Елена Сызранцева
Исследовательский проект в старше-подготовительной группе «Звук-Волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект «Звук - волшебник»
Проблема:
Очень многие дети совсем не умеют слушать других людей - своих сверстников, педагога, не могут воспринимать музыку, сосредоточить внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Поэтому надо формировать умения слушать и слышать все, что нас окружает. Игра - импровизация на самодельных музыкальных инструментах поможет дошкольникам научиться слышать и слушать звуки, ассоциировать их с явлениями окружающего мира, а также умения воспринимать и понимать музыку.
Публикация «Исследовательский проект в старше-подготовительной группе „Звук-Волшебник“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта :
• формирование умения слушать и слышать музыку;
• формирование умения воспринимать и понимать музыку.
Задачи:
• расширить знания детей о разнообразии мира звуков и музыкальных инструментов;
• формировать у дошкольников умение слушать: от хорошо известных «близких» звуков, окружающих ребенка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию;
• развивать комбинаторные способности и умения;
• развивать способность творческого исследования звуковых возможностей каждого инструмента и приобретению навыков игры на инструментах;
• развивать коммуникативные навыки, творческую активность;
• вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;
• поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах.
Тип проекта : исследовательский.
Срок реализации: краткосрочный 4 недели
Участники: воспитанники ДОУ, их родители; педагоги.
Организация работы
Организация работы проводится по трем направлениям:
• групповая и индивидуальная работа с детьми;
• взаимодействие и просветительская работа с родителями;
• взаимодействие педагогов ДОУ.
Реализация проекта предполагает :
• Использование самодельных игрушек – инструментов в самостоятельной повседневной жизни ребенка.
• Развитие чувства ритма, умение играть в ансамбле, импровизировать.
• Ориентирует детей, как на самостоятельность исполнения, так и на самостоятельность оценки его качества.
• Дети сами могут организовать разнообразную музыкальную деятельность в группе ДОУ, в семье, а также самореализовать свои интересы в ней.
• Проявление активности инициативы в музыкальной деятельности в детском саду: участие в концертах для более младших детей, родителей, использует музыкальный репертуар в игровой деятельности, в режимные моменты и т. д.
В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся слышать и осмысливать мир звуков, который их окружает, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы
проектирования Направление деятельности Содержание деятельности
Проектные мероприятия Промежуточный результат
1 этап: постановка цели, создание ресурсной базы • Создание мотивации
• Формулирование проблемы
• Работа с источниками информации (литературой, интернет – ресурсами)
• Создание ресурсной базы для реализации проекта :
- Создание картотеки музыкально – дидактических игр и пособий
- Создание картотеки опытов
- Создание графических карт Беседы с музыкальным руководителем детского сада о разнообразии мира звуков, который нас окружает.
Надо уметь слышать и различать звуки, которые нас окружают.
Поиск информации о различных звуках и музыкальных инструментах, в книгах, телепередачах, интернете.
Анализ собранной информации, классификация инструментов, составление пособий, игр, картотек.
Поиск и подбор музыкально – дидактических игр на развитие тембрового и ритмического слуха
изготовление графических карт по методу
Т. Тютюнниковой. Дети начали активно действовать с музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, находившимися в музыкальном зале и группе, начали извлекать и сравнивать получающие звуки из всех окружающих предметов.
2 этап: организация работы над проектом 1. Совместная деятельность педагога с детьми
- наблюдение:
-рассматривание фото, иллюстраций, самодельных шумовых музыкальных инструментов
- чтение художественных произведений и стихов и их озвучивание.
- музыкально – дидактические игры на развитие тембрового слуха
- опытническая деятельность:
• опыт «Музыка или шум?»
• опыт «Как распространяется звук»
• опыт «Где живет эхо?»
• опыт «Как сделать звук громче?»
- непосредственная образовательная деятельность
Темы:
«Звук живёт в любом предмете»
«Сказка о музыкальных звуках»
«Музыкальные стаканы»
- Продуктивная деятельность педагога с детьми
• работа с бросовым материалом.
• практическая деятельность по созданию музыкальных игрушек - инструментов и творческой импровизации на них.
