Наталья Полунина
Исследовательско-творческий проект в старшей группе «Золотая осень»
Введение
«Унылая пора! Очей очарованье!»
А. С. Пушкин
Осень – это не только ветер, дождь и пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего интересного можно узнать благодаря этой удивительной поре. Осень отличается разнообразием красок природы. Леса будто по велению волшебной палочки превратились в яркие, пёстрые, удивительные места, которыми хочется любоваться и любоваться. А сколько природного материала для поделок дарит осень! Столько чудесного и необычного приносит ребенку. Ведь можно радоваться красоте природы, поверить в волшебство и сказку, познавать неизведанное и создавать прекрасное.
Публикация «Исследовательско-творческий проект в старшей группе „Золотая осень“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – самореализации ребенка через воплощение в продуктивной деятельности своих впечатлений, ощущений и мыслей.
Актуальность создания проекта
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления, полученные от природы в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе. Опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период; применить приобретенные знания с творческим подходом в практической изобразительной деятельности; развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Осень, осень, в гости просим».
Воспитание современного ребенка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны всесторонне развитые, творческие личности.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Тактические цели:
1. Создать положительный эмоциональный настрой, способствующий развитию творческих возможностей детей, расширению кругозора и формированию познавательного интереса.
2. Сформировать проектно-исследовательские умения и навыки (выявление проблемы, самостоятельный поиск решения, анализ полученного результата).
3. Организовать малые формы взаимодействия: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, ребенок-педагог, ребенок-родитель.
Задачи проекта :
образовательные:
формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и связями между ними;
формировать умение наблюдать за природными явлениями и объектами;
учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира;
систематизировать знания по теме «Осень»;
формировать основы экологической культуры и безопасного поведения;
уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием растений;
формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к растениям;
активизировать мышление, восприятие, внимание, память, речь;
развивающие:
развивать восприятие, познавательные и творческие способности детей;
развивать эмоциональную сферу ребенка;
развивать эстетическое восприятие в общении с природой;
развивать коммуникативные навыки;
воспитательные:
воспитывать чувство любви и бережного отношения к родной природе.
Ожидаемые результаты
• формирование стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
• формирование экологической культуры воспитанников;
• увеличение объема знаний о родном крае;
• понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
• развитие познавательно-исследовательской деятельности детей;
• установление партнерских взаимоотношений между родителями и педагогами.
Продукт
1. Поделки из природного материала «Дары осени».
Аннотация проекта
Тип проекта : исследовательско-творческий, групповой, средней продолжительности.
Сроки реализации: 3 неделя (14-30 сентября 2020г.)
Участники проекта : дети (5-6 лет, воспитатели, родители.
Автор проекта : воспитатель – Полунина Н. П.
Руководители проекта : воспитатели: Полунина Н. П., Бойцова З. В.
Работа по проекту проводится : во время организованной образовательной деятельности, бесед, продуктивной деятельности, в играх (подвижных, хороводных, пальчиковых, дидактических, словесных, сюжетно-ролевых, при чтении художественной литературы, рассматривании картинок и иллюстраций, режимных моментах. В группе организуются выставки творческих работ детей.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Направленности познавательной деятельности на результат.
2. Экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений).
3. Системности научных знаний о природе.
4. Личной ответственности за состояние окружающей среды, которая выражается в умении принимать грамотные решения в ситуации выбора.
В основу проекта положены принципы :
• принцип развивающего образования;
• принцип интеграции образовательных областей;
• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей;
• принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
• принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Реализация проекта рассчитана на 3 недели с 14 по 30 сентября 2020г.
