Марина Юрьевна Емельянова
Проект «Веселая математика» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Веснушки» комбинированного вида п. Дубки
Саратовского района Саратовской области»
ПРОЕКТ
«Веселая математика»
Воспитатель I квалификационной категории
Е. С. Аваева
2019
Пояснительная записка
В настоящее время одним из важнейших направлений в развитии математических способностей детей дошкольного возраста, а так же для успешного освоения начальной программы предматематического образования, ребёнок должен логически мыслить, уметь зрительно соотносить один предмет с другим, сравнивать предметы между собой, ориентироваться в пространстве.
Публикация «Проект „Веселая математика“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т. д. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.
Проблема – снижение интереса к математике в подготовительной Б к школе группе.
Цель проекта : Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников элементарные представления о гео-метрических фигурах.
2. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
3. Развивать умение работать со счётными палочками, составлять рисунок по образцу и самостоятельно.
4. Развивать умения ориентироваться в пространстве (лево, право, вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол).
5. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
6. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Интеграция образовательных областей: ФЭМП, познавательное развитие, развитие речи, изобразительная деятельность, физическое воспитание, игровая деятельность.
Количество участников проекта : коллективный, подготовительная Б к школе группа
Продолжительность проекта : среднесрочный ( три месяца: январь, февраль, март;
П6н7ри
подготовительная к школе группа).
Требования к использованию технологии проектного обучения :
1. Наличие познавательной проблемы.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Использование исследовательских методов (эксперименты, опыты, наблюдения и др.).
План реализации проекта :
1. Выбор темы проекта.
2. Выбор целей и задач.
3. Определение форм и методов работы.
Содержание этапов проекта :
Проект, включает три этапа:
-подготовительный
- исследовательский
-заключительный (обобщающий).
Подготовительный этап
1. Получение предварительных результатов с помощью игр.
Д/у "Домино"
Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, раз-мер; сравнивать предметы по заданным свойствам.
Материал : логические фигуры.
Ход игры:
Фигуры делятся между игроками поровну. В правилах игры указываются три свойства: ходить фигурами такого же цвета, но другими по размеру и форме, или фигурами такого же размера, но другими по форме и цвету; фигурами другого цвета, размера и формы.
Д/у "Чем похожи домики?"
Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной и другой групп.
Материал : геометрические фигуры.
Ход игры:
Ребята, рассмотрите домики и ответьте, из каких фигур они построены. Чем они похожи?
Д/у "Из каких фигур сложены предметы?"
Цель: Учить различать геометрические фигуры по форме, путем со-поставления элементарных фигур; узнавание знакомых форм в рисунке.
Ход игры:
Рассмотрите рисунок и назовите все фигуры, из которых сложены дом, машина, ракета, качель.
Д/у "Закрась лишнюю фигуру"
Цель: учить решать логическую задачу на сходства и различие.
Ход игры:
Закрасьте лишнюю фигуру. Почему закрасили именно ее? Как называется геометрическая фигура, которую вы закрасили? А как называются остальные фигуры?
Д/у "Какая геометрическая фигура лишняя".
Цель: Учить решать логическую задачу на сходства и различие, на нахождение пропущенной фигуры.
Ход игры:
Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?
Игра «Отгадай, кто где стоит». Перед детьми — несколько предме-тов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т. д.
Игра «Что изменилось?». На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.
Игра «Найди похожую». Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним — мартышка, последним — мишка» или «В середине — большой чайник, справа от него — голубая чашка, слева — розовая чашка».
Игра «Расскажи про свой узор». У каждого ребенка картинка (ков-рик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу — квадрат, в левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — треугольник.
Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине — большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу — цветы, вверху и внизу — волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.
Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.
Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым, вверху, на крыше дома,— трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.
Игра «Найди игрушку». «Ночью, когда в группе никого не было,— говорит воспитатель,— к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, при за шторой находит матрешку.
Исследовательский этап
1. Выбрать геометрическую фигуры и исследовать их, дать описание, найти в окружающей действительности и в предметах ближайшего окруже-ния.
