Ира Скапишева
Проект: «Дерево с русской душой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дерево с русской душой
Актуальность.
Важное значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. Березка…нет милее и роднее дерева для русского народа. Белоствольная красавица во все времена являлась гордостью и символом нашей страны. Именно с этого дерева начинается Родина для малыша. В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребёнок-дошкольник.
Публикация «Проект: „Дерево с русской душой“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Типология проекта :
• По количеству участников – групповой.
• По продолжительности – долгосрочный (осенний период)
• Участники:
• дети старшей группы,
• воспитатели,
• родители,
• музыкальный руководитель.
Характер проекта : творческо-исследовательский.
Цель: Воспитывать бережное, заботливое отношение к деревьям и окружающей природе Родного края.
Задачи:
• Расширить представления детей о самом почитаемом дереве в России – березе, о ее значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
• Формировать познавательные умения: наблюдать, сравнивать и анализировать, отражать результаты в разных видах творческой деятельности.
• Формировать эстетическое восприятие: умение видеть и наслаждаться красотой березы в осенний период года.
• Познакомить с приметами, поговорками, песнями, стихами, музыкальными произведениями, творчеством художников, связанными с осенней березой.
•
Предполагаемый результат: сформированное представление у детей о березе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается береза; о пользе деревьев и березы в частности; повышение уровня педагогической культуры; сформированность таких нравственных понятий как любовь к Родине, гордость за ее природные богатства; понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
Этапы проекта.
1 этап. Подготовительный.
1. Выбор темы, определение цели и задач, сроков реализации проекта.
2. Сбор, анализ, систематизация информации по теме проекта.
3. Составление плана работы по реализации проекта, разработка конспектов НОД, ОД в режимных моментах, определение предполагаемых результатов.
4. Подбор наглядных пособий (картинок, иллюстраций, дидактических и словесных игр).
5. Подбор художественной литературы для чтения детям.
6. Привлечение родителей к работе по реализации проекта.
7. Обогащение развивающей среды по теме проекта.
2 этап. Основной.
1. Проведение познавательных бесед.
2. Целевые прогулки, наблюдения.
3. Организация продуктивных видов деятельности.
4. Организация исследовательской деятельности.
5. Проведение познавательных занятий.
6. Чтение художественной литературы.
7. Заучивание стихов о березу.
8. Создание макета «Березка».
9. Создание выставки репродукций картин художников.
10. Проведение досуга.
3 этап. Заключительный.
1. Создание альбома детского художественного творчества «Осенняя березка».
2. Выставка детского творчества.
3. Презентация проекта.
4. Фотовыставка «Люблю березу русскую».
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие.
• Беседы: "Что мы знаем о деревьях и о березе в частности", "Как березу использовали в древности?", "Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой".
• Рассматривание папок-презентаций: "Береза - лекарь", "Что же дает человеку береза" (оздоровительное, эстетическое, хозяйственное значение дерева).
• Наблюдения: "Наблюдения за березой осенью", "Наблюдения за внешними и отличительными признаками березы".
• Настольно-печатные игры: "Собери дерево", "В лесу".
• Экскурсия в березовую рощу.
• Дидактические игры: " Подбери пару: дерево - лист", "С какого дерева лист?", "Найди дерево по силуэту", "Что сделано из березы?"(береста, древесина, прутики и другие предметы быта)
• Конструирование из березовых палочек - "Выложи какой хочешь узор".
• Изготовление макета березы для украшения группы.
• Рассматривание репродукций картин: Л. Левитана "Золотая осень", "Березовая роща"; А Рылова "Золотые березки"; Ю. Каплоуха "Березки".
• Исследовательская деятельность: рассматривание бересты и березового спила под лупой.
• Познавательное занятие : "Люблю березу русскую".
Речевое развитие
• Рассказ воспитателя: "Народное прикладное творчество. Предметы быта из бересты и древесины березы"
• Словесные игры: "Какая береза", "Бусы для березы" (подбираются прилагательные); "Угадай дерево по описанию"; "Составь предложения со словом береза"; " Подбери родное слово к слову береза"(подберезовик, березняк, березонька и т. д.)
• Составление описательных рассказов: "Мое дерево".
• Беседа по картине А. И. Куиджи "Березовая роща".
• Занятие "Дерево с русской душой".
• Заучивание стихотворения А. Прокофьева "Березка".
• Чтение художественной литературы: Г. Скребицкий "Передышка", В. Бианки "Волшебная береза", рассказывание р. н. с. "Как коза избушку построила", С. Воронин " Моя береза осенью", М. Пришвин "Берестянная трубочка", р. н. с. "Дурак и береза", поговорки и пословицы о березе, загадывание загадок о березе, чтение стихов.
Физическое развитие
• Подвижные игры: "Палочка-выручалочка", "Кто быстрее до березы, ели и т. д. ", "Кто больше соберет грибов подберезовиков", "Найди дерево, листок которого у меня в руках".
• Упражнения для профилактики плоскостопия - ходьба по березовому бревну.
• Физкульт. минутка "Среди поля березонька стоит".
• Игровое упражнение "Перепрыгни через березовую веточку, листочек".
• Утренняя гимнастика "Деревья и кусты"
Социально-коммуникативное развитие
• Труд: Подмести дорожки от листьев березы, сбор листьев березы для гербария, аппликации (в начале и конце сентября, сбор опавших веточек березы для изготовления веничков.
• Помощь дворнику Сбор опавших листьев березы для перегноя в цветники.
• Безопасность. Беседа: "Опасные деревья" (старые, высокие деревья во время грозы, сильного ветра).
• Сюжетно-ролевые игры: "Шоферы", сюжет - "Привезем дрова для бабушки", "Погрузим и увезем опавшие листья ", "Доставка саженцев для березовой аллеи в детский сад"; "Кухня", сюжет "Приготовим солянку из грибов подберезовиков"
Художественно-эстетическое развитие
• Музыка.
• Пение народной песни "Во поле березка стояла".
• Слушание песен : музыка В. Шаинского, слова Л. Овсянникова "Белая береза"; Музыка Г. Мовсесяна, слова П. Бровки "Береза".
• Хороводы: "В золоте березонька" - сл. и муз. Г. Вихаревой,; "Во поле березка стояла".
• Развлечение :" Во поле березка стояла".
• Художественное творчество.
• Аппликация с элементами нетрадиционного рисования - кляксография "Осеннее дерево".
• Рисование "Осенняя березка".
• Рисование с использованием нетрадиционной техники - тампонирования " "Золотая красавица" (коллективная работа).
• Обрывная аппликация: "Такие разные березки".
• Рисование "Береза поздней осенью"
• Конструирование из природного материала - коры березы: "Берестянная лодочка".
• Ручной труд: Березка в нарядном платье".
• Лепка (барельеф) : "Белоствольные красавицы водят хоровод"
• Организация выставки детских работ совместно с детьми.