Ольга Беспалова
Проект по краеведению в старшей группе «Игрушки с русской душой»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта старшей группы «Игрушки с русской душой»
Участники : дети старшей группы МБДОУ «Детский сад 123»
Проблема : при разучивании танца «Русские матрёшечки» музыкальный руководитель дала детям задание : узнать,как появилась матрёшка и секреты её изготовления. Дети стали спрашивать взрослых и с удивлением узнали, что матрёшек делают в нашей Нижегородской области. И ребятам стало интересно, какими ещё народными игрушками славится наша малая Родина.
Публикация «Проект по краеведению в старшей группе „Игрушки с русской душой“» размещена в разделах
Цель: сформировать обобщённые представления о народных игрушках Нижегородского края.
Задачи:
1. Поддерживать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установления связей между ними по различным признакам.
2. Формировать умение различать стили наиболее известных видов декоративно- прикладного искусства.
3. Обогатить и активизировать словарь детей образными характеристиками народных игрушек.
4. Развивать умение детей собирать и анализировать информацию по интересующей теме.
5. Воспитывать интерес и уважение к работе народных мастеров, бережное отношение к игрушкам.
Срок проведения:3 месяца.
Этапы работы над проектом
На первом этапе сбор информации шё л по двум направлениям: народных игрушек и информации о них. С помощью родителей было собрано большое количество разных игрушек : матрёшек, свистулек, каруселей, дудочек, лошадок и т. п. В информационную копилку собрали детские книжки, заметки из журналов, статьи из книг и энциклопедий, записи впечатлений от посещения музея народных промыслов Нижегородского края.
1. В одной из семей воспитанников дедушка работал в гончарной мастерской и принёс вылепленные из глины жбанниковские свистульки. Старший воспитатель детского сада рассказала детям о фабрике стеклянных ёлочных украшений нашего города, где хранят секреты русских мастеров — стеклодувов. Эти игрушки приравняли к народным, потому что каждая из них расписывается вручную в традициях нижегородских промыслов. Так наша копилка пополнилась новогодними игрушками Нижегородской фабрики «Ариель».
2. На втором этапе, изучив собранные материалы, мы сначала классифицировали игрушки по признаку материала : деревянные, глиняные, стеклянные. Затем сравнили игрушки по признаку формы, выявили их характерные особенности (например,глиняная свистулька легко вписывается в треугольник) и выделили общую черту народных игрушек — их упрощённую форму. При знакомстве с нижегородской деревянной игрушкой дети заметили, что матрёшки различаются по форме, цвету и росписи. Таким образом перед нами встали следующие задачи :дать представления о стилевых особенностях игрушек, познакомить с символикой городов Нижегородской области, так как герб- это символ местности, где изготавливается игрушка.
В результате появилась такая классификация:
Семёновские матрёшки — Семёнов;
Ёлочные игрушки — Нижний Новгород;
Городецкие игрушки — Городец;
Полховские матрёшки — Полхов — Майдан;
Жбанниковские свистулька — Жбанниково Городецкого района;
3. Системный анализ народных игрушек позволил нам выделить ещё одну их общую черту — простой рисунок и яркость красок. В ходе проектной деятельности у детей появился интерес к самостоятельному созданию игрушек. Они с удовольствием рисовали лошадок, расписывали матрёшек, изучая разные виды росписей :городецкую, семёновскую, полхов — майданскую. При сравнении матрё шек по признаку цвета мы увидели : в росписи семёновских художников используются в основном красный, жёлтый и синий цвета, у полховских — малиновый, фиолетовый, зелёный. Изготовление игрушек на занятиях по художественному творчеству привело к созданию ряда моделей: алгоритма росписи матрёшек, изготовления жбанниковской свистульки. У детей проснулся интерес к работе народных мастеров, они на практике убедились как это непросто -вылепить свистульку, расписать её. Да ещё добиться того, чтобы она зазвучала. В процессе создания и работы с моделями дети стали более свободно общаться со взрослыми, начали рассуждать, выдвигать гипотезы, делать выводы. А в итоге появилась обобщённая модель, которую мы с детьми назвали «Нижегородские таратушки», содержащая следующие компоненты :
Оъект
Материал
Место изготовления
Особенности формы
Особенности цвета
Роспись
Алгоритм изготовления
4. Модель «Нижегородские таратушки» (в прошлом веке именно так называли самодельные игрушки в деревнях Нижегородской области) стала своеобразным алгоритмом составления рассказов о народной игрушке. Дети с её помощью увлечённо рассказывали сверстникам, родителям об игрушках, показывая наряду с образцами декоративно- прикладного искусства свои рисунки и поделки. Собранного материала оказалось столько, что он уже не помещался в группе. Итогом проделанной работы стало открытие в помещении библиотеки МБДОУ выставки народной игрушки, где и прошла презентация проекта. Теперь здесь можно не только полюбоваться яркими красочными «таратушками», познакомиться с их историей, но и самим попробовать изготовить игрушки в мини- мастерской. А ребята, участники проекта, проведут экскурсии для детей и взрослых, знакомя их с полюбившимися экспонатами.
Результаты работы :
У детей сформированы обобщённые представления о народных игрушках Нижегородского края. Они научились составлять описательные рассказы об игрушках, включающие образные характеристики и сравнения. Детей отличает устойчивый интерес к поисковой деятельности, они научились анализировать, рассуждать и аргументировать собственные выводы.
Перспектива нашей работы заключается в расширении представлений детей о народно - прикладном искусстве Нижегородского края :игрушки,одежда,предметы быта, утварь.