Шишкова Ольга Анатольевна
Проект в средней группе «Ознакомление с русским пряником»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Современный поток информации, компьютеризация, телевизор и бесконечная реклама – все перечисленное вытесняет представление о прошлом. Забываются национальные прекрасные традиции, русская национальная кухня, старинные песни, фольклорные образцы, своеобразие орнаментов русских народных костюмов. Бережное отношение к прошлому – не только дань уважения, но и непременное условие сохранения его целостности. С большой вероятностью можно сказать, что немногие, к сожалению, знакомы, например, с историей, культурой, бытом народа. Но ведь только зная прошлое, можно понять настоящее, предвидеть будущее. И если народ не будет передавать всё самое ценное из поколения в поколение, то это народ без будущего. Каждый ребенок должен знать свою национальную культуру. Поэтому я считаю необходимым познакомить своих воспитанников с истоками народной культуры, так как они являются ее носителями. Для этого я знакомлю детей с традициями, обычаями и кухней русских народных. И поскольку русский пряник – это самобытное лакомство, которое использовали на Руси, как угощение к чаю, то у них непременно появится интерес к истории русского пряника, к процессу его изготовления. Сегодня пряник не только лакомство, но и память об искусстве его изготовления в далёкие времена, а значить это память об истории нашего народа, традиции и культуре. Искусство изготовления пряников, такое обыденное и незатейливое на первый взгляд, при ближайшем знакомстве оказывается мудрым и прекрасным, учит видеть красоту в простом и малом.
Публикация «Проект в средней группе „Ознакомление с русским пряником“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Пряничное мастерство – живая национальная традиция.
Проект направлен на :
- эмоциональное благополучие ребенка;
- формирование уверенности в своих возможностях;
- воспитание у детей положительного доброжелательного отношения друг другу (работа в команде, помощь друг другу);
- развитие интереса к своей культуре.
Образовательные области
- Физическое развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно эстетическое развитие
- Социально – коммуникативное развитие.
Тип проекта
творческий, коллективный, долгосрочный
Участники проекта
Дети средней группы, родители, воспитатели, педагог по ИЗО.
Цель проекта
Предоставление детям возможности поучиться целенаправленной
деятельности через их участие в проектной деятельности по ознакомлению с пряничным делом.
Задачи проекта
1. Познакомить детей с историей возникновения пряничного дела на Руси.
2. Расширять знания о разнообразии пряничных изделий и способов их приготовления.
3. Познакомить с характерными особенностями приготовления пряничного теста.
4. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, умение делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.
5. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.
6. Стремиться к развитию положительного благополучного эмоционального отношения к деятельности.
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В ходе первого - подготовительного этапа была изучена методическая литература по вопросам организации проектной деятельности,
по ознакомлению с культурой и бытом русского народа.
Подготовила:
- мультимедийную презентацию «История пряника», «Виды пряников»,
- иллюстративный материал с изображением пряников, продуктов для пряничного теста,
- иллюстрация А. Врубеля «Пряничная избушка», И. Зайцева «Тульские пряники».
- дидактические игры: «Рецепт пряника», «Разрезные картинки», «Подбери продукты для пряничного теста», «Сложи пряник», «Герои сказок и изделия, сделанные из теста», д/упр. «Повтори узор» и др., схемы узоров украшения пряников,
- картотека стихов, песен, частушек, пословиц и поговорок о пряниках, сказок.
-оборудование для работы (фартуки, головные уборы, скалочки, формочки и др. ,
- составлены конспекты непрерывно образовательной деятельности по теме: «Ознакомление с русским пряником», праздника «Русский пряник»,
- раскраска «Русские пряники"
ПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП
Второй - продуктивный этап начался с проведения непрерывно образовательной деятельности: «Ознакомление с русским пряником». Познакомили детей с русским народным кушаньем- русским пряником.
Познавательное развитие :
Познакомили детей с русским народным кушаньем- русским пряником, с историей его возникновения, с различными видами.
- Проводили беседы на следующие темы: «Из истории русских пряников», «Праздничный пряник», «Как и каким способом приготовить тесто для пряника», «На какие праздники пекли пряники»
На данном этапе мы:
- провели просмотр презентации «Из истории пряников», «Виды пряников».
- рассматривали альбом «Русский пряник»
- проводили экспериментирование «Замешивание теста для пряников». (Какое тесто пригодно для пряников).
- проведение опыта «Что будет с пряником, если его не убрать в полиэтиленовый пакет».
-организовывали д/игры «Подбери продукты для пряничного теста», «Сложи пряник», «Герои сказок и изделия, сделанные из теста», «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Кто назовет больше блюд?» (из муки, «Узнай пряности по запаху», «Рецепт пряника».
Художественно- эстетическое развитие
Рассматривание иллюстраций: М. Врубель «Пряничный городок», И. Зайцева «Тульский пряник»
Рисование. Тема «Пряник».
Раскрашивание русских пряников
Лепка пряников из соленого теста
Роспись готовых изделий
Овладение технологией работы с соленым тестом
Использование приема «печатания» с помощью формы
Разучили песню: «Русские пряники», малые фольклорные произведения (потешки, прибаутки, частушки, пестушки, приговорки, чистоговорки) по теме. Знакомили с русскими народными хороводными играми, разучивали танцы «Пряничные гномики» и «Русский пряник».
Речевое развитие:
Мы познакомили детей с художественной литературой: Г. Цыферов «Пряничный город», сказка «Пряничный человечек, русская народная сказка «Пряничный домик». Совместное придумывание сказок, загадок по теме, отгадывание загадок о русском прянике, заучивание стихов.
Социально - коммуникативное развитие:
сюжетно ролевая игра «Ярмарка»,
инсценировка «Волшебное превращение зернышка».
Физическое развитие:
1. Игровое упражнение «Пряники».
2. Подвижная игра «Пряник» (под мелодию песни «Посею лебеду на берегу», «Пряник по кругу», русская народная игра «Пряничная доска».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (подведение итогов)
Презентация проекта
1. Выставка детских работ «Испеку я прянички»
2. Праздничный вечер «Пряники русские»
3. Альбом «Какие пекут пряники на Руси»
4. Выставка пряников, организованная совместно с родителями
Предполагаемые результаты
Знают появление пряника на Руси. Могут определить виды пряников. Знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Литература:
1. Лупина О. Из истории пряничного дела // Вокруг света. №2. 2002.
2. Малахип В. Пряничные доски // Вокруг света. №2. 2002.
3. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» Ярославль «Академия развития»1998г.
4. Г. Н Чаянова «Соленое тесто» Москва, «дрофа плюс» 2008.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №7 2012