
. Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка
• Закон РФ «Об образовании»
• Типовое положение о ДОУ
• СанПиН
• Устав ДОУ
ФГОС ДО