Марина Кулакова
Проект в средней группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений.
В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Состав участников: фронтальный.
Участники: воспитатель, дети 4-5 лет, родители.
Публикация «Проект в средней группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Углублять знания и представлений детей о живой и неживой природе в зимний период.
Задачи:
• Расширять и углублять знания и представления детей о зимнем времени года.
• Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Знакомить с явлениями неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра, свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий)
• Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
• Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
• Знакомить детей с зимними видами спорта.
• Расширять представления детей о зимних играх и забавах.
Этапы проекта :
1. Беседы.
2. Чтение художественной литературы.
3. Дыхательная гимнастика
4. Игровая деятельность.
5. Продуктивная деятельность.
6. Досуговая деятельность.
Содержание проекта :
День недели Этапы проекта Страница
Понедельник
• Работа с родителями:
Папка-передвижка «Здравствуй, Зимушка-Зима!».
Поделка «Зимушка-Зима».
• Беседа с детьми «Почему к нам приходит зима?».
4-5
Вторник
• Рисование «Зимушка-зима пришла, много снега принесла»
• Подвижная игра «Зимние забавы» 6
Среда
• Конструирование «В зимнем лесу» 7-9
Четверг
• Развитие речи «Зима» 10-11
Пятница
• Худ. творчество (Аппликация) «Снег на ёлке».
• Зимнее развлечение «Зимушка Зима» 12-13
14-17
Вывод 18
Литература 19
Понедельник:
Беседа «Почему к нам приходит зима?»
Цели: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Развивать внимание и память. Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.
Материал: лесовичок, варежки одинакового размера разного цвета (3 цвета, разрезные картинки (3 картинки).
Чтение отрывка из стихотворения С. В. Коноваленко «Времена года».
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы
Она художница прилежная
Все разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея-
Такая сказочно красивая!
- О каком времени года идет речь?
Сегодня ребята, я шла в садик очень рано. На березке, которая растет возле нашей группы, я увидела вот этот странный конверт. На нем написан адрес «Детский сад «Теремок», детям средней группы «Почемучки». Без вас я не стала его вскрывать и читать письмо. Хотите, прочтем его вместе?
«Здравствуйте, дорогие девчонки и мальчишка!
Пишет вам Лесовичок. Я живу в лесу. Сейчас в лес пришла зима. Очень многое в нем изменилось. Я жду вас в гости, чтобы показать много интересного и чудесного, что есть в моем лесу.»
Воспитатель. Ну что ж, примем приглашение Лесовичка? Давайте вспомним, а что же изменилось в природе с приходом зимы?
- Почему наступает зима?
- Почему зимой идет снег? (ответы детей)
Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а холодной зимой - снег.
Приметы зимы:
- дни короткие, рано темнеет;
- на улице холодно, выпадает снег, стоят морозы, ветры;
- прекращается рост растений, деревья стоят голые, без листьев;
- у некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее, а другие животные всю зиму спят.
А теперь мы будем собираться в гости к Лесовичку. Как мы будем одеваться? А почему обязательно нужно брать варежки?
А сейчас мы с вами поиграем. Видите, на столе лежат самые разные рукавички. Они немного перепутались. Я предлагаю каждому из вас подойти к столу и выбрать ту варежку, которая понравится.
Дети находят на столе рукавички одинаково размера, но разного цвета(3 цвета).
Дети делятся на 3 команды.
1 задание Лесовичка.
Отгадайте загадки.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
Он пушистый, серебристый.
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лег.
(Снег)
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.
(Метель)
Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)
Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает- ковром устилает.
(Снег)
2 задание Лесовичка.
Игра «Разрезные картинки». Для игры выбираются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Дети составляют картину.
Воспитатель. Нам очень понравилось у Лесовичка, но зимний день короткий и пора возвращаться домой. Поблагодарим Лесовичка за то, что он пригласил нас в гости. Но нас ждет наш детский садик.
Подведение итога.
Вторник:
Рисование «Зимушка-зима пришла, много снега принесла»
Цель: учить детей рисовать зимние картины (деревья, снег)
Задачи:
• Продолжать осваивать разные техники рисования, учить выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию.
• Уточнить знания детей о зимних природных явлениях. Развивать память, внимание у детей, обогащать их словарь прилагательными и глаголами.
• Развивать у детей доброту, отзывчивость. Воспитывать любовь к природе.
Материалы: листы А4 голубой фон, картины с зимнем пейзажем, белая гуашь, кисточки, ватные палочки.
- Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины, разукрасила витрины?
Дел у нее не мало - белым одеялом всю землю укрывает.
В лед реки одевает, белит леса, дома. зовут ее. (зима)
- Чем отличается зима от весны, от лета?
- Какие зимние забавы вы знаете?