2. В самостоятельной изобразительной деятельности дети рисуют геометрические фигуры; превращают их в предметы; находят картинки с данными понятиями в окружающей действительности, вырезают и наклеивают их; лепят из пластилина.
3. Ориентируются на плоскости листа, рисуют бабочку в верхнем правом углу, а цветок в левом нижнем углу, солнце вверху по середине и т. д.
4. Упражнять в рисовании геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
5. «Составление предметов по картинкам». Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Это может быть домик, скамейка. Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.
6. «Преобразование фигуры». Задание проводится в 2 этапа. Сначала взрослый показывает ребенку фигуру и просит составить из палочек такую же. Инструкция второго этапа: надо определить, какие и сколько палочек следует убрать, чтобы получилась другая фигура.
7. «Геометрические примеры». Ребенку надо проанализировать представленные геометрические фигуры, представив, как будет выглядеть конечный результат и выбрать ответ.
7. «Сосчитай фигуры». Ребенку дается изображение сложной геометрической фигуры, состоящей из множества деталей, он должен сосчитать, сколько в фигуре треугольников, прямоугольников, квадратов.
Игры с геометрическими фигурами на составление различных предметов, животных очень полезны для развития аналитического мышления, сенсорных умений. Для проведения занятий необходимо запастись набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник или квадрат.
8. «Составь силуэт животного или насекомого». Для игры берется круг, который разделен линиями на более мелкие и неоднородные детали, разрезается. Затем из полученных частей круга дети пробуют составить картинку, причем конкретные инструкции им не даются — они должны действовать по своему замыслу
9. «Нарисуй картинку по цифрам». Чем старше ребенок, тем больше цифр может быть
10. Ситуация «Волшебные половины». Винни-Пух и Пятачок запутались: у Винни есть квадрат. У Пятачка тоже есть квадрат, но в два раза больше квадрата Винни. Винни считает, что если разделить фигуру у Пятачка пополам, на две половины, то эти половины будут точно такие же, как и у него. Прав ли Винни?
Развитие ситуации: детям предложила сначала подумать и высказать версии, потом с помощью моделирования на геометрических фигурах, вырезанных из листа бумаги в клетку /чтобы были видны квадраты/, разыграть ситуацию деления большого квадрата пополам и проверку накладыванием одного квадрата и половины второго друг на друга.
11. Ситуация «Рассадим гостей за столы». Нужно помочь Мальвине рассадить гостей за столы.
Развитие ситуации: «Какой стол лучше поставить: круглый, квадратный или прямоугольный? За эти столы поместиться одинаковое количество гостей или нет? Как проверить?/условие моделируется с помощью геометрических фигур – «Столов» и фишек –«гостей»/
В заключение ситуации предложила выбрать самую оптимальную форму стола. Обосновать.
12. Ситуация «Экономное печенье». Незнайка готовится к приему гостей и решил испечь печенье разной формы. Ему хочется быть очень экономным. Помогите ему наилучшим образом использовать пласт теста /разделить без остатка/.
Развитие ситуации: до начала практического решения детям предложила высказать предположения. Затем – осуществить исследование, пересчитать количество печенья, определить самую экономичную форму.
13. Ситуация: «Дама сдавала в багаж»
Дама сдавала в багаж три предмета: лампу, картину, картонку. У дамы чемодан, в который может поместиться только два предмета, и сумка, в которую может поместиться только один предмет. Дама очень капризна: нужно определить разные варианты расположения ею вещей в чемодане и сумке. Сколько таких вариантов может быть? Нужно помочь упаковщику распределить предметы разными способами.
Развитие ситуации: ситуация моделируется с помощью геометрических фигур или зарисовок на листе бумаги.
Заключительный, обобщающий этап.
В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, консультации родителей, математический квест. Подведение итогов.
Возможные последствия реализации проекта :
При создании определённых условий, у детей сформируется стойкий интерес к исследовательской и творческой деятельности. Закрепятся знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.
Проявляя инициативу, интерес к исследованиям, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся логически мыслить.