Светлана Баранова
Проект в старшей группе «Книжная неделя»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Книжная неделя»
По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.
По количеству участников: групповой.
Характер контактов: среди детей одной группы.
По продолжительности: краткосрочный(1 неделя).
Заявитель: дети старшей группы.
Проблема:
Низкая заинтересованность детей к книгам.
Актуальность проекта:
Публикация «Проект в старшей группе „Книжная неделя“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Неделя детской книги. Книжкины недели
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Книга- незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизвестный мир предстает перед ним: сказки, волшебные странны, незнакомые предметы, удивительная природа- все так и манит заглянуть в глубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. Современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а то что ему интересно. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Участие детей в проекте «Книжная неделя» позволит максимально обогатить знания и представления о книге, ее значимость, развить связную речь, творческие способности детей. Очень важно показать, что книга-верный друг.
Разрабатываем проект, используя методику «трех вопросов»:
Что мы знаем о книга? Бывают книги разных размеров: большие и маленькие, толстые и тонкие. Книги пишут писатели. В книгах есть картинки. Есть книги для детей, есть для взрослых.
Что мы хотим узнать? Как появилась первая книга. Какие еще бывают книги. Как их печатают. Кто иллюстрирует книги. Как самостоятельно изготовить книжку.
Где узнать ответы на ваши вопросы?Спросить у мамы с папой. Расскажет воспитатель. Нужно посмотреть в книжке. Есть все в компьютере. Посмотреть в журнале.
Объект проектной деятельности:
Книги разных жанров.
Предмет проектной деятельности:
Чтение книг, ремонт книг, организация выставки книг.
Цель проекта:
Привить детям любовь к книге.
Задачи проекта:
• Познакомить детей с различными жанрами книг;
• Познакомить с писателями, поэтами;
• Роль книги в жизни человека;
• Познакомить с правилами поведения в книжном уголке, библиотеке;
• Дать детям понятие, что книга- друг детей;
• Познакомить с классификацией произведений;
• Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Гипотеза:
Проведение «Книжкиной недели», позволить реализовать новые формы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Ресурсы проекта:
• Учебно-методическая литература;
• Аудио, видео проигрыватели;
• Интернет, методическая литература;
• Воспитатели, дети, родители.
Этапы проекта:
Организационный
Деятельность педагога: Раскрытие проблемы, постановки цели, определение задач; проведение диагностики.
Деятельность детей: Вхождение в проект, участие в диагностике.
Взаимодействие с родителями: Обсуждение темы проекта; вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему, желание участия в реализации проекта.
Деятельность педагога: Беседы по темам: «Как появилась первая книга», «Что такое библиотека?». Знакомство детей с творчеством:
С. Я. Маршака,
В. Г. Сутеева,
К. И. Чуковского;
Чтение произведений и рассматривание иллюстраций к произведениям:
С. Я. Маршака,
В. Г. Сутеева,
К. И. Чуковского.
Обучение через загадки, подвижные и дидактические игры; обращение к родителям. Деятельность детей: Участие в беседах по теме проекта, разучивание стихов, пословиц, поговорок, потешек, прибауток, игр, физкультминуток. Изготовление с родителями «Книжек- малышек», рисунков по теме «Мой любимый сказочный герой»; разучивание ролей к презентации.
Взаимодействие с родителями:Участие в изготовление книжек- малышек, рисование любимого литературного героя.
Заключительный
Деятельность педагога: Проведение презентации, диагностики; оформление выставки совместных работ детей и родителей.
Деятельность детей: Участие в диагностике по окончание проекта; в презентации.
Паутинка:
Речевое развитие:
«Расскажи свою любимую сказку» (рассказы детей). Дид. игра: «Доскажи словечко» (загадки о героях сказок, «Узнай героя по описанию» (загадки про животных). Игра драматизация «Муха-цокотуха», «Репка». Чтение стих-я «Доктор Айболит». Чтение сказок «Палочка-выручалочка», «Под грибом». Чтение стих-я С. Я. Маршака «Пожар», «Кошкин дом».
Познавательно развитие:
Беседы по темам: «Как появилась первая книга», «Что такое библиотека?». Знакомство детей с творчеством: С. Я. Маршака, В,Г,Сутеева, К. И. Чуковского.
Социально-коммуникативное развитие:
ОБЖ «Пожар. Опасные предметы» рассматривание иллюстраций к произведениям К. И. Чуковского. Рассматривание иллюстраций В. Г. Сутеева к сказкам. Рассматривание книг С. Я. Маршака. трудовая деятельность «Книжкина больница» (ремонт книг). Дид. игры: «Из какой сказки герой?», «Сложи картинку», «Помоги Федоре», «Как вести себя с больным?», «Можно-нельзя», «Найди героев сказки». С/р игры: «Библиотека», «Книжный магазин», «Семья» (на основе сюжета сказки «Волк и семеро козлят»).
Физическое развитие:
Подв. игры: «Мыши водят хоровод», «Найди свой домик», «Кто быстрее под грибок!», «Зайка серый умывается», «Путаница», «Кто быстрее?»,» Мы веселые ребята», «Жмурки с колокольчиком», «Найди и промолчи».
