Олеся Солкина
Проект в старше-подготовительной группе «Кубанские казаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Кубанские казаки
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №4
«Ромашка» станицы Советской
Проект
тема «Кубанские казаки».
Воспитатель:
Солкина О. А
2018 год
Тема проекта «Кубанские казаки. Жилища казаков»
Вид проекта :
Краткосрочный, групповой, учебно-познавательный.
Реализация проекта :
Декабрь.
Публикация «Проект в старше-подготовительной группе „Кубанские казаки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Кубань
- Подготовительная группа
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Участники проекта :
Воспитанники старшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта :
Любовь к малой Родине, к месту где мы живём, к людям которые нас окружают, к традициям родного города, необходимо прививать у детей ещё в раннем возрасте.
Если заложить любовь к Родине в раннем детстве, то и став взрослым, человек будет чтить и уважать традиции своего народа.
Дети дошкольного возраста мало знают о своей малой Родине, о традициях, о достопримечательностях.
Рассказывая о богатстве Кубани, о традициях и быте, необходимо добиваться чёткого понимания полученной ими информации. Дети должны знать историю родного края, знаменитых людей прославивших Кубань.
Проблема проекта :
В результате своей работы я столкнулась с тем, что дети мало знают о крае в котором живут, не знают традиций, культуры Кубанской земли.
Именно поэтому мне захотелось воспитать у дошкольников нравственно-патриотические чувства, любовь к традициям родного края. Любовь к родному краю можно прививать с помощью бесед, посещения музеев, фотовыставок, разучивания Кубанских песен, стихов и подвижных игр.
Работа с родителями:
Традиционные формы работы:
-консультации и беседы на тему «Ты Кубань наш край родной!»
Нетрадиционные формы работы:
-выставка семейных работ «Мой любимый край»
Продукт проектной деятельности :
-изготовление макета: «Казачье подворье.».
-выставка семейных работ «Мой любимый край».
Этапы проекта :
1-й этап-подготовительный:
В ходе подготовительного этапа были подобраны стихи о Кубани, о казаках, проведена беседа о Кубанских казаках и их быте.
2-й этап-основной:
На основном этапе осуществлялась интеграция образовательной деятельности,организация работы с детьми в разных видах деятельности (беседы, НОД).
Ожидаемые результаты:
Зарождение чувства любви, гордости по отношению к родному краю, к традициям и быту Кубанского народа.
3-й этап-заключительный:
В результате проделанной работы, детьми были усвоены нравственно-патриотические чувства к родному краю при изучении истории Кубанских казаков. Выставка семейных работ показала, как дети и взрослые любят и ценят свой край.
Интеграция образовательной деятельности:
Познавательное развитие, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Цель:
Воспитание любви и уважения к культуре и быту казаков, к своей малой родине Воспитание нравственных и патриотических чувств.
Задачи:
-повысить интерес детей к истории своего народа;
-обогатить знания детей об образе жизни людей на Кубани в старину, их трудовой деятельности ;
- познакомить с историей жилища кубанских казаков, их домашней утварью ;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к традициям.
Прогнозируемые результаты:
- дети получают знания о жизни и быте кубанских казаков;
- повышение интереса детей к истории своего народа;
- вызвать гордость и уважение за свой народ.
План проектной деятельности
ДЕКАБРЬ
Содержание Образовательная деятельность Месяц Ответственные
1. Чтение стихотворений о казаках Познавательное развитие 03.12.18г. Воспитатель
2. Беседа «История казачества» Познавательное развитие 05.12.18г. Воспитатель
3. Просмотр
мультимедийной
презентации «Кубанские казаки» Познавательное развитие 07.12.18г. Воспитатель
4. Подвижная игра «Кубаночка» Физическое развитие 07.12.18г. Воспитатель
5. Рисование «Мой край родной» Художественно-эстетическое развитие 10-12.12.18г. Воспитатель
6. Беседа «Жилища казаков» Познавательное развитие 13.12.18г. Воспитатель
7. Беседа «Освоение казаками кубанских земель» Познавательное развитие 19.12.18г. Воспитатель
Результат реализации проекта :
-у детей повысился уровень знаний о Кубанских казаках, о жилищах казаков, о родном крае;
-мальчикам захотелось стать казаками.
«Кубанские казаки. Жилища казаков»
Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию послушать стих.
Средь Донских степных полей
И Кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Воспитатель: О ком этот стих?
Дети: О казаках.
Воспитатель: Где мы с вами живем?
Дети: На Кубани.
Воспитатель: Да, этот стих о казаках. Написал его Николай Дик, называется он «Удалые казаки».
Беседа «История казачества»
Сегодня я вам хочу рассказать о казаках, но не просто о казаках, а о кубанских казаках, их быте и жизни.
Воспитатель: Кубанские казаки – часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края. Войсковой штаб казаков- город Краснодар. Кубанское казачье войско было образованно в 1860 году. Первоначально войско управлялось кошевыми (от слова «кош») и куренными (от слова «курень», а уже позже атаманами.
Кубанские казаки являлись свободным военизированным сельскохозяйственным населением. Во главе казачьего войска стоял наказной атаман (начальник Кубанской области).
