Ольга Махонина
Проект «Звук-волшебник» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Звук-волшебник»
Вид проекта: практико-ориентированный
Сроки реализации проекта: 2 месяца
Участники проекта: педагоги, воспитанники средней группы и родители воспитанников.
Актуальность:
Публикация «Проект „Звук-волшебник“ для детей средней группы» размещена в разделах
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобрести навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
Постановка проблемы: В средней группе детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносят, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что и ведет к негативным последствиям. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Учитывая важность, проблемы по этому вопросу и результаты диагностики в нашей группе был запущен проект по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений.
Цель проекта: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи проекта:
• развивать артикуляционный аппарат;
• формировать, развивать, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков: свистящих, шипящих и сонорных (з, с. ц);
• развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
• развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса, слуховое внимание, речевой слух;
• совершенствовать интонационную выразительность речи детей.
Методы проекта: игровой, словесный, практический.
Пересечение образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Предполагаемый результат: у детей среднего дошкольного возраста. сформировано правильное звукопроизношение, развито фонематическое восприятие, выработана хорошей дикци.
Продукт проектной деятельности: Книжки-малышки, изготовленные детьми совместно с родителями: «Говорушки» и «Загадки и отгадки».
Этапы:
Подготовительный этап
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор методической научной и художественной литературы по теме проекта и для его реализации.
3. Проведение первичного диагностического обследования детей по звуковой культуре речи;
4 Родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность;
5. подбор и систематизация игр и игровых упражнений;
6. Организация развивающей среды:
- подбор художественной литературы (стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки)
- подбор игр и упражнений по развитию речи
- Подбор иллюстраций художников – графиков к фольклорным и другим произведениям для дошкольников Оформление в группе речевого уголка.
Деятельностый этап
1. занятия по звуковой культуре речи;
Звуки «З», «С», «Ц»
2. дидактические игры, игровые упражнения;
Игры на развитие физиологического и речевого дыхания, силы голоса, слухового внимания, речевого, фонематического слуха
Педагог, воспитанники
3. занятия по продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);
4. чтение художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук);
5. Создание картотеки дидактических игр и игровых упражнений.
6. артикуляционная гимнастика; пальчиковая гимнастика.
7.“Слушание звуков улицы”;
8. подвижные игры со стихами («Карусель», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Кот Васька» и др.).
музыкальные («Если весело живется», «Во поле береза стояла», «Па малину в сад пойдем» и др.).народные игры, игры – хороводы «Подарки», «Каравай», «Чей голосок».
Драматизация в лицах песенок и потешек.
Инсценировка литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра.
9. консультации для родителей,
10. оформление папок-передвижек.
Заключительный этап:
проведение диагностического обследования детей по звуковой культуры речи;
подведение итогов реализации проекта на родительском собрании;
оформление выставки “Звук-волшебник” для родителей, детей и педагогов ДОУ
оформление тематической папки “Дидактические игры для развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
изготовление детьми совместно с родителями книжек – малышек «Говорушки» и «Загадки и отгадки» и др.