МААМ-картинки

Проект по краеведению в старшей группе «Игрушки с русской душой»

Ольга Беспалова
Проект по краеведению в старшей группе «Игрушки с русской душой»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта старшей группы «Игрушки с русской душой»

Участники : дети старшей группы МБДОУ «Детский сад 123»

Проблема : при разучивании танца «Русские матрёшечки» музыкальный руководитель дала детям задание : узнать,как появилась матрёшка и секреты её изготовления. Дети стали спрашивать взрослых и с удивлением узнали, что матрёшек делают в нашей Нижегородской области. И ребятам стало интересно, какими ещё народными игрушками славится наша малая Родина.

Публикация «Проект по краеведению в старшей группе „Игрушки с русской душой“» размещена в разделах

Цель: сформировать обобщённые представления о народных игрушках Нижегородского края.

Задачи:

1. Поддерживать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установления связей между ними по различным признакам.

2. Формировать умение различать стили наиболее известных видов декоративно- прикладного искусства.

3. Обогатить и активизировать словарь детей образными характеристиками народных игрушек.

4. Развивать умение детей собирать и анализировать информацию по интересующей теме.

5. Воспитывать интерес и уважение к работе народных мастеров, бережное отношение к игрушкам.

Срок проведения:3 месяца.

Этапы работы над проектом

На первом этапе сбор информации шё л по двум направлениям: народных игрушек и информации о них. С помощью родителей было собрано большое количество разных игрушек : матрёшек, свистулек, каруселей, дудочек, лошадок и т. п. В информационную копилку собрали детские книжки, заметки из журналов, статьи из книг и энциклопедий, записи впечатлений от посещения музея народных промыслов Нижегородского края.

1. В одной из семей воспитанников дедушка работал в гончарной мастерской и принёс вылепленные из глины жбанниковские свистульки. Старший воспитатель детского сада рассказала детям о фабрике стеклянных ёлочных украшений нашего города, где хранят секреты русских мастеров — стеклодувов. Эти игрушки приравняли к народным, потому что каждая из них расписывается вручную в традициях нижегородских промыслов. Так наша копилка пополнилась новогодними игрушками Нижегородской фабрики «Ариель».

2. На втором этапе, изучив собранные материалы, мы сначала классифицировали игрушки по признаку материала : деревянные, глиняные, стеклянные. Затем сравнили игрушки по признаку формы, выявили их характерные особенности (например,глиняная свистулька легко вписывается в треугольник) и выделили общую черту народных игрушек — их упрощённую форму. При знакомстве с нижегородской деревянной игрушкой дети заметили, что матрёшки различаются по форме, цвету и росписи. Таким образом перед нами встали следующие задачи :дать представления о стилевых особенностях игрушек, познакомить с символикой городов Нижегородской области, так как герб- это символ местности, где изготавливается игрушка.

В результате появилась такая классификация:

Семёновские матрёшки — Семёнов;

Ёлочные игрушки — Нижний Новгород;

Городецкие игрушки — Городец;

Полховские матрёшки — Полхов — Майдан;

Жбанниковские свистулька — Жбанниково Городецкого района;

3. Системный анализ народных игрушек позволил нам выделить ещё одну их общую черту — простой рисунок и яркость красок. В ходе проектной деятельности у детей появился интерес к самостоятельному созданию игрушек. Они с удовольствием рисовали лошадок, расписывали матрёшек, изучая разные виды росписей :городецкую, семёновскую, полхов — майданскую. При сравнении матрё шек по признаку цвета мы увидели : в росписи семёновских художников используются в основном красный, жёлтый и синий цвета, у полховских — малиновый, фиолетовый, зелёный. Изготовление игрушек на занятиях по художественному творчеству привело к созданию ряда моделей: алгоритма росписи матрёшек, изготовления жбанниковской свистульки. У детей проснулся интерес к работе народных мастеров, они на практике убедились как это непросто -вылепить свистульку, расписать её. Да ещё добиться того, чтобы она зазвучала. В процессе создания и работы с моделями дети стали более свободно общаться со взрослыми, начали рассуждать, выдвигать гипотезы, делать выводы. А в итоге появилась обобщённая модель, которую мы с детьми назвали «Нижегородские таратушки», содержащая следующие компоненты :

