Елена Алексеевна Карева
Проект в старше-подготовительной ГКН для детей с ЗПР «Спички — не игрушка, огонь не забава!»
▼ Скачать
Проект в старше-подготовительной ГКН для детей с ЗПР
«Спички - не игрушка, огонь не забава!»
Автор проекта : учитель-дефектолог Карева Е. А.
Вид проекта : информационно-творческий, групповой, долгосрочный
Сроки работы: 01.03.2021 – 30.05.2021
Участники проекта : учитель-дефектолог, воспитатели, воспитанники, родители старше-подготовительной ГКН для детей с ЗПР «Теремок»
Актуальность:
Публикация «Проект в старше-подготовительной ГКН для детей с ЗПР „Спички — не игрушка, огонь не забава!“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Спички детям не игрушка
- Старшая группа
- Темочки
Одной из наиболее важных задач дошкольного учреждения, семьи и государства является забота о сохранности детской жизни. Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных в сложном современном обществе.
Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана психофизиологического здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развития понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять.
Одно из направлений формирования безопасности жизнедеятельности в ДОУ является пожарная безопасность. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара, ведь знания и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства.
Огонь с древних времён интересовал человека. Много лет огонь служит и угрожает людям, а они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров, но самым важным является человеческий фактор и часто причиной пожара является детская шалость. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Так же стоит отметить, что у детей пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.
Поэтому необходимо сформировать у ребёнка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Таким образом, проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.
Цель проекта : Формирование осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие
Формировать понимание о полезных свойствах огня, и его опасностью для окружающего мира;
Дать знания о профессии пожарного;
Познакомить с правилами пожарной безопасности;
Формировать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;
Развивающие
Развивать умение реально оценивать возможную опасность от взаимодействия с огнем;
Развивать творческие способности дошкольников;
Развивать мыслительные процессы, память, внимание, восприятие.
Воспитательные
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем;
Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Ожидаемый результат:
• знания о полезных и опасных свойствах огня, о профессии пожарного;
• уважение к героической профессии «Пожарный»;
• овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, осознанное выполнение правил противопожарной безопасности;
• активное участие родителей в формировании осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста.
Этапы работы по проекту :
Этапы С детьми С педагогами С родителями
Подготовительный - Опрос детей по теме (выявление первичных знаний) -Разработка проекта
-Подбор и изучение литературы методического характера
- Подбор наглядно-демонстрационного материала
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям по теме;
-Подбор дидактических игр;
-Оформление папки – передвижки для родителей «В случае возникновения пожара», «Детям о правилах пожарной безопасности»; памятка «Научите ребенка правилам поведения во время пожара» Знакомство родителей с актуальностью выбранной темы проекта, его целями и задачами, основными мероприятиями
Основной 1. Проведение с детьми познавательных занятий и бесед о пожарной безопасности:
- «Огонь друг, и огонь враг»;
-«Беседа о труде пожарных»;
-«Эти предметы таят опасность!»;
-«Спички детям не игрушка»;
-«Знает каждый гражданин, этот номер 101»
- «Пожар в лесу»
- Решение проблемных ситуаций в картинках «Правильно, или нет?»
2. Рассматривание и беседы по картинкам, плакатам, иллюстрациям по теме.
3. Дидактические игры:
- «Лото - пожарная безопасность»
-«Карточка – викторина»
- «Собери картинку и расскажи» и т. д.
- «Правильно или нет»
- «Горит – не горит»
4. Сюж. -ролевые игры:
- «Мы – пожарные!»
- «Пожар в городе»
-«Один дома»
5. Подвижные игры и соревнования:
- «Пожарные на учении»
- «Кто быстрее потушит пожар?»
- «Огонь в очаге» - «Огненный дракон»
- «Вода и огонь»
- «Птички в беде»
- «Хозяин озера»
6. Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме) (перечень см. Приложение)
- Экскурсии:
- Виртуальная экскурсия на пожарную станцию
- Экскурсия по детскому саду (знакомство с местом положения огнетушителей); к пожарному щиту с песком.
7. Детские рисунки на тему «Огонь друг. Огонь враг!», лепка «Пожарная машина», ручной труд «Пожарный щит».
1. Беседы родителей с детьми дома на темы:
- «Огонь друг, и огонь враг»;
-«Беседа о труде пожарных»;
-«Эти предметы таят опасность!»;
-«Спички детям не игрушка»;
-«Знает каждый гражданин, этот номер 101»
- «Пожар в лесу»
2. Папки – передвижки для родителей «В случае возникновения пожара», «Детям о правилах пожарной безопасности»; памятка «Научите ребенка правилам поведения во время пожара»
3. Совместное выполнение родителей с детьми рисунков на тему «Огонь друг. Огонь враг»
Заключительный -Выставка детских рисунков на тему «Огонь – друг. Огонь враг»;
- Развлечение «Спички не игрушка, огонь не забава!»;
-Подведение итогов проекта
- Презентация итогов проекта в отчете на сайт ДОО -Выставка детских рисунков на тему «Огонь – друг. Огонь враг»
Список методической литературы
1. Кузина В. М. «Огонь – друг и огонь – враг»// отделом противопожарной службы М Ч С. «Ребёнок в детском саду.» №15 2003 № 6-40-44.
2. Прохорова А. Ф. «Правила противопожарной безопасности.»// Прохорова А. Ф. «Основы безопасности жизни» №8,9 -05г. -20 – 22,40-43, .
3. К. Ю Белая, В. Н, Зимоника «Как обеспечить безопасность дошкольников»// К. Ю. Белая, «Пожар» и «Огонь – судья беспечности людей» М. «Просвещение» 2004-96
4. Цветкова Т. В. Захарова Т. А. «Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности»/Т. А. Захарова// Управление ДОУ. _2009 №2-С-18=29
5. Зубченко В. А., Башкатова Т. А., Игошин, Соловьёва «Спички не игрушка, огонь не забава» // Зубченко В. А. «Пожарная викторина для старшей группы», «Подвижные и дидактические игры.» Оренбургская область-2005-с. 65.
6. Шорыгина Т. А. «Основы безопасности для детей 5 – 8 лет»// Шорыгина Т. Ц. Москва-2007-с-80.
Список литературы для чтения детям
1. О. Вациетис «Спички», «Новый год»
2. П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»
3. Б. Житков «Дым», «Пожар»
4. С. Маршак «Пожар», «Дядя Степа», «Рассказ о неизвестном герое»
5. Д. Орлова «Как Стобед хотел напугать волка»
6. Г. Остер «Вредные советы»
7. Е. Пермяк «Сказка о том, как огонь с человеком подружился», «Саламандра – повелительница огня»
8. Старые сказки на новый лад. / Составители: И. Б. Прохорова, Т. В. Романюк
9. Е. Харинская «Спичка – невеличка», «Сережа»
10. К. Чуковский «Путаница»