Мостовая Наталья
Проект в старшей группе «Наш огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : краткосрочный.
Продолжительность проекта : 1месяц
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.
Вид проекта : творческий.
Введение.
Публикация «Проект в старшей группе „Наш огород“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Актуальность проекта : Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Цель: Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы, прививать трудовые навыки.
Задачи:1. Развивать познавательный интерес.
Развивать чувство ответственности за порученное дело;
2. Формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность.
3. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
4. Воспитывать бережное отношение к растениям.
5. Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.
Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Ожидаемый результат.
Дети: Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Воспитатель: Повысит профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.
Родители: Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком, включатся в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
Аннотация: Мы предполагаем, что дошкольник, прошедший «школу» ухода за огородными культурами на окне, будет участвовать в посильном труде по выращиванию овощей на грядке вместе с родителями. А родители, получив необходимые советы, рекомендации, будут привлекать ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей.
Этап 1. Подготовительный. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
Чтение художественной литературы (стихотворений, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
Сбор необходимого материала для создания огорода.
подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной и двигательной активной деятельности воспитанников.
разработка и создание картотек, консультаций.
Этап 2. Исследовательский.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Тема «Что мы посадим в огороде».
Цель: Воспитывать у детей желание трудиться. Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в огороде.
Тема: «Составление рассказа о строение растений».
Цель: Учить детей составлять описательные рассказы растений, используя план-схему.
Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений. Учить связно, развёрнуто высказываться, подбирать слова-действия. Развивать память, внимание, мышление.
Тема: «Что нам осень принесла?».
Цель:
Тема: «Во саду ли, в огороде»
Цель: Расширять представления детей об овощах и фруктах.
Дать представления о пользе природных витаминов.
Цель: Расширить представления о многообразии мира растений. Учить Узнавать и правильно называть овощи. Расширять представления о способах ухода за огородными растениями.
Образовательная область «Речевое развитие» :
- Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде»,
Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,
сказки К. Чуковского «Огород», «Вершки и корешки».
О. Емельянова «Что растёт на огороде»,
Дж. Родари «Чиполлино».
- Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»
- Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи».
Разучивание стихов, загадывание загадок об овощах и фруктах.
Цель: обсуждение сюжетов, поступков героев, обогащать словарь воспитанников, учить воспитанников поддерживать беседу (вести диалог, отвечать на заданные вопросы, делать выводы; развивать связную речь, умение высказываться по теме.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. «Строение растений». «Я с мамой купила семена». «Рост и развитие растений».
Цель: Расширять представления детей о строении и развитии растений.
- Рассматривание семян.
- Опыт «На свету и в темноте»
- Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Рисование: «Фрукты и овощи»,«Овощи в корзине», «Выбери и раскрась».
Цель: Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Развивать творчество, образные представления.
Лепка: «Большие и маленькие морковки».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, передавать характерные признаки предметов.
Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».
Цель: Учить детей передавать форму и расположение овощей. Закреплять разнообразные приемы вырезывания по кругу, приемы аккуратного наклеивания. Закреплять умение создавать композицию.
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры и игровые упражнения: «Собери урожай», «Что сажают в огороде», «Баба сеяла горох», игры – эстафеты.
Цель: Учить правильно выполнять действия водящих и игроков. Развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.
«Посади и собери картофель»
Цель: Развивать внимание, ловкость и умение правильно реагировать на команду воспитателя. Упражнять в ориентировании по плану.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Беседа о «Знакомство с профессией садовник».
Цель: Расширять знания детей о профессии, оценить важность, качество труда.
Презентация «От семени к ростику».
Заучивание наизусть стихотворений, загадок.
Рассматривание семян.
Выставка рисунков «Наш зеленый огород».
Изготовление лэпбука «Огород на подоконнике».
Лепка овощей, фруктов.
Самостоятельная деятельность.
Рассматривание иллюстраций, на тему «Огород».
Рассматривание картинок с изображением овощей.
Настольные и дидактические игры: «Лото», «Пирамида здоровья», «Кому, что нужно для работы?», «Пазлы», «Час пик»,«Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что делают этим предметом».
Цель: Развивать воображение, память, мышление.
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кафе» ( сюжет: готовим овощной салат, «Семья».
Игры-имитации: «Мамины помощники», «Готовим обед для всей семьи».
Совместная деятельность воспитателя с родителями.
консультация для родителей «Огород на подоконнике».
рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях, предложить вести дневник наблюдений с зарисовками или фотографиями.
папка – передвижка для родителей «Воспитание
трудолюбия у дошкольников»
Этап 3. Заключительный.
Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.
Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике».
Предполагаемые результаты: У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Ресурсы проекта :
Методический инструментарий (подборка карточек с заданиями, конспекты бесед, занятий, наблюдений и т. д.).
Художественная литература (подборка стихов, загадок, пословиц, рассказов).
Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры и т. д.
Подборка демонстрационного материала.
Выставки рисунков, аппликации.
Риски: Отсутствие интереса у детей темой проекта. Малая активность родителей в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта. Недостаточное количество демонстрационного материала.
Пути преодоления рисков: Заинтересовать детей через разные виды деятельности. Применяя различные средства, методы и приемы. Провести с родителями беседу и попросить их принять активное участие в данных мероприятиях.
Вывод: На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.