Оъект

Материал

Место изготовления

Особенности формы

Особенности цвета

Роспись

Алгоритм изготовления

4. Модель «Нижегородские таратушки» (в прошлом веке именно так называли самодельные игрушки в деревнях Нижегородской области) стала своеобразным алгоритмом составления рассказов о народной игрушке. Дети с её помощью увлечённо рассказывали сверстникам, родителям об игрушках, показывая наряду с образцами декоративно- прикладного искусства свои рисунки и поделки. Собранного материала оказалось столько, что он уже не помещался в группе. Итогом проделанной работы стало открытие в помещении библиотеки МБДОУ выставки народной игрушки, где и прошла презентация проекта. Теперь здесь можно не только полюбоваться яркими красочными «таратушками», познакомиться с их историей, но и самим попробовать изготовить игрушки в мини- мастерской. А ребята, участники проекта, проведут экскурсии для детей и взрослых, знакомя их с полюбившимися экспонатами.

Результаты работы :

У детей сформированы обобщённые представления о народных игрушках Нижегородского края. Они научились составлять описательные рассказы об игрушках, включающие образные характеристики и сравнения. Детей отличает устойчивый интерес к поисковой деятельности, они научились анализировать, рассуждать и аргументировать собственные выводы.

Перспектива нашей работы заключается в расширении представлений детей о народно - прикладном искусстве Нижегородского края :игрушки,одежда,предметы быта, утварь.

Публикации по теме:

Дерево с русской душой.Дерево с русской душой. В нашей большой. необъятной Родине много деревьев, но есть одно особенное дерево - РУССКАЯ БЕРЕЗКА. Березке посвящено не мало песен, создано.

Интегрированное занятие на тему русской народной игрушки для младшей группы .

Конспект занятия по валеологии в средней группе, как быть здоровым душой и телом «Остров здоровья» Цель:Сформировать у дошкольников представление о здоровье и о роли органов чувств:глаз,уши,нос в жизни человека. Развивать познавательную.

Консультация для родителей «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников». Знаменитая русская матрёшка появилась на свет более 100 лет назад. Выточил её токарь В. Звёздочкин, а расписал художник С. Малютин. Именно.

Краткосрочный проект в ранней младшей группе «Игрушки»Краткосрочный проект в ранней младшей группе «Игрушки» Воспитатель: Малахова Галина Викторовна Калининск 2015г. Тип проекта: исследовательско – творческий Вид проекта: краткосрочный Участники.

Открытая НОД по приобщению детей 1 младшей группы к русской народной культуре «Богородские игрушки с движением» Цели: Закрепить представления детей о богородской игрушке, поддерживать эмоциональную отзывчивость и живой интерес к народной игрушке, формировать.

Открытая НОД в 1 младшей группе по приобщению детей к русской народной культуре «Богородские игрушки с движением» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 комбинированного вида пос. Богородское Воспитатель А. Ю. Климова Цели:.

Открытое интегрированное занятие с детьми средней группы «Путешествие в музей русской народной игрушки» I. Программные задачи: 1. Познакомить с тряпичными народными куклами (Пасха, Кубышка-Травница, Зайчик-на-пальчик); 2. Формировать у детей.

Праздник русской народной игрушки «Путешествие на ярмарку» Воспитатель:Ребята, многие взрослые думают, что игрушка-это пустячное дело. А вы тоже так считаете? Дети: Нет. Воспитатель: Конечно, игрушка.

Проект: «Дерево с русской душой» Тема: Дерево с русской душой Актуальность. Важное значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по краеведению в старшей группе «Игрушки с русской душой»
Опубликовано: 23 сентября 2015 в 21:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по краеведению в старшей группе «Игрушки с русской душой»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Беспалова (УИ 350167) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД