Татьяна Рындина
Исследовательский проект «Свет в нашей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
«Свет в нашей жизни»
Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Публикация «Исследовательский проект „Свет в нашей жизни“» размещена в разделах
В воспитательно – образовательном процессе нашего дошкольного учреждения особое внимание уделяется методу проекта. Проекты обладают большим потенциалом, обеспечивают условия для интеграции в деятельности ДОУ и семьи на основе механизма партнерства через организацию совместной детско-взрослой деятельности по ознакомлению с окружающим миром. В данной брошюре представлен разработанный и реализованный авторами проект «Свет в нашей жизни».
Паспорт проекта
Наименование проекта Свет в нашей жизни
Тип проекта Экспериментально - исследовательский, творческий
По количеству участников Групповой
По продолжительности Краткосрочный
Автор проекта - воспитатели МАДОУ «Детский сад №»
Организация, на базе которой реализуется проект МАДОУ «Детский сад №»
Прокопьевского городского округа
Цели и основные задачи проекта
Цели:
1. Познакомить детей с электричеством, историей его открытия. Рассказать, что электричество вырабатывают электростанции, оно по проводам идет в каждый дом.
2. Познакомить с электрической лампочкой и ее устройством.
3. Знакомить с причиной появления статического электричества.
Задачи:
• Расширять представление детей о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
• Закрепить знания об электроприборах;
• Закрепить правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;
• Учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
• Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с
окружающими предметами.
• Развивать мыслительную активность, наблюдательность;
• Воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира.
Сроки реализации проекта 1 неделя
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
С 7.12.2015 по 11.12.2015 гг
Основной этап (реализация проекта):
С 14.12.2015 по 18.12.2015 гг
Заключительный этап:
С 21.12.2015 по 25.12.2015гг
Исполнители проекта - воспитатели МАДОУ «Детский сад №», при активном взаимодействии со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Аудитория проекта -Дети, родители
Актуальность
Солнце - источник тепла и света. Для более комфортного существования человеку необходим свет — дома, на работе, на отдыхе. Поэтому роль света в жизни человека высока. Правильно подобранное освещение дает людям комфортную и красивую среду существования, повышает работоспособность, улучшает настроение и позволяет вести здоровый образ жизни. С помощью света можно решить функциональные, эмоциональные и эстетические задачи помещения, в зависимости от назначения.
Солнце содержит в себе огромнейшее количество энергии.
Впервые электричество заметили еще совсем недавно, когда терли янтарной палочкой о шерсть животного. Древние греки называли янтарь электроном. Отсюда и пошло название электричество.
Одним из видов электричества является молния. Ее причиной является атмосферное электричество. И даже его люди научились использовать с помощью громоотвода. В 19 веке была изобретена первая лампочка. Это и послужило началом великой эры ЭЛЕКТРИЧЕСТВА.
В наше время электричество получают на специальных станциях. Оно может возникать из солнечной энергии, падающей воды, специальных устройств - генераторов, либо получаться при возникновении какой-либо химической реакции. Например, если к лимону присоединить два электрода - цинковый и медный, можно добыть электричество, достаточное для питания небольших часов. Подобная же схема получения электричества используется в батарейках и аккумуляторах. Электричество человек использует везде, на нем работают абсолютно все современные приборы. Поэтому профессия электрика всегда остается почетной и необычайно востребованной.
Краткое описание проекта по этапам
Этапы Задачи этапа Проектные мероприятия.
Деятельность педагога.
Подготовительный этап Обеспечение методической базы
• Изучение методических материалов, пособий по вопросам ознакомления детей с появлением света и электроэнергией.
• Изучение и анализ уровня развития у
детей познавательных способностей,
умений и навыков исследовательской
деятельности и творческого проектирования.
• Выявление уровня и эффективности планирования воспитательно-образовательной работы по данному вопросу, анализ организации предметно-развивающей среды, анализ эффективности работы с родителями по данному вопросу.
