Мария Дудоладова
Экологический проект «Были о пыли» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рябинушка»
«Были о пыли»
(подготовительная к школе группа)
Номинация: «Человек и природа» (экология и здоровье человека)
Руководитель: воспитатель первой кв. категории Дудоладова М. В.,
Публикация «Экологический проект „Были о пыли“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
р. п. Сосновское, 2018г.
1. Введение.
Пыль - это непременный атрибут жилья человека. Она незримо обосновалась в наших домах и квартирах, ведёт параллельную с нами жизнь, незаметно устанавливает свои порядки. Пыль обладает способностью оказывать влияние абсолютно на всё : на работу бытовой техники и всех существующих приборов, на состояние мебели и одежды, на качество воздуха в комнате, на здоровье обитателей дома.
Экологи всего мира единодушны во мнении о том, что пыль небезопасна для здоровья человека. Вдыхание воздуха с высокой концентрацией пыли оказывает такое же вредное воздействие на лёгкие, как пол сигареты.
Чистый воздух необходим человеку. Он может отказаться от недоброкачественной пищи или воды сомнительной чистоты, но вдыхать ему приходится тот воздух, в котором он находится в данный момент, даже если он загрязнён или опасен для здоровья.
Технологическая карта проекта
Название проекта : «Были о пыли»
Руководитель проекта Дудоладова М. В., воспитатель первой
квалификационной категории
Вид проекта :
Познавательно - информационный
Краткосрочный, групповой комплексный.
Образовательная область Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей 1. Социально - коммуникативное развитие: развитие самопознания и положительной самооценки;
2. Физическое развитие:формирование потребности в здоровом образе жизни;
3. Художественно-эстетическое развитие: овладение различными видами художественной деятельности;
4. Речевое развитие: развитие связной речи и расширение активного словаря
Участники проекта :
Дети дошкольного возраста (6-7 лет).
Родители, законные представители воспитанников.
Педагоги ДОУ.
Сроки реализации: 4 февраля – 7 марта
Актуальность Нам часто кажется, что загрязнения окружающей среды подкарауливают нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших домов мы обращаем мало внимания. Но дом – не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. Часто дома и в детском саду говорят, что с пылью надо бороться, что она вредна для здоровья. Но мало кто знает что такое пыль и как она вредна, что любая домашняя пыль является комплексом аллергенов.
Актуальность проекта заключается в том, что мы недостаточно знаем о пыли и постараемся ее исследовать.
Цель исследование комнатной пыли и ее влияния на организм человека.
Задачи: Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. По литературным источникам:
- выявить из чего состоит пыль, как она образуется в помещениях;
- рассмотреть отрицательное влияние пыли на здоровье человека;
- определить эффективные способы борьбы с пылью.
2. С помощью анкетирования определить, как родители воспитанников оценивают важность уборки в помещениях для здоровья человека.
3. Определить места наибольшего скопления пыли в помещениях.
4. Разработать рекомендации как защититься от пыли в помещениях детского сада и дома.
Проблема Во время влажной уборки в группе помощник воспитателя протирала пыль с полок и подоконников Олеся Бессольнова сказала: «А моей маме не нравится тоже, когда мебель или пол покрыты пылью. Каждый день она моет полы, пылесосит ковры, протирает от пыли мебель. А я ей помогаю». Я спросила Олесю: «Зачем надо делать влажную уборку к?» Олеся ответить затруднилась: «Ну, чтобы было чисто…».
Тогда меня заинтересовало, а знают ли ребята нашей группы зачем делается влажная уборка два раза в день в нашей группе? На мой вопрос никто из ребят не дал точного ответа, отсюда мы решили с ребятами выяснить, так ли нужна уборка от пыли, и что такое пыль, откуда она берется и как влияет на организм человека, а может и не нужно вовсе убираться так часто.
Гипотеза если мы будем знать, какое влияние пыль оказывает на организм человека будем знать способы борьбы с нею и применять их на практике, то сможем сохранить свое здоровье.
Методы и приемы В исследовательской деятельности нами были использованы методы наблюдения, анализа, прогнозирования, обобщения и описания
Виды детской деятельности Познавательная, исследовательская, игровая, продуктивная,
коммуникативная, восприятие
художественной литературы.
Итоговое мероприятие: Презентация проекта на муниципальном конкурсе «Солнечный зайчик».
Этапы проведения проекта.
1 этап: Организационный:
• Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
• Подбор методической литературы для реализации проекта;
• Подбор нагладно – дидактического, художественной литературы.