Казаки были в каждом населённом пункте (в станицах, хуторах). Они следили за порядком в станицах, за почтой, за урожаем. Казаки принимали участие во всех войнах. Во время Отечественной войны казаков перераспределяли по всем уголкам страны, где впоследствии они и основывали новые поселения.
Казаки жили зажиточно. В каждом доме было и золото и серебро. Но не богатством гордились казаки Кубанские, а доблестью и отвагой славились они.
В казачьих хуторах или станицах было принято приветствовать даже незнакомого человека. Среди распространённых приветствий были «Здорово, казаки!», «Здоровенько булы, казаки!»
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть презентацию «Кубанские казаки».
Казаки очень весело и интересно проводили вечера. Они устраивали гуляния с песнями, плясками, шутками, прибаутками, ряженьями и играми.
П/И «Кубаночка»
Давайте и мы с вами поиграем в Кубанскую игру «Кубанка»(или «Шапка казака»). Играющие дети, по моей команде подбрасывают шапку-кубанку вверх. У кого кубанка подброшена выше, тот и побеждает.
Беседа, презентация «Жилища казаков»
Воспитатель: Жилище казаков обладает этническими, региональными особенностями. Своеобразие обусловлено многими причинами: этнической традицией («так делали предки», природно-климатическими условиями, религией, основными занятиями населения (скотоводство, земледелие, воинская служба, характером отношений с соседями.
Кубань заселялась казаками в XVII-XIX вв., переселенцами из разных областей России и Украины, где традиции и свои особенности в строительстве жилья давно уже сформировались. Это, а также неодинаковое материальное состояние семей (богатые – бедные) объясняет разнообразие типов кубанского жилища по строительному материалу, по планировке.
- Какой строительный материал использовали казаки для строительства своих домов?
Предполагаемые ответы детей: земля, глина, дерево, кирпич.
Воспитатель: Как же различались дома по планировке?
Интересны длинные хаты, одно из названий которых – «конюшенные». В них под одной крышей размещалась жилая и хозяйственная (конюшная) половины, разделенные сенями. Из сенной в конюшню вела небольшая дверь. В случае необходимости, тревоги, например, казак, не выходя на улицу, сразу мог попасть в конюшню. Эта особенность, а также наличие в старых постройках бойниц, окон-бойниц, ограждение подворья двойным плетнем с земляной засыпкой внутри, сплошные заборы из толстых горизонтальных досок, в виде стен из камня связаны с военизированным бытом казаков, свидетельствуют о непростых временах.
Другим типом жилища был курень. Курень (куринь)– длинные дома, предназначенные для проживания нескольких десятков человек, казаков-воинов. Такие постройки были в Запорожской Сечи, известны они и донским казакам. Аналогичные курени (казармы) были по количеству черноморских станиц построены и в Екатеринодаре впервые годы его существования.
Временными жилыми постройками являлись землянки и полуземлянки, в которых жили первопоселенцы, а также курени, которые сооружали в степи на время полевых работ и в походах.
Основным видом жилья Западной части Кубани в XIXвеке стала невысокая турлучная хата. Черноморцы строили ее без фундамента, прямо на земле. Черноморская хата имела четырехскатную кровлю. Крыли ее путаной соломой – внатруску – или соломенными снопиками. В местах, где было много заболоченных рек и лиманов, преобладали камышовые крыши.
5. Дома линейных казаков строились на высоком фундаменте. В XIX веке наиболее распространенным был деревянный рубленный многокомнатный дом. Он был близок к квадрату в плане и назывался «круглым». Такой дом имел железную крышу и закрытую веранду.
Фундамент строился из камня, в этой части дома хранили припасы. Казаки считали, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне».
Строительство дома – особый ритуал, казаки уделяли этому огромное внимание. Выбор и освящение места. Начало строительства со святого угла. Закладка в фундамент шерсти, зерна. Поднятие несущих потолочных балок на полотенцах или перевязывание полотенцами. Накладка потолка с замуровыванием креста, денег.
Трудоемкие виды работ, связанные со строительством дома носили коллективный характер. В них участвовали не только члены семьи, родственники, но и соседи, знакомые. Такая взаимопомощь не предполагала никакого материального вознаграждения. Лишь в конце работы хозяева предлагали угощение. Вот как строились турлучные дома.
По периметру дома казаки закладывали в землю большие и малые столбы – «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).
Следующий важный этап – освящение жилища и новоселье, составной частью которого являлся ритуал приглашения «домового – хозяина».
Жилище и различные его части задействованы в обрядах жизненного цикла (родины, свадьба, проводы на службу, похороны, в обрядах календарного круга (Рождество, Новый год, Крещение, Пасха, Троица и др.).
Особой символической нагрузкой наделялись такие части жилища, как святой угол.
Воспитатель: какие же обряды связаны с этим местом в доме? А вот какие- ритуальное посевание на Новый год, благословение и сидение молодых «на посаде» в святом углу.
Воспитатель: какую роль играла печь в доме?
Дети: обогрев жилища, выпечка обрядовых хлебов, лечение ряда болезней, гадания.
Воспитатель: окна, двери, порог, потолок-горище тоже играли определенную роль в ритуалах казаков. Ритуал бросания первого выпавшего зуба у ребенка, представления о домовом, живущем на потолке.
В целом традиционное жилище мыслилось как микромодель мира казаков. Вся их жизнь отражалась в характере жилища.