Виктория Искра
Педагогический проект «Грачи». Подготовительная группа к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемное поле проекта.
Недостаточное представление детей о временах года и перелётных птицах
С развитием информационно-коммуникационных технологий и в условиях повышенной занятости родителей, дети ограничены в общении с природой и социумом, и имеют слабые представления о мире природы, о процессах, происходящих в определённые времена года, что искажает картину окружающего мира.
Цель
создание условий для расширения и обогащения представлений детей о грачах и первых признаках весны.
Задачи Для родителей:
Публикация «Педагогический проект „Грачи“, Подготовительная группа к школе» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
создать условия для привлечения родителей к совместной деятельности по теме проекта.
Для детей:
создать условия для знакомства детей с характерными особенностями грачей, их повадками, строением тела, внешним видом, образом жизни, гнездованием;
создать условия для развития умения детей замечать первые весенние изменения в природе;
создать условия для развития инициативы, самостоятельности, умения взаимодействовать.
Основные шаги реализации проекта :
Этапы работы над проектом :
1 этап - Подготовительный.
Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.
Подбор методической и художественной литературы по теме.
Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
Выявление первоначальных знаний детей на тему «Приход весны»
«17 марта Герасим - грачевник»
Подбор стихов, пословиц и загадок о птицах
Подбор закличек, веснянок и песен на тему «Встреча птиц»
2 этап – Основной. Реализация проекта.
Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Зимующие, перелетные птицы», «Назови, какая птица», «Кто, чем питается?», «Четвертый лишний».
Словесные игры: «Продолжи предложение», «Какое слово не подходит?», «Исправь ошибку». Познавательное и социально-коммуникативное развитие. Беседы: «Что мы знаем о птицах?», «Почему перелётные птицы осенью улетают?».
Составление рассказа по картине А. Саврасов «Грачи прилетели». Чтение художественной литературы: Г. А. Скребицкий «Грачи» «Крылатые соседи», Н. Сладков «Птицы весну принесли», сказки: «Лиса и журавль», В. Бианки «Птичий календарь», «Что увидела сорока», «Кто, чем поёт», «Птичьи разговоры», М. Пришвин «Гости».
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о птицах.
Ситуативные беседы: «Что случится, если разорить гнездо птицы?».
Продуктивная деятельность. Рисование: «Грач» (гуашь). Лепка «Черный грач».
Оригами на плоскости «Грачи».
3 этап – Заключительный. Подведение итогов.
Совместные рисунки детей и их родителей «Грач – вестник весны».
Коллективная работа «Грачи прилетели» с использованием техники оригами.
Выставка поделок из пластилина «Грачата».
6 Ожидаемый результат:
Дети: расширят свои представления о грачах, их внешнем виде, образе жизни. Познакомятся с народными приметами, загадками, закличками, играми, убедятся в том, что весна началась, основываясь на наблюдении за ее первыми признаками.
Родители:
~ Готовы удовлетворять потребность своих детей к получению новых знаний, развивать познавательную активность детей.
Воспитатели:
~ Продолжают совершенствовать свою деятельность, используя такие современные образовательные технологии, как технологии проектной деятельности.
7 Вид проекта : познавательный
Тип проекта : краткосрочный, информационно- творческий
Срок: с 18.03-28.03.2019г.
8 Актуальность: В формировании целостной картины мира детей особое значение занимает работа по ознакомлению с природой.
Идея проекта родилась исключительно по инициативе детей. В начале марта мы с детьми рассматривали перелетных птиц, вспоминали их названия. Показывая иллюстрацию с изображением грача, я рассказала детям о том, что грачи – первые из перелетных птиц, которые возвращаются к нам весной, поэтому их называют «вестниками весны». Дети заинтересовались этой информацией и стали спрашивать: «А грачи уже прилетели?», «Грачам не холодно?», «А что они едят?», «А весна правда пришла?».
9 Состав участников: подготовительная к школе группа, родители, педагоги.
10 Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, чтение художественной литературы.
№
пп Название образовательной области Содержание Задачи
1 Социально- коммуникативное развитие
Образовательная деятельность.
Сюжетно-ролевые игры «Птичий двор», «Птичий питомник», «В лесу».
Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Зимующие, перелетные птицы», «Назови, какая птица», «Кто, чем питается?», «Четвертый лишний».
Словесные игры: «Продолжи предложение», «Какое слово не подходит?», «Исправь ошибку».
Создать условия для изучения сюжетно-ролевых и дидактических игр и стимулировать к их использованию.
2 Познавательное развитие
Беседы: «Что мы знаем о птицах?», «Почему перелётные птицы осенью улетают?».
Создать условия для познавательной деятельности.
3
Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
Г. А. Скребицкий «Грачи» «Крылатые соседи», Н. Сладков «Птицы весну принесли», сказки: «Лиса и журавль»,
В. Бианки «Птичий календарь»,
«Что увидела сорока», «Кто, чем поёт», «Птичьи разговоры», М. Пришвин «Гости».
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о птицах.
Создать условия для
прослушивания произведений, учиться отвечать на поставленные вопросы воспитателя
полным ответом.
Составление рассказа по картине
А. Саврасов «Грачи прилетели».
Развивать свободное общение с детьми, обогащать словарный запас.
4 Физическое развитие
Закаливание детей, гигиена рук, дыхательная гимнастика.
Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Птицелов», «Кто что делает?»
«Поймай хвост», «Летает – не летает».
Хороводная игра «Веснянка»
5 Художественно –
эстетическое развитие
Рисование: «Грач» (гуашь).
Лепка «Черный грач».
Оригами на плоскости «Грачи».
Развивать навыки художественного творчества, мелкой моторики пальцев.
10 Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
Подготовить художественную, методическую литературу по данной теме, дидактический материал, просмотр презентаций.
11 Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Атрибуты для дидактических игр, сюжетно – ролевых игр, подвижных игр.
12 Планируемое время на реализацию проекта по этапам
№ пп Этап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый Поиск и сбор информации 1 день
2 Аналитический Систематизировать информацию по теме: для бесед, для презентаций, подготовка дидактического материала 1 день
3 Практический Реализация плана мероприятий. ежедневно
4 Презентационный Выставка поделок из пластилина «Грачата».
1 день.
5 Контрольный Коллективная работа «Грачи прилетели» с использованием техники оригами 10-15 минут
14 Организационные формы работы над проектом
№ пп Формы работы Название Сроки
1 Образовательная деятельность Практические работы:
Рисование: «Грач» (гуашь).
Лепка «Черный грач».
понедельник,
пятница
2 Наблюдение Поисковая деятельность: наблюдения за птицами.
вторник,
пятница
3 Экспериментирование,
моделирование Оригами на плоскости «Грачи».
В течение проекта
4 Самостоятельная работа детей Самостоятельная работа детей.
Лепка «Черный грач»
В течение проекта
5 Взаимодействие с родителями Консультация родителей по выполнению совместного с детьми рисунка «Грач – вестник весны» среда
6 Групповое обсуждение Выставка рисунков
«Грачи прилетели!».
Подведение итогов реализации проекта.
15 Форма проведения
Коллективная работа «Грачи прилетели»
с использованием техники оригами.
Использованная литература:
Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Цели:
1. Развитие диалогической речи – самостоятельные ответы на вопросы
2. Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной природы в картине «Грачи прилетели»
3. Учить устанавливать смысловые ассоциации и находить поэтическое сходство между стихами о весне русских поэтов и картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
I. Докажите, что это весна
Какая это весна, ранняя или поздняя?
Почему вы решили, что это ранняя весна?
Найдите на картине приметы ранней весны.
Какие стихи русских поэтов вы вспоминаете, глядя на картину А. К. Саврасова
Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?
Посмотрите на землю. Что вы можете сказать о земле?
Что мы видим на картине справа?
Расскажите о березах на переднем плане картины. Какие они?
Что происходит на березах?
Что вы может сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?
Что виднеется вдали, за березами?
Что вы чувствуете, глядя на картину «Грачи прилетели»?
II. Составление предложений по картине
При составлении предложений, в случае необходимости воспитатель использует побуждающие, уточняющие, наводящие вопросы и прямые подсказки.
Небо затянуто тучами.
Земля еще покрыта снегом. Кое-где видны проталины
Стоят четыре тонкие березы.
А впереди согнулись старые березы.
На березах хозяйничают грачи.
Около старой березы расхаживает грач.
За березами виднеется постройка.
За деревянной постройкой - собор.
III. Итоги
О чем мы узнали, что почувствовали, что запомнили на занятии по этой картине?
Воспитатель: Еще сыро и холодно. Еще не растаял почерневший снег. Еще небо хмурое и серое. Но воздухе пахнет весной. Небо кое-где посветлело, уже край облака немного порозовел. Вот-вот прорвется сквозь тучи солнечный луч. Весна идет! Весна победит!