• Разработка содержания учебно – воспитательного процесса на основе тематики проекта;
• Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
2этап.
Подготовительный
• Разработка проекта;
• Организация деятельности по реализации проекта;
• Оказание помощи детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач
• Составление плана деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью
- определить источники информации,
- подобрать материалы и оборудование для работы,
-какими предметами научиться работать для достижения цели
3 этап: Основной
Мероприятия участники
Беседа с детьми «Что такое пыль и откуда она берется?» Воспитатели
Ознакомление детей с художественной литературой Рассказ «Победа над пылью» Воспитатели
Дети
Познавательное занятие «Влияние пыли на человека» Воспитатели
Дети
Взаимодействие с родителями: Информация для чтения «Домашняя пыль её влияние на здоровье человека» Воспитатели
Родители
Беседа с детьми «Какой вред приносит домашняя пыль» Воспитатели
Дети
Презентация «Пылевые клещи» Воспитатели
Дети
Совместная и самостоятельная художественно – продуктивная деятельность – рисование «Чистый дом» Воспитатели
Дети
Взаимодействие с родителями: Индивидуальные беседы в вечерние часы «Борьба с пылью» Воспитатели
Родители
Беседа медсестры с детьми «Интересные факты о пыли» Воспитатели Дети
Познавательное занятие «Пыль. Польза или вред?»
Дидактическая игра «Хорошо и плохо» Воспитатели Дети
Взаимодействие с родителями: рекомендации «Правила уборки дома» Воспитатели Родители
Ознакомление детей с художественной литературой сказки «Сказка про пылинку» Воспитатели
Дети
Разгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок по теме Воспитатели
Дети Родители
Экспериментальная деятельность «Где больше пыли» Воспитатели
Дети
Рисование памяток -рекомендаций «Борьба с пылью дома» Воспитатели
Дети
Познавательное занятие «Источники пыли» Воспитатели
Дети
ХБТ в группе, правила уборки в группе. Воспитатели
Дети
Познавательное занятие «Помощники дома» Воспитатели
Родители
Дети
Творческое рассказывание «Как я помогаю маме» Воспитатели
Дети
Домашнее задание для родителей: опыты с ватным диском.
Воспитатели родители
Рисование на тему «Мой чистый дом» Воспитатели
Дети
Спортивный праздник «Кто быстрее» Воспитатели, дети, родители
Дети:
Расширены и закреплены знания и представления детей о пыли.
Знают правила поведения уборки дома;
Имеют представления о последствиях неправильного отношения к порядку дома, сформировано понимание как пыль влияет на здоровье человека;
Родители:
Принимают активное участие в реализации проекта.
Повышен интерес к познанию нового;
Понимают важность бережного отношения к своему и здоровью ребенка;
Расширен кругозор экологических знаний.
Заключение Реализация данного проекта вовлекла всех участников (педагогов, воспитанников и их родителей) в одно общее увлекательное дело, где и дети взрослые могли вносить посильную продуктивную деятельность видеть результат своего труда. Где родители активно включились в воспитательно – образовательный процесс детского сада. На основании полученной информации и результатов можно сделать следующие выводы:
Для поддержания чистоты требуется большой и упорный труд, дома — труд мамы или других членов семьи, в группе — труд помощника воспитателя и дежурных. Каждый мальчик, каждая девочка должны ценить и уважать этот благородный труд, который идет на пользу всем взрослым и детям. И особое внимание должно быть уделено борьбе с пылью. Пыль попадает в глаза, пыль вместе с воздухом мы вдыхаем через нос и рот. Это очень вредно для здоровья.
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
Каждому ребёнку, каждому взрослому хочется жить в чистой, уютной комнате. Но одного желания мало. О чистоте и порядке в комнате надо постоянно заботиться, не жалея труда. Надо заботиться о том, чтобы в помещении было чисто, уютно, чтобы в нем было удобно жить, заниматься.
Литература:
1. Толковый словарь С. И. Ожегов
2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ авт. -сост. А. Е. Чижевский-Москва: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.
3. Моя первая энциклопедия: Научно-популярное издание для детей/авт. Л. Я. Гальперштейн-СМосква: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2007г.
4. Большая детская энциклопедия. перевод с английского на русский язык Т. Покидаева-Москва «Махаон», ООО «Издательская Группа Аттикус», 2008г.
5. Азбука здоровья в картинках / авт. -сост. К. Люцис- Москва: Русское энциклопедическое товарищество, 2004г
6. Интернет ресурсы: энциклопедия Википедия, документальный видеофильмы
Приложение 1.
