Татьяна Сироткина
Проект в средней группе ДОУ «Познакомьтесь, вот и он чудодейственный лимон»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе ДОУ "Познакомьтесь, вот и он чудодейственный лимон"
Тип проекта : исследовательско–творческий.
Продолжительность проекта : среднесрочный (10.01-28.02.23)
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
Актуальность.
Публикация «Проект в средней группе ДОУ „Познакомьтесь, вот и он чудодейственный лимон“» размещена в разделах
- Лимон
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Знания о полезных свойствах лимона очень актуальны сегодня. Лимон – это
вкусно и невероятно полезно. Лимон занимает особое место среди средств «зеленой аптеки»,
как для профилактики, так и для лечения многих заболеваний. Этот ароматный плод используется в бытовых целях, в косметике и парфюмерии, витаминах и пищевых добавках. Знания о полезных свойствах лимона помогут сэкономить время и деньги, а также принесут большую пользу здоровью. Кроме того, наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям:
• стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает;
• способствует созданию модели изучаемого явления и обобщению результатов, полученных
действенным путем;
• дают возможность сделать самостоятельные выводы о значимости физических явлений для
человека и самого себя.
Проблема. Каждый раз, когда мама идет в магазин за покупками, то обязательно покупает несколько лимонов. Дома она выкладывает их на красивое блюдо, и вид этого цитруса всегда поднимает нам настроение. Помимо этого, лимон наполняет дом приятным ароматом.
В нашем детском саду тоже часто дают чай с лимоном. Мы знаем, что лимон - один из самых распространенных цитрусовых фруктов. Его традиционно считают полезным средством от простуды, особенно в зимний и осенний периоды. Мы решили выяснить, почему же все-таки именно лимоны? Чем они так полезны, и где еще можно использовать их удивительные свойства?
Исходя из этого были определены определены:
Объект исследования – лимон.
Предмет исследования - свойства лимона.
Гипотеза: Предположим, что лимоны обладают полезными свойствами и обладают интересными особенностями при взаимодействии с другими веществами, которые могут использоваться человеком в быту и разнообразной деятельности.
Цель исследовательской проекта – познакомиться с полезными свойствами лимона, выделить их достоинства и необычные особенности использования в жизни человека.
Задачи:
1. Собрать сведения о полезных свойствах лимона, о веществах, которые содержатся в его плодах.
2. Изучить историю происхождения лимона.
3. Формировать знания детей о лимоне и сферах его применения.
4. Формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем
(Лимон – «волшебник», «доктор», «повар», «мамин помощник», «невидимка»).
5. Провести анализ полученных результатов, сделать выводы по теме исследования.
Предполагаемый результат:
Реализация данного проекта поспособствует :
• развитию познавательной активности у детей группы;
• умению совместно со взрослым и самостоятельно проводить
опыты;
• поможет детям усвоить правила экспериментирования;
• дети смогут научиться устанавливать причинно – следственные связи и делать самостоятельные выводы;
• позволит приобщить детей и их родителей к совместной исследовательской деятельности.
1. Подготовительный этап:
Определение темы проекта и подборка методической, научно-популярной и художественной литературы.
Формулировка цели и разбивка на веер задач.
Поиск информации в Интернете.
Составление плана основного этапа проекта.
Подбор иллюстраций, пословиц, поговорок, стихотворений, сказок, загадок о лимоне.
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых и дидактических игр с детьми.
Разработка конспектов занятий и бесед, презентации, игр, консультаций для родителей.
Подготовка проекта по созданию РППС в группе : изготовление лепбука и картотеки дидактических игр, оформление стенгазеты, папки – передвижки для родителей.
Сотрудничество с родителями: беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
2. Основной этап:
Проведение забавных опытов, посадка косточки лимона, творческая выставка поделок и рисунков, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, художественно - творческая деятельность, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций и картинок, составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу и др.
ОО «Познавательное развитие»
- дидактические игры: «Собери целое», «Четвертый лишний», «Что я съел?», «Машин сад»
- разгадывание загадок;
- рассматривание иллюстраций, буклетов, фотографий;
- изучение «Детской энциклопедии»;
- наблюдение за ростом и развитием посаженного комнатного лимонного деревца;
- экспериментальная деятельность: «Чудо – кожура», «Получаем лимонный сок и лимонад», «Яблоко и лимон – друзья», «Чай с лимоном», «Лимон – пятновыводитель»;
ОО «Художественно- эстетическое развитие»
- чтение художественной литературы: В. Н. Куликова «Лимон – природный целитель», М. М. Пришвин «Лимон», Е. Кулакова «Сказка про лимон», легенда про лимон, Дж. Родари «Чиполлино» и др. ;
- рисование на тему «Блюдо из лимона»;
- лепка «Веселый лимон»;
- объемная аппликация «Лимон»;
- знакомство с правилами «Лимонного этикета»;
ОО «Речевое развитие»
- знакомство с пословицами и поговорками, их обсуждение;
- дидактические игры: «Подбери признаки», «Подбери действия»;
- лексико-грамматические упражнения: «Назови ласково» и др.
- составление описательного рассказа о лимоне с опорой на мнемотаблицу;
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
- беседа- фантазия «Что было бы, если бы у лимона не было кожуры»»;
- беседы: «Родина лимона, его разновидности», «Состав лимона и его полезные свойства», «