- Физ. минутка
Белые мохнатые, легкие снежинки
Тихо с неба падают, будто как пушинки.
Все они холодные и тепла бояться.
Тонкие и хрупкие, могут поломаться.
- Объяснение и показ приемов рисования
- Рисование
- Подведение итогов.
Подвижная игра «Зимние забавы»
Цель - развить координацию речи с движением, общие речевые навыки.
Ход игры:
Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках, Дети изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах! «Падают».
А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катали, Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали. «Падают».
И домой мы побежали. Бегут по кругу.
Среда :
Конструирование «В зимнем лесу»
Цель: Обобщить и закрепить математические знания и умения посредством игры.
Задачи:
• совершенствовать умение считать и соотносить с количеством предметов в пределах 5, иметь элементарное представление о геометрических фигурах;
• пополнять знания о зиме, о зимнем образе жизни зайца и белки;
• уточнять знания о зимней одежде и обуви.
Материал: 3 грибочка, 5 морковки, варежки с орнаментом из геометрических фигур, деревянный конструктор, 3 белочек, 5 зайца, 4 синицы, 2 воробья, сорока, корзинка, кормушка, семечки.
- Ребята вы любите путешествовать? Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие.
Замела я все вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.
-Ребята, какое время года наступило? (наступила зима)
- Как вы поняли, что сейчас зима?
- Ребята мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу. Кого мы можем с вами встретить в лесу?
- А у меня есть волшебная корзинка, думаю она нам пригодится.
Игра «Что надеть?»
- Мы можем вот так пойти на улицу? (показывает на себя, сверху вниз)
- Что необходимо надеть для зимней прогулки (мы оденемся тепло)
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой, (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу, («завязываем» шарфик)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки (ноги поочередно выставляем на пяточку).
Возьму с собою санки в лесочек я пойду (шаги на месте)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)
- А мы ничего забыли надеть? (варежки)
- Ваши варежки перепутались, давайте подберём пары варежек.
(дети выполняют задание за столом)
- Молодцы ребята!
- Итак, мы оделись тепло и теперь можем отправляться в наше путешествие по зимнему лесу.
- Закрываем глаза…
-Вот мы и попали в зимний лес. Давайте представим, что мы на лесной полянке.
-Посмотрите, какая красота вокруг!
-На этой полянке живут весёлые бельчата. Как вы думаете, какой же для них в корзинке подарок? (грибочки)
Воспитатель достает грибочки.
- Давайте сосчитаем, сколько белочек?
- Сколько белочек? Сколько грибочков нужно для белочек? Почему?
Угости белочек грибочками. Всем досталось по одной.
- Чтобы узнать, для кого еще подарки в корзинке, отгадайте, ребята, кто же прячется за кустиком?
Прыгун-трусишка: хвост-коротышка,
Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета - на зиму и на лето.
-Кто же это может быть? (Заяц).
- Сколько зайчиков нас встречает? А как вы думаете, для зайчиков какой подарок в корзинке? (морковка)
- Сколько надо морковок? Почему? Угости зайчишек.
Слова сороки: «Какой кошмар, какой кошмар холодно, снегу намело, а птицам голодно!»
- Как же так, птицы могут погибнуть? Ребята, поможем птицам? А чем мы можем помочь? (покормить, смастерить кормушку).
-Посмотрите, ребята, сколько много птиц, и они разные. Скажите, как они называются? (синички и воробьи).
-А вы знаете, что синички любят семечки, воробышки- зёрнышки?
- Чтобы покормить синичек, сколько семечек мы должны взять? Почему? Сколько зернышек для воробьишек мы должны взять? Почему?
- Ребята, кого больше прилетело, синичек или воробьёв (синичек прилетело больше) Почему?
- На сколько синичек больше?
- Вы хотите сами, своими руками сконструировать кормушку для птиц? Посмотрите, какую кормушку сделала я. (показ образца)
- Что использовала для работы! (конструктор)
- На что похожи детали? (геометрические фигуры).
Перед детьми на столе лежат детали конструктора. Воспитатель даёт задание, дети его выполняют.
- Ребята, сделайте для себя такую же кормушку.
(Дети выполняют работу индивидуально, воспитатель в процессе детской деятельности задаёт им вопросы.)
- Как называется фигура зеленого цвета? Желтого цвета?
- Какую фигуру положил сверху? Какая фигура лежит снизу?
- Сколько фигур желтого цвета?
- На какую фигуру похожа крыша?
Сюрпризный момент:
- Ребята, а у меня есть ещё подарок!
Достаёт из мешка мешочек с семечками.
- Как, вы, думаете, для кого он? Конечно, для птиц! Давайте корм высыплем в нашу кормушку.
Рефлексия:
- Какие вы молодцы, помогли птицам!