Художественно-эстетическое развитие:
Изготовление «Книжки-малышки», рисование «любимый сказочный герой» (с привлечением родителей).аппликация «Закладки для книг». Рисование «»Больниц для зверей». Лепка «Мой любимый герой сказки» «Под грибом». Изготовление альбома загадок (по сказкам).
Ожидаемый результат:
В конце проекта дети имеют представление о том, какое значение имеет книга в жизни человека. Знают разные жанры книг, писателей и поэты. Знают, что книга-друг детей, книгу нужно любить и бережно относиться к ней. Знают правила поведения в книжном уголке и библиотеке. Умеют классифицировать произведения по темам, называют любимую сказку, рассказ.
Высокий:
Предложение послушать чтение принимает с удовольствием, часто высказывает желание послушать определенное произведение. Называет любимую сказку, рассказ (два-три произведения). Легко включается в процесс восприятия, способен внимательно дослушать текст до конца. Может самостоятельно пересказывать знакомое литературное произведение. Охотно отвечает на вопросы взрослых, связанные с анализом текста. Задает свои вопросы по тексту. Самостоятельно устанавливает причинно - следственные связи в тексте (пытается объяснить причину поступка героя и наступившие последствия). Легко заучивает стихи и выразительно читает их на публике. Может длительное время рассматривать иллюстрации в книге, рассказать по картинкам о ее содержание. с удовольствием играет в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляя творческую инициативу в воспроизведение сюжета, создание образов героев. Использует литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности.
Средний:
От предложения послушать чтение произведения не отказывается, однако желание послушать определенное произведение высказывает редко. Называет любимую сказку, рассказ (1-2 произведения). Не всегда способен внимательно дослушать текст до конца. Может пересказать содержание произведения при небольшой помощи взрослого. На вопросы, связанные с анализом текста, отвечает после личного обращения к нему взрослого. Причинно-следственные связи в тексте (причины поступка героя и наступившие последствия) устанавливает с помощью взрослого. Совместно со сверстниками и взрослым охотно рассматривает иллюстрации в книге, однако затрудняется рассказать по картинкам о ее содержание. Принимает участие в играх, основанных на тексте художественных произведений, но инициативу в восприятии сюжета, создание образов героев проявить не стремится. Литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности использует редко.
Низкий:
Неохотно откликается на предложение послушать знакомые и новые произведения, не просит повторить прочитанное. С трудом включается в процесс восприятия и не всегда способен внимательно дослушать текст до конца. Пересказывает содержание произведения только с опорой на иллюстрации, по вопросам взрослого. На вопросы, связанные с анализом текста, отвечает с трудом, не видит связи между причиной поступка героя с наступившими последствиями. С трудом заучивает стихи, неохотно читает их на публике. Эмоциональный отклик на прочитанное, выражен недостаточно ярко. Участие в играх, основанных на тексте художественных произведений, принимает редко. Литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности практически не использует.
Продукт проекта:
• Рисование «Любимый сказочный герой»;
• Изготовление «Книжки-малышки».
Презентация проекта:
Проведение спектакля «Красная Шапочка и ее лесные друзья»
Рефлексия:
Работа в рамках проекта получилась интересной, творческой, познавательной. Дети стали более усидчивыми. Внимательно слушали чтение новых сказок и рассказов, следили за развитием сюжета и сопереживали героям произведений. Благодаря полученным знаниям, у детей обогатился словарный запас, в самостоятельной деятельности активизировалось речевое общение со сверстниками. Дети стали намного активнее проявлять интерес к книгам. С желанием слушать чтение художественной литературы. Повысился уровень взаимодействия между детьми, совместные со сверстниками игры стали более продолжительными. Многие родители приняли активное участие в изготовление костюмов сказочных героев, атрибутов. Вместе с детьми рисовали любимых сказочных героев, изготавливали книжки-малышки.
В целом цель проекта была достигнута, задачи выполнены.
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции:
Негативные последствия Не хватило времени на проект.
Способы коррекции: Продлить проект.
Негативные последствия:Нежелание детей участвовать в реализации проекта. Способы коррекции:Подобрать интересный материал, разработать занятие, учитывая возраст и интересы детей.
Негативные последствия:Недостаточно материала и литературы по теме проекта. Способы коррекции:Обратиться к старшему воспитателю, интернету, родителям.
Негативные последствия:Нежелание родителей учувствовать в реализации проекта.
Способы коррекции:Объяснить подробно проблему проекта, важность участия в реализации проекта, придумать интересные задания для пополнения развивающей среды.
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучение в детском саду «Детство».
2. Евдокимова Е. С. технология проектирования в ДОУ \ Е. С. Евдокимова. – М. :ТЦ Сфера, 2006.-64с.
3. Маханева М. Д. театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. – М. : ТЦ «Сфера», 2001
4. Т. Н. Крохалева. Южно-Уральские писатели детям. Хрестоматия для детей дошкольного возраста.
5. Т. М. Бондаренко Комплексные занятия в средней группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. 2007г.
6. З. А. Гриценко Ты детям сказку расскажи… методика приобщения детей к чтению. 2003г.
7. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство». Средняя группа. Н. Н. Гладышева, Ю. Б. Сержантова, издательство «Учитель». Издание 2013г