Виктория Блюмкина
Проект «Важность и ценность Волшебницы-бумаги в нашей жизни» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Описание проекта
Вид проекта : групповой, экологический, исследовательско-творческий, экспериментальный.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 месяц - сентябрь)
Участники проекта : дети подготовительной группы с 6-ти до 7-ми лет, воспитатели групп, родители воспитанников.
Актуальность темы:
Публикация «Проект „Важность и ценность Волшебницы-бумаги в нашей жизни“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
Бумага всегда занимала важное место в жизни людей, играет ключевую роль во многих сферах жизнедеятельности человека, но главное, что это универсальный для ребенка и доступный материал. Ее изобретение – одно из знаменательнейших достижений человечества. Дети рисуют на бумаге, вырезают аппликации, оригами, квиллинг, сталкиваются с бумагой в различных ситуациях в течении дня. Детвора активно работает с бумагой, но, несмотря на это, у них мало знаний о многообразии бумаги, ее свойствах. Дошкольники не имеют понятия, откуда возникла бумага, как ее производят, не знают видов бумаги. В силу чего и возникла необходимость в разработке данного проекта, для того, чтобы максимально расширить знания детей о таком важном в их жизни материале, как бумага.
Цель проекта : Организация условий для развития представлений детей о бумаге и ее свойствах посредством исследовательской деятельности. Привлечение внимания дошкольников и родителей к вопросам ресурсосбережения. Выяснить области применения бумаги.
Задачи:
1. Систематизировать и расширить знания детей о том, из чего изготовляется бумага.
2. Продемонстрировать необходимость экономного и бережного отношения к бумаге и изделиям из бумаги.
3. Развить экологическую культуру, посредством знаний о вторичном применении бумаги, что может оградить от вырубки леса.
4. Способствовать развитию у детей заинтересованности к нетрадиционным техникам рисования, аппликации, оригами.
Ожидаемый результат
1. Познание истории создании бумаги; систематизация знаний о бумаге – как материале, который обладает специфическими свойствами и качествами;
2. Формирование навыков, знаний экспериментирования, увеличение уровня постижения программного материала, повышение интереса детей к постижению окружающего мира;
3. Закрепление знаний о причинно-следственных связях жизнедеятельности человека и экологического состояния Земли;
4. Пополнение предметно-развивающей среды: расширение опытно-экспериментальной лаборатории, разработка картотеки опытов, сказок, загадок, пословиц о бумаге.
5. Развитие внимания, наблюдательности, умения сравнивать.
Этапы работы
Подготовительный :
– подбор литературы, дидактических и иллюстрационных материалов: настольно-дидактические игры, презентации и видеоматериалы по теме проекта;
– познавательная беседа «Бумага-волшебница», «Какие материалы производят из бумаги?», «Наша книжка заболела»; подготовка материалов для формирования творческой и познавательно-исследовательской составляющей проекта : оборудование и материалы для изготовления книжки «Разновидности бумаги», оснащение для экспериментальной деятельности. Составление творческо-перспективного плана
– привлечение к проекту родителей, для педагогов провести семинар-практикум по теме: «Что вы и ваши дети знают о бумаге?», подготовить иллюстрационно-информационный материал. Внутри данного проекта были учреждены индивидуальные детско-родительские под проекты, в результате которых сделаны книжки – малышки про бумагу.
Основной этап:
Беседа с детьми «Что мы знаем о бумаге и ее свойствах?»
Ключевые вопросы: Что такое бумага? Какие виды бумаги бывают? Свойства бумаги?
Привычная нам бумага появилась в Китае во II веке. Сначала листы изготавливались из растительных волокон, и способ производства долго держали в тайне. Лишь в Х веке в Европе впервые появилась бумага, сваренная из размолотых тряпок, древесной коры, бамбуковой щепы. Изготавливали ее также из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, камыша и т. д.
Делали бумагу вручную, с применением самой примитивной техники. За день получали не более 100–120 килограммов. С развитием книгопечатания бумаги требовалось все больше. Тряпья, сбором которого занимались тысячи людей, не хватало. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался – древесину расщепили на отдельные волокна и превратили их в бумажную массу. С тех пор и производят бумагу из дерева.
Совместное участие детей, педагогов и родителей в конкурсах, выставках, праздниках и акциях.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Что лишнее?», «Бывает – не бывает», «Что изменилось?», «Что бывает из бумаги?», «Бумажная фея», «Собираем пазлы «Одень куклу».
Словесные игры «Бывает - не бывает», «Бумажное – небумажное»,
Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Магазин бумажных изделий».
Знакомство с техникой “Вытынанка”
Беседа: Что такое аппликация. Искусство вырезания в нашей стране почти не исследовано. Вытынанка – это древнейший вид славянской культуры. Зародился он ещё в древности. Кочевые племена скифов украшали свои сё дла и одежду специальным орнаментом: из кожи вырезался узор, накладывался на другой кусок кожи и прижигался горячим плоским камнем. Получался орнамент, который и можно назвать прототипом вытынанки.
Составление коллективной композиции “Зимняя сказка” на общем панно (аппликация на синем фоне).
Опытно-экспериментальная деятельность по знакомству с бумагой
В рамках непосредственной образовательной деятельности проведено практическое занятие по детскому экспериментированию «Сравнение свойств разных видов бумаги и картона». На занятии дети познакомились с разными видами бумаги и картона, в ходе самостоятельного исследования свойств бумаги и картона дети пришли к выводу, что изделия из бумаги и картона требуют бережного к себе отношения.
Опыт 1: Виды бумаги
Ребята пробуют сделать кораблик из трех видов бумаги.
Вывод: Кораблик из бумаги самый хороший. Картон – плотный и его тяжело складывать. Салфетка – очень мягкая, быстро рвется и нет формы.
Опыт 2: Свойства бумаги
Предложить ребятам свернуть три вида бумаги в кулечки. Налить в них воду.
Вывод: Кулек из картона – самый удобный, толстый, быстро не пропускает воду. Кульки из салфетки и бумаги – не подходят, быстро мокнут, пропускают воду.
Опыт: Специфические свойства разных видов бумаги
Предложить ребятам вытереть пятна на столе бумагой, картоном и салфеткой.
Вывод: Салфетка – мягкая, легко мнется и лучше вытирает и впитывает. Картон – грубый, тяжело мнется. Бумага – менее грубая, но ею так же неудобно вытирать поверхность стола.
Дети совместно с родителями приняли участие в конкурсе плакатов на тему «Берегите лес!» и конкурсе поделок из бросового материала «Вторая жизнь бумаги и картона».
Знакомство с художественными произведениями, в которых говориться о бумаге, стихотворение С. Михалкова “Лист бумаги”, пословицы, песню о бумажном кораблике, танец с бумажными поделками.
Серия занятий с детьми: «Бережное отношение к бумаге»
Продуктивная деятельность:
Необычный способ рисования использованной мятой бумагой очень понравился ребятам.
Фон для коллективной работы «Грибная полянка» выполнен детьми с использованием этой нетрадиционной техники.
Или сделать из нее снеговика.
Оставшиеся от аппликации обрезки цветной бумаги ребята превратили в замечательные закладки для книг.
Аппликация на тему «Составь красивый узор»
Цель: развивать творческие способности детей, закреплять свойства бумаги
Итоговый (заключительный) этап, включает в себя:
Организация выставки поделок «Бумага-волшебница», выставка книжек – малышек.
картотека опытов с бумагой - обобщить знания и элементарные представления о свойствах, видах, сферах применения.
Выставка работ из бумаги, презентация проекта
Обсуждение итогов и анализ работы.
Заключение:
Дети по завершению проекта ««Важность и ценность Волшебницы-бумаги в нашей жизни» показали хорошие знания свойств бумаги. Говорили, что бумага бывает белая, цветная, гладкая, шершавая, что она шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму, что бумага легко режется, рвется, намокает в воде, расползается т. к. она непрочная и хорошо горит. И еще не менее важным стало то, что дети запомнили, что надо бережно относится к бумаге, тем самым беречь нашу природу
Результат проекта
1. Расширение представлений дошкольников о лесе, как взаимосвязанной системе живых организмов; о значимости и влияния леса в природе и жизни человека;
2. Активизация познавательной и исследовательской деятельности детей
3. Взаимодействие родителей и детей в творческой экспериментальной деятельности.
4. В результате проделанной работы дети изучили историю возникновения бумаги, познакомились с технологией производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате.
5. Изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в условиях детского сада. Используя старые альбомы и исписанные тетрадные листы, цветные бумажные салфетки нам удалось получить бумагу разного качества, разного цвета.
Литература:
1. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ/ Е. С. Евдокимова – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 220 с.
2. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» – М. : Прогресс, 2004г.
3. Чиотти Д. "Оригинальные поделки из бумаги". – СПб. : Полигон, 2008
4. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Бумага. – СПб. : Речь; Образовательные проекты. – 140с.