- Ребята, но нам пора возвращаться. Закрываем глаза… Вот мы и вернулись в детский сад.
- Скажите, вам понравилось наше путешествие?
- Кого мы встретили в волшебном лесу?
А какой подарок для птиц сегодня на прогулке можете повесить на ветке дерева? Чем вы будете кормить пернатых гостей?
- На этом наше приключение подошло к концу. Всем большое спасибо. Мне сегодня очень понравилось с вами путешествовать по зимнему лесу.
Четверг:
Развитие речи «Зима»
Цель: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
Задачи:
• Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
• Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия.
• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Материал: картинки с изображением зимы, зимние игры, мяч; снежинки на ниточках.
- Как вы думаете, какое сейчас время года?
- Как вы догадались?
- Какая погода на улице?
- Что можно рассказать о снеге?
- Какой он бывает? (пушистый, белый, холодный). Снег – это много-много снежинок. Они падают, кружатся, и получается снег.
-Ребята, отгадайте загадку:
Белые Комарики
В воздухе кружатся.
Белые Комарики
Под ноги ложатся.
В скверы, парки и дворы
Для ребяческой игры. (Снежинки)
-А вы видели какие бывают снежинки? Снежинки – маленькие, похожи на комариков, как маленькие звёздочки они медленно падают, кружатся, одна за одной и получается одно снежное покрывало.
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
- Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Упражнение повторить 3-5 раз.
Игра «Назови ласково» с мячом
- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег - снежок Сосулька – сосулечка
Мороз - морозец Дерево - деревце
Ветер - ветерок Горка – горочка
Лёд - ледок Холод - холодок
Зима - зимушка Санки – саночки
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному).
Мы во двор пошли гулять. (Идут по столу указательный и средний палец).
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями).
Птичек крошками кормили, («Крошат» хлеб всеми пальчиками).
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем по ладони).
А еще в снегу валялись. (Ладошки кладут на стол одной и другой стороной).
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки).
Съели суп и спать легли. («Едят ложкой» суп).
Упражнение «Где это бывает?»
- Ребята, ответьте на мои вопросы.
- Где лежит снежинка?
- Где висит сосулька?
- Где замерз лед?
- Где катаются дети?
- Где стоят санки?
- Где слепили снеговика?
Упражнение «Закончи предложение»
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить (снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).
Мы показали соседям нашего (снеговика).
Мы играли с нашим (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о (снеговике).
Упражнение «Снеговик» (составление предложений)
Воспитатель убирает картинки.
- Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?
- Давайте все вместе произнесем четко это слово.
- А теперь произнесите это слово по очереди.
- Попробуйте придумать предложение со словом снеговик.
Итог занятия
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали на занятии?
- Что понравилось?
Пятница:
Художественное творчество (аппликация) «Снег на ёлке».
Цель: Расширять знания детей о зиме. Продолжать учить создавать образ белоснежной зимы, используя нетрадиционные техники рисования и аппликации.
Задачи:
• Способствовать формированию у детей умения выражать свое видение красоты окружающего мира.
• Развивать воображение, творческие способности, умение видеть в предмете одновременно хорошее и плохое.
• Обогащать словарный запас: снежный пушистый, лёгкий, белоснежная.
• Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, умение отрывать мелкие кусочки ваты от большого куска.
• Развивать мелкую моторику кистей рук.
• Воспитывать самостоятельность и аккуратность.
Материал:
А4 вата, клеем; квадрат 4х4, салфетка, ножницы, дощечка.
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Почему вы так решили? (Снег лежит, деревья голые, играем в снежки)
- Снег какой? (Белый, холодный, пушистый, мягкий, лёгкий)
- Снег – хорошо или плохо?
Хорошо:
1. греет землю.
2. можно из него лепить.
3. можно кататься на лыжах,
санках
.
Плохо:
1. холодный.
2. если съешь - можно заболеть.
3. Если валяться на снегу – будешь мокрый.
- А вы знаете, откуда падает снег? (С неба, из тучки)
- Как называется тучка, из которой падает снег? (Снежная).
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз - подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и….сломаем.
- Любите вы гулять зимой?
- Во что можно играть на зимней прогулке?
- Что можно вылепить из снега?
Аппликация «Снег на ёлке»
- Как вы думаете, а ёлочке зимой холодно?
- А как её можно согреть?
- А снег может её согреть?
(Дети разрезают квадраты пополам на треугольники, приклеивают кусочки ваты на веточки ёлочки).
Итог занятия.
- Какое время года у нас получилось?
- Какая она? (Красивая, снежная, белая)
- Вам нравится она?
Развлечения «Зимушка-Зима»
Цель: Привлекать детей к активному участию в словесных, подвижных играх.
Задачи:
• Закреплять понятия и знания детей о явлениях в природе зимой.
