Анна Сальникова
Проект в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №100
Проект
СТАРШАЯ ГРУППА №1 «ФИКСИКИ»
Разработали воспитатели: Сальникова А. В.
Бузенкова Т. И.
Санкт – Петербург
2023
ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №1 ФИКСИКИ
Публикация «Проект в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Тип проекта : информационно – творческий.
Продолжительность: среднесрочный (24. 11. 2021 – 17. 12. 2023г.)
Участники проекта : дети 5 – 6 лет, родители, воспитатели.
Актуальность:
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно знаний о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому мы, совместно с родителями, решили дать детям больше знаний о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, о том, чем кормить птиц зимой, создать условия для общения ребенка с миром природы. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель: создать условия для формирования у детей представления о многообразии зимующих птиц, расширить знания об особенностях внешнего вида, жизни, повадках зимующих птиц, их приспособленности к среде обитания в зимний период.
Задачи проекта :
- вызвать у детей интерес к окружающему миру;
- расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах;
- воспитывать бережное отношение к миру природы;
- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
- познакомить со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах;
- закрепить умение различать птиц по внешнему виду;
- привлечь внимание воспитанников и родителей к проблеме жизни птиц в суровых условиях зимы.
Ожидаемый результат:
Дети:
- расширятся знания о зимующих птицах;
- научатся вести наблюдение за птицами, различать их по внешнему виду, повадкам, оперению;
- познакомятся со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах;
- будут бережнее относиться к миру природы, возникнет желание помогать птицам в трудное для них время.
Родители:
- будут привлечены к совместной деятельности по изготовлению кормушек;
- будет развиваться творческий потенциал родителей при создании продукта проектной деятельности;
- приобретут новый познавательный опыт.
Педагоги:
- пополнится предметно – развивающая среда группы по теме проекта;
- будут созданы условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений детей;
- сложатся партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП - подготовительный
Постановка проблемы:
Недостаточно знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам в холодное и голодное время года - зимой.
Подбор необходимой методической литературы по теме.
Подбор музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах;
Подбор художественной литературы, картинок, энциклопедий, фотографий, предметов, связанных с птицами по данной теме.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
2 ЭТАП - основной (практический)
Познавательное развитие.
Занятие по ознакомлению с окружающим «Зимующие птицы нашего края»
Беседа «Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Беседа «Как птицы готовятся к зиме? Чем питаются?»
Беседа «Для чего кормушке крыша?»
Дидактические игры:
«Что за птица?»
Цель: научить составлять описательный рассказ о птице, не показывая ее.
«Счет птиц»
Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными.
«Назови ласково».
Цель: упражнять в словообразовании (синица – синичка, воробей – воробушек)
«Четвертый лишний»
Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде.
Художественно эстетическое развитие.
Рисование – «Снегирь на ветке»
Цель: учить передавать внешний вид зимующих птиц, активизировать мыслительные процессы, развивать творчество.
Лепка – «Зимующие птицы»
Цель: формировать умение детей передавать образ птицы путем использования разнообразных способов лепки.
Аппликация «Зимующие птицы на кормушке»
Цель: формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, развивать творческие способности, фантазию, воображение;
Музыкальная деятельность.
Слушание песни «Птички», муз. и сл. Т. Ломовой, «Воробей», муз. и сл. А. Ветлина.
Пение попевки «Птица и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
Слушание записи с голосами птиц.
Игра «Скок, скок, угадай, чей голосок».
Цель: создание условий для развития музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки. Развивать внимание, память, слуховое восприятие.
Речевое развитие.
Чтение рассказов и стихотворений: И. Тургенев «Воробей», В. Бианки «Синичкин календарь», А. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Маршак «Где обедал воробей», Е. И. Чарушин «Воробей», С. Есенин «Поет зима – аукает».
Цель: вызвать интерес и потребность в чтении книг.
Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Птицы», «Птицы у кормушки».
Цель: расширить знание о зимующих птицах.
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах.
Цель: развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Цель: настроить детей на восприятие произведения, пробудить интерес к стихотворению; способствовать его пониманию и запоминанию.