• Разработка плана проекта.
Создание предметно – развивающей среды
• Оснащение РППС группы и уголка «Экспериментальная деятельность» новыми наглядными пособиями, альбомами, игровым оборудованием, дидактическими материалами, детской художественной и энциклопедической литературой и другое.
Расширять представления о том, где «живет» электричество;
знакомить детей с причиной возникновения и появления статического электричества;
что, электричество
вырабатывается электростанцией;
• что, ток идет в каждый дом по проводам;
• названия электрических бытовых приборов;
• выключатель
регулирует подачу электроэнергии к приборам;
закреплять правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами, соблюдая меры безопасности. («Безопасность»)
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать в коллективе. («Социализация»)
• правила безопасного обращения с электроприборами;
• историю появления электрической лампы, ее устройство;
• что электроэнергию надо беречь, экономить выключать лишние приборы, соблюдать меры предосторожности;
Цикл познавательных занятий:
- «Огонь»;
- «Свет и тень»,
- «Знакомство со свойствами света»,
- «История электричества».
Тематические, ситуативные беседы:
- «Солнце и солнечный свет в жизни человека»,
- «История освещения»,
- «Где живет электричество»,
- Беседы:
- «История открытия электричества»,
- «Правила безопасного обращения с электроприборами»,
- «Свет по всюду»,
Дидактические игры:
- «Четыре стихии»,
- «День и ночь»,
- «Собери картинку»,
- «Свет бывает разный»,
- «Лото»,
-«Что светит ярче»,
- «Что дает свет»,
-«Где живет электричество в доме»,
-«Найди пару»
Просмотр мультипликационных фильмов: «Смешарики», «Фиксики», «Уроки тетушки Совы» «Пин - код»; «Пило Робокар», «Свинка пеппе», «Маша и медведь».
Просмотр научно – познавательных передач: «Галилео - электричество»,
Реализация проекта
• историю появления электрической лампы, ее устройство;
• что электроэнергию надо беречь, экономить,выключать лишние приборы,соблюдать меры предосторожности
• простейшие опыты с электричеством.
Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности
«Профессор Почемучкин», «Забавная наука», «Электроника шаг за шагом», «История электричества».
Подвижные игры:
- «Пускание солнечных зайчиков»,
-«Тише едешь дальше будешь»,
-«Электрический ток бежит по проводам»
Сюжетно – ролевые игры:
- «Театр», «Библиотека», «Селиковские мастера», «Празднуем кукольный день рождения»
Рассматривание альбомов, иллюстраций»
«Иллюстрации примеров природного света», просмотр книг, энциклопедий, научных журналов»
- «Эволюция лампочки»
Презентация
«История возникновения электричества»
Театрализованные игры:
- «Театр теней», «Мишка шалунишка».
Чтение художественной литературы:
- «Сказка о фонарике и разноцветных Светиках», «Тень и отражение», «Рассказ солнечного лучика о долготе дня», «Сказка про свет и елку», «Песок и солнечный свет»
Рассказывание
«Как люди добывали огонь»
Опытно – исследовательская деятельность: «Горящая свеча», «Ищем свет», «Ищем тень», «Ожившие волосы», «Влияние света на растения», «Какой луч света?», «Лучик света», «Гибкий свет», «Свеча вместо клея», «Солнечное затмение», «Огонь», «Горящая свеча»
Экскурсии: «Электричество в детском саду», «Откуда приходит электричество»
Организация групповой выставки:
- «Счастливые дети живут в тепле и свете», «Веселая лампочка», «История возникновения лампочки».
Создание музея: «Музей Света»
Развивать познавательную деятельность мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. «Коллекция свечей».
Обогащение воспитательного потенциала родителей; привлечение к проекту «Свет в нашей жизни»
Консультации:
- «Помощь в создании «Музей света», «Коллекция свечей»».