• Воспитывать позитивное отношение к зимнему времени года.
• Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Материал: Музыкальное сопровождение, костюм взрослого «Зимушки-Зимы», лыжи для подвижной игры «Зимняя рыбалка» -1 пары, 2 ведёрка, 2 обруча, предметы заместители рыбы по количеству детей, загадки.
3има: Здравствуйте ребята! Здравствуйте милые гости! Что-то загрустилось мне в своих снежных владениях, потому и пожаловала я к вам сегодня сама Зимушка-Зима!
Я Зима. Люблю мороз.
Довожу людей до слёз.
А сама их зря не трачу.
Уходя, однако, плачу.
А вы ребята любите Зимушку?
Стихи:
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам-
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Волшебной сказкой делая
Деревья и дома.
Пришла к ребятам белая –
Пребелая зима.
Снежок порхает, кружится.
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Зима: Спасибо вам за ваши добрые и красивые слова.
Песня «Зимушка – Зима»
Стихи:
Снежок изрезан лыжами,
Как мело, скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая
Весёлых белых мух.
Замер лес, подобный чуду.
Залегла пурга.
И куда не глянь – повсюду
Белолицые снега.
И пускай трещат морозы,
Нагоняя в сердце страх,
Чем сильнее они, тем розы
Жарче пышут на щеках!
Зима: А скажите мне ребята любите ли вы зимние игры и забавы? А какие из них вы знаете и любите больше? Я слышала, что вам очень нравится кататься на лыжах? А вы знаете, что зимой можно на лыжах даже на рыбалку ездить и если повезёт поймать очень много рыбы! Хотите побывать на зимней рыбалке?
Подвижная игра – соревнование «Зимняя рыбалка»
Зима: Какие вы молодцы, сколько рыбы наловили, как настоящие рыбаки.
А вы знаете, что зимой ещё можно в снегу купаться, загорать и сосульки сосать?
Зимой можно грибы, ягоды в лесу собирать?
Зимой не надо птичек кормить, им и так сытно и тепло?
Зимой можно мелом рисовать и кораблики по ручейкам пускать?
Зимой можно любоваться красивыми цветами и бабочками?
Песня «Санки»
3има: Загадаю вам загадки. Отгадайте их ребятки!
С каждым днём всё холоднее
Греет солнце всё слабее
Всюду снег как бахрома
Значит, к нам пришла. (зима)
Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели,
Это зимние. (метели)
Вот какие чудеса
Стали белым леса,
Берега озёр и рек.
Что случилось? Выпал. (снег)
С неба звёздочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой. (снежинки) 5.
Наши окна как картинки
Кто художник, невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал. (мороз).
Зима: Молодцы ребята, порадовали вы Зимушку, все мои загадки отгадали. А теперь хочу с вами поиграть в игру.
Танец «А на улице мороз»
Игра «Собери картинки»
Стихи:
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, кружится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Зима: Ой, не зря я к вам сегодня заглянула в гости. Очень мне понравилось у вас гостить, спасибо вам ребята за ваши стихи, песни, игры. Пора мне в свои владения возвращаться.
Вывод:
Участие принимало большая половина детей. Все дети активно участвовали в проекте, отвечали на вопросы, внимательно слушали произведения, с интересом выполняли работу, играли в игры.
По окончанию проекта дети могут устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Бережно относятся к природе. Знакомы с зимними видами спорта. Расширили представления о зимних играх и забавах.
В досуговой деятельности дети показали и закрепили свои знании о времени годе зима, о её особенностях и о зимних забавах.
Литература:
1. https://maam.ru/detskijsad/beseda-v-srednei-grupe-na-temu-pochemu-k-nam-prihodit-zima.html
2. https://infourok.ru/kratkosrochnyj-proekt-dlya-detej-srednej-gruppy-zimushka-zima-4031594.html
3. https://maam.ru/detskijsad/dosug-vecher-zagadok-na-temu-zimushka-zima-dlja-detei-srednei-grupy.html
4. https://maam.ru/detskijsad/-zimushka-zima-prishla-mnogo-snega-prinesla-hudozhestvenoe-tvorchestvo-risovanie.html
5. https://multiurok.ru/files/kartoteka-podvizhnykh-igr-s-detmi-na-temu-zima.html
6. https://infourok.ru/konspekt-nod-po-femp-v-sredney-gruppe-v-zimnem-lesu-3190458.html
7. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-v-srednei-grupe-tema-zima.html
8. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-hudozhestveno-yesteticheskomu-razvitiyu-v-srednei-grupe-tema-belosnezhnaja-zima-kovalenko-l-m.htmlг8
9. https://7.obr-rf.ru/wp-content/uploads/2015/10/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D1%8C-1.pdf