Анкетирование родителей.
1. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм? (если «да» расскажите)
2. Как вы считаете, нужно ли делать влажную уборку в помещениях каждый день?
3. Сколько раз в неделю вы делаете влажную уборку дома?
4. Используете ли вы при влажной уборке специальные моющие средства?
5. Как вы думаете важно ли рассказывать детям о вреде пыли?
Анализируя результаты анкетирования мы делаем вывод, что большая часть родителей осознают важность влажной уборки помещений для здоровья. Также мы не согласны с тем, что при уборке помещений нужно применять химические моющие средства. Дело в том, что на поверхности предметов, обработанных химическими моющими и чистящими средствами, после высыхания остается очень тонкий слой химического вещества вредного для организма человека, смыть который полностью невозможно.
Все участники опроса согласны с тем, что пыль влияет на здоровье человека.
Приложение 2.
Рекомендации «Как защититься от пыли»
1. Обязательное проветривание помещений 15-20 мин до занятий.
2. Ежедневная влажная уборка
3. Во время влажной уборки пользоваться моющими средствами без вредных для здоровья химических веществ.
4. Систематически использовать в помещениях очистители воздуха.
5. Увеличить количество зелённых растений обладающих фитонцидными свойствами (но при сильной загрязнённости листьев фотосинтез заметно снижается)
6. Предметы, на которых собирается пыль, следует хранить в закрытых шкафах, книги, журналы - на застекленных полках и в стеллажах.
7.
Приложение3.
Литературная страничка
Посмотрите, сколько пословиц, поговорок, крылатых выражений создал
наш народ, используя слово пыль:
- Пыль в глаза пускать – хвастаясь, обманывать, создавать ложное впечатление,
- Лежать (валяться) в пыли, пылиться – находиться в забвении, лежать без употребления,
- Без шума и пыли – тихо и скрытно,
- Пыль столбом (стоит) – 1) о быстрой езде, скачке; 2) о шуме, беспорядке, суматохе,
- Работа у них не пыльная – о не тяжелой работе,
- Пыльным мешком ударенный – о том, кто глуповат, чудаковат; о человеке со странностями,
- Пыльная старина – об очень старом событии или предмете,
- Пылить – о бездумной и излишней трате средств,
- Не видно пылинки, а глаза выедает.
Сказка про пылинку
Жила-была на свете Пылинка. Она лежала под диваном, рядом с другими пылинками. Маленькая и серенькая, совсем даже незаметная. Лежала она себе и думала: «До чего же мне скучно. Я такая маленькая и незаметная, совсем ничем неприметная. Вот лежу тут, и буду лежать еще много-много лет… Так и состарюсь. Стану седой и скрюченной, и ничего замечательного не сделаю. Как скучно!».
Рассказ «Победа над пылью».
Загадки про пыль.
Если в доме нет хозяйки —
Буду я хозяйкой в нем.
Мною стены, мебель, окна,
Все покроется кругом.
Ответ: Пыль
Я пушистая и мягкая,
И за что меня не любят? —
Пылесосом, мокрой тряпкою
Жизнь мою, бессовестные, губят!
Ответ: Пыль
Ты можешь обо мне не знать,
А я залезу под кровать.
Затем осяду на коврах,
На абажурах и шкафах,
Потом на тюль, под потолок,
Чтоб ты меня найти не смог.
И буду я до той поры,
Пока меня не вытрешь ты!
Ответ: Пыль
Приложение 4.
Консультация для родителей «Домашняя пыль её влияние на здоровье человека»
Приложение 5.
Познавательное занятие «Влияние пыли на организм человека»
Цель. Влияние пыли на здоровье дошкольников дома и в детском саду.
Задачи:
1. Выявить, из чего состоит пыль, и чем мы дышим;
2. Показать, что именно отрицательно влияет на здоровье человека;
3. Познакомить со способами борьбы с пылью; .
Фотоотчет.
Рисунки «Мой чистый дом»
Беседа с медсестрой о вреде пыли на здоровье человека
Опыт с клейкой лентой (скотч) «Запыленность комнат»
Опыты дома с ватными дисками «Хочу увидеть пыль»
Юные помощники «Борьба с пылью дома»
Подвижные игры «Ветер и пылинки»…
Творческое рассказывание «Как я помогаю маме»…
Хозяйственно бытовой труд: протирание пыли с полок, опрыскивание цветов – более крупные листья протираем влажной тряпочкой…
Рекомендации – рисунки по уборке помещений дома.