2. Самостоятельная деятельность детей
• сюжетно – ролевые игры
«Магазин музыкальных инструментов», «Композитор», «Дирижер»
• рисование музыки
3. Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
- Консультативный материал
4. Работа с воспитателями ДОУ
-Практическая консультация. Слушание звуков природы, улицы, дома, деревянных, металлических, стеклянных звуков;
Дать представление о внешнем виде самодельных музыкальных инструментах, познакомить с их классификацией (шумелки, стучалки, звенелки и т. д.)
Закрепить названия музыкальных инструментов
Сказки о музыкальных инструментах
Лото «Музыкальные инструменты», «Найди свой звук», «Угадай, что звучит» и т. д.
Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки;
Подвести детей к пониманию причин возникновения звука (колебание предметов);
Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи;
Объяснить, как распространяются звуковые волны;
Подвести к понятию возникновения эха;
Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера;
Выявить причину усиления звука;
Подбор материала, необходимого для изготовления погремушек, шумелок и т. д.
Знакомство с алгоритмом создания самодельных музыкальных инструментов;
Изготовление самодельных музыкальных инструментов.
Консультации:
«Как научить ребенка любить музыку».
Наглядная информация:
«Ваш домашний оркестр»
Работа по ознакомлению с различными звуками способствовала обогащению познавательной сферы, а также музыкальному развитию детей. Дети называют услышанные звуки природы, улицы, дома и подбирают к ним схожие по звучанию звуки музыкальных инструментов (например, шелест листьев деревьев изобразили звуком «шуршалок», грохот грома - звуком «стучалок», капельки дождя – звуком «звенелок»);
Дети с большим интересом озвучивали знакомые художественные произведения, стихи и сказки, подбирали подходящие шумовые инструменты, импровизировали.
Дети реализовали накопленный опыт в продуктивном виде деятельности – ручном труде.
.
Совместное с родителями создание музыкальных инструментов.
3 этап: презентация продукта деятельности Организация выставки «Самодельные музыкальные инструменты» в групповых музыкальных уголках.
Организация ансамбля шумовых инструментов и выступление на весенних развлечениях Дети групп рассказывали о самодельных музыкальных инструментах-игрушках, называли их, обозначали «шумелки», «стучалки», «звенелки» и т. д. и выступали с шумовым оркестром перед родителями и ребятами из младшей группы
Ресурсная база проекта
1. Материально-технические ресурсы:
- предметно-развивающая среда ДОУ
• групповой мини-центр художественно-эстетического развития (музыкальные игрушки, инструменты, музыкальная фонотека, аудиозаписи со звуками природы, дома, улицы, с программными музыкальными произведениями для слушания, магнитофон,
• уголок конструирования (бросовый материал, модели, алгоритмы создания музыкальных инструментов-игрушек,
• наглядный материал: иллюстрации, картинки, карточки, видеозаписи, аудиокассеты, СД – диски.
• технические средства: музыкальный центр, компьютер, DVD – проигрыватель, мультимедийный проектор, проекционный экран.
2. Программно-методические ресурсы:
• Деркунская «Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» Учебно-методическое пособие. – «Детство-Пресс», 2010.
• Девятова «Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста» – М. ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.
• Щетинина «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» - М. : ТЦ Сфера, 2001.
• «Игрушки – самоделки в детском саду», М., 1995.
• «Музыка», учебно – наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста, М., 1998.
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект был реализован в старше-подготовительной группе д/с «Теремок» в период с 1 февраля по 1 марта.
В процессе работы над проектом достигнуты следующие результаты:
• Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление, умение играть в ансамбле, импровизировать.
• Дети научились самостоятельно изготавливать из бросового материала и использовать самодельные музыкальные инструменты в самостоятельной повседневной жизни ребенка - в игровой деятельности, в режимные моменты и т. д.
• В процессе исследований со звуком дети научились различать звуки шумовые и музыкальные, познакомились с природой образования звуков и научились ассоциировать их с явлениями окружающей среды.
• У детей развивалась творческая активность и инициатива в музыкальной деятельности в детском саду: участие в концертах для более младших детей, родителей.
• В группе оформлен музыкальный уголок, в котором находятся самодельные музыкальные инструменты для самостоятельной деятельности детей.
• В приемной группы оформлена информационная папка – передвижка для родителей по темам творческого музицирования.