№
п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-
проектировочный этап Создать предпосылки для проектной деятельности посредством изучения методической литературы, разработки плана проектной деятельности, подбора литературного материала, игр и дидактических пособий, объяснения цели проекта детям, вовлечения родителей в реализацию проекта 1 неделя, предшествующая реализации проекта
2. Практический этап Реализация познавательной инициативы и развитие свободной творческой личности ребенка 14-30 сентября
3. Обобщающе-
результативный этап Структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков 30 сентября
4. Презентация проекта Представление результатов
30 сентября
План мероприятий
№
п/п Направление Тема мероприятия Форма проведения
1. «Физическое развитие» «Мы – осенние листочки», «Ветерок», «Капуста»
«Вышел дождик погулять», «Листочки»
«У медведя во бору», «Перелет птиц», «Совушка», «Раз, два, три, названный лист – бери», «Мы веселые ребята», «Ловишки с лентами», «Волк и зайцы»,
«Съедобное-несъедобное», «Часовой»
«Что нам осень принесла»
«Кто быстрее обежит лужу»
«Соберем осенний букет»
«Огородник», «Пугало», «Гуси-лебеди», «Горелки» Физкультминутки
Пальчиковая гимнастика Подвижные игры
Хороводная игра
Игра-соревнование
Эстафета
Русские народные игры
2. «Социально-
коммуникативное
развитие» «Отгадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Кто больше знает примет осени?», «Чья, чей, чьи, чье?», «Кто где живет?», «Подбери признак»
«Прогулка в осенний лес», «Магазин «Овощи-фрукты», «Осенняя ярмарка», «Фермеры», «Овощеводы», «По ягоды (в сад, лес)», «Мы – художники»
«Времена года» (пазл-лото, «Гнездо, улей, нора» (лото, «В саду, на поле, в огороде» (лото, «Парочки (фрукты, овощи, ягоды, грибы)» (лото, «Парочки (птицы)» (лото)
«Репка»
Сбор природного материала, подготовка клумбы к зиме, уборка опавшей листвы
«Осень. Что ты о ней знаешь», «Как животные готовятся к зиме», «Дары осени», «Природные явления», «В лес за грибами и ягодами», «Перелетные птицы», «Насекомые осенью», «О вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов», «О правильном поведении на природе», «Листопад, листопад, засыпает старый сад…»
«Осень» Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Настольно-печатные игры
Игра-драматизация
Трудовая деятельность
Беседы
Викторина
3. «Познавательное
развитие» «Дарит осень чудеса»
«Уж небо осенью дышало…»
«Осенняя прогулка»
«Что произошло с листьями?», «Такие разные семена», «Иней»
«Осень в гости к нам прошла»
НОД
Цикл наблюдений
Экскурсия по территории ДОУ
Экспериментальная деятельность
Рассматривание иллюстраций осенних пейзажей, работ в саду и на огороде
4. «Речевое развитие» «Назови по первому звуку, слогу», «Подбери признак», «Чей лист? Чья ветка?», «Из чего приготовлен компот?»
«Перелетные птицы», «Что нам осень подарила», «Времена года»
«Осень – славная пора»
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», С. Есенин «Нивы сжаты», А. Майков «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», И. Бунин «Лес, точно терем расписной», Е. Трутнева «Осень», «Листопад», «Улетает лето» Словесные игры
Творческое рассказывание
Рассказывание пословиц, поговорок, отгадывание загадок
Ознакомление с художественной литературой
5. «Художественно-
эстетическое
развитие» «Лиса» (из листьев)
«Осенний лист»
«Красавица Осень»
«Овощи и фрукты»
«Осеннее дерево»
«Осень в картинах русских художников-пейзажистов»
«Что такое осень», «Журавушка»
И. П. Чайковский. «Времена года», А. Вивальди. «Времена года. Осень», Л. Хисматулина. «Осень снова к нам пришла»
«Сыграй песенку дождя»
«Загадки осени»
«Дары осени» НОД (аппликация)
НОД (оригами)
Конструирование из осенних листьев
НОД (лепка)
НОД (рисование)
Слайд-шоу
Разучивание песен
Слушание музыкальных произведений
Самостоятельная музыкальная деятельность
Развлечение (дети отгадывают загадки и рисуют к ним отгадки)
Выставка поделок из природного материала
Ресурсное обеспечение проекта :
Информационные ресурсы: интернет-ресурсы
Учебно-методические ресурсы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
2. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2-е изд., 2006.
3. Материально-технические ресурсы:
• литературный материал
• наглядный и демонстрационный материал
• материалы для продуктивной деятельности
• картотеки игр, физкультминуток
• выставки рисунков, поделок
• аудиотека
• компьютер
• принтер
Критерии оценивания проекта :
1. Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ.
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательно-образовательного процесса.
Выводы:
1. Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства.
2. В ходе подготовки и реализации проекта :
• сформированы обобщенные представления о признаках природных объектов и связями между ними, основы экологической культуры и безопасного поведения, эстетическое восприятие окружающего мира;
• сформировано стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
• сформированы проектно-исследовательские умения и навыки (выявление проблемы, самостоятельный поиск решения, анализ полученного результата);
• реализована потребность детей в продуктивных видах деятельности;
• повысился уровень экологической культуры и социальной компетентности детей и родителей;
• сформировано эмоционально-ценностное отношение к природе;
• укрепились партнерские взаимоотношения и заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : УЦ Перспектива, 2014.
2. Основная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2017.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
4. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
6. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. 2-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
7. Каушкаль О. Н., Карпеева М. В. Формирование целостной картины мира. Подготовительная к школе группа. – М. : ЦПО, 2015.
8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
9. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
10. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
11. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
12. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2-е изд., 2006.