Отгадывание загадок.
Цель: вызвать интерес к предметному миру; закреплять знание детей о зимующих птицах; учить логически мыслить, выделять основные признаки объектов (птиц).
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Вороны», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Воробьи и собачка», «Зимующие и перелетные птицы» (с мячом).
Цель: формировать навыки двигательной активности детей; развивать внимание, реакцию.
Пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело», «Прилетайте, птички», «Кормушка», «Сорока», «Птички прилетали», «Дятел».
Цель: развитие мелкой и общей моторики пальцев рук дошкольников.
Исследовательская деятельность:
Наблюдение:
- за синицами;
- за воробьями;
- за голубями;
- рассматривание птичьих следов на снегу.
Трудовая деятельность:
- подкармливание птиц на кормушке каждый день;
- желающим детям предложить взять на себя ответственность за наполнение кормушки кормом;
- предложить детям рассказать, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололеда;
- поощрять стремление заботиться о птицах.
Совместная работа с родителями:
Рекомендации для домашнего чтения:
«Зимние гости» Ю. Никонова, «Берегите птиц» Т. Евдошенко, «Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский, «Птичий год» В. Бианки.
Заучивание стихотворения: «Снегири» Л. Татьяничева
Рекомендации совместных прогулок (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску; вместе покормить птиц)
Рекомендации в изготовлении кормушек для зимующих птиц.
Конкурсы – «Мастерим кормушки для птиц».
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Месяц Образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и ребенка Работа с родителями
Ноябрь Познавательное развитие
«Зимующие птицы нашего края»
Речевое развитие
В. Бианки «Синичкин календарь»
Художественно – эстетическое развитие
Рисование
«Синичка»
Лепка
«Утка»
Аппликация
«Кормушка»
Беседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Чтение
Слушание песен «Птички», «Воробей»
Д/ игры:
«Четвертый лишний»
«Что за птица?»
П/игры
«Зимующие и перелетные птицы» (с мячом) Информирование родителей о проекте
Папка – передвижка «Синичкин день»
Рекомендации для чтения дома:
«Зимние гости»
Ю. Никонова «Берегите птиц»
Т. Евдошенко
Изготовление кормушек для птиц на участке д/сада
Декабрь Познавательное развитие
«Как птицы готовятся к зиме? Чем питаются?»
Речевое развитие
И. Тургенев «Воробей»
Художественно – эстетическое развитие
Рисование
«Снегирь на ветке»
Лепка
«Зимующие птицы»
Аппликация
«Зимующие птицы на кормушке»
Беседы:
«Для чего кормушке крыша?»
Чтение:
С. Маршак
«Где обедал воробей»,
Е. И. Чарушин «Воробей»
Д/ игры:
«Счет птиц»
Пальчиковая гимнастика «Прилетайте, птички», «Кормушка»
П/игры «Совушка», «Вороны»
Папка – передвижка «Экологическое воспитание»
Заучивание стихотворения «Снегири»
Л. Татьяничева
Рекомендации совместных прогулок (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску; вместе покормить птиц)
3 ЭТАП – заключительный (продукт проекта)
Выставки детского творчества «Птицы на кормушке», «Снегири прилетели»
Изготовлены кормушки для птиц.
Создание картотеки загадок, пословиц и стихов о птицах.
Создание альбома «Зимующие птицы»
В результате проекта :
Дети:
- дети научились отличать перелетных птиц от зимующих;
- дети научились правильно подкармливать птиц (не все птицы едят один и тот же корм)
- у всех детей появилось заботливое, внимательное отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, не забывали брать корм и кормить птиц);
- повысился познавательный интерес, значительно расширился кругозор знаний о зимующих птицах.
- воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Родители:
- активно участвовали в совместной деятельности по изготовлению кормушек;
- повысился творческий потенциал родителей при создании продукта проектной деятельности;
- приобрели новый познавательный опыт.
Педагоги:
- пополнилась предметно – развивающая среда группы по теме проекта;
- созданы условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений детей;
- сложились партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.