- «Что мы знаем об электричестве»,
- «Электричество живет повсюду»,
Памятки:
- «Правила безопасного обращения с электроприборами»,
Заключительный
этап Обеспечение рефлексии проектной деятельности. • Самоанализ проектной деятельности.
• Трансляция опыта по реализации проектной деятельности.
Ожидаемые результаты.
Для детей:
• Расширили представление детей о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
• Закрепили знания об электроприборах;
• Закрепили правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;
• Развили стремление к поисково-познавательной деятельности,
Для родителей:
1. Сформированная активная родительская позиция.
2. Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
1. Улучшение качества работы педагогов по обучению детей старшего дошкольного возраста по данной теме.
2. Качественное освоение и внедрение в педагогический процесс проектной деятельности.
Целевые группы проекта
Проект адресован воспитателям, испытывающим трудности по формированию у дошкольников знаний
Целевые группы Характеристика аудитории
Дети дошкольного возраста (6 -7 лет) Регулярно посещают дошкольное учреждение; принимают активное участие в специально организованной деятельности по образовательным областям в соответствии с учебным планом; испытывают потребность в педагогическом сопровождении при организации режимных моментов и образовательной деятельности; участвуют в совместных детско-взрослых развлечениях, досугах.
Педагоги и специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед) Реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения. Применяют разнообразные педагогические технологии в практической деятельности с воспитанниками. Активно внедряют достижения педагогической науки в практику. Осуществляют взаимодействие с родителями воспитанников. Создают условия для развития детей, удовлетворяя их возможности и потребности. Постоянно повышают свой профессиональный уровень.
Родители (законные представители) Испытывают потребность во взаимодействии с ДОУ, направленном на всестороннее развитие ребенка. Участвуют в выставках, конкурсах, развлечениях и досугах. Готовы к сотрудничеству с педагогами по вопросам развития и воспитания детей.
Объем и содержание работ
Воспитательно–образовательная деятельность осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной коллективом МАДОУ.
При организации проектной деятельности используются индивидуальные и групповые формы работы. Среди методов и приемов, применяемых в работе можно выделить:
Наглядные (наблюдение, рассматривание иллюстраций).
Словесные (рассказ, беседа, пояснение, объяснение, чтение художественной литературы, вопросы к детям, художественное слово).
Практические (решение проблемных ситуаций).
Игровые (дидактические, сюжетные игры).
При реализации проекта учитываются следующие принципы работы:
Принцип учета возрастных особенностей.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип индивидуального подхода.
Принцип гуманизации педагогического процесса.
Принцип всестороннего и гармоничного развития.
Принцип доступности.
Принцип цикличности.
Основные направления работы с детьми:
совместная деятельность взрослого и ребенка;
самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие со специалистами ДОУ
Решение задач данного проекта осуществлялось через интеграцию образовательных областей и взаимодействие со специалистами ДОУ. Так как интеграция в организации педагогического процесса актуальна для современных дошкольных учреждений, цель которого - выравнивание стартовых возможностей детей.
Формы представления результатов проекта
Представление аналитической справки по результатам реализации проекта для размещения в Публичном докладе о деятельности МАДОУ «Детский сад"
Предоставление опыта и результатов работы по реализации проектной деятельности на педагогическом совете ДОУ.
Продвижение проекта
Положительный опыт реализации проекта может быть обобщен и представлен на городских методических объединениях, семинарах-практикумах, научных конференциях, конкурсах профессионального мастерства различных уровней.
На основе педагогического опыта будут подготовлены публикации для периодической печати.
Практика проектной деятельности будет использована для создания дополнительной программы и её внедрения в воспитательно-образовательную деятельность ДОУ.
Список литературы.
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М. : Педагогическое общество России, 2003.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007
4. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М. :ТЦ Сфера, 2004
5. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Старшая и подготовительная группа. - М. : ЦГЛ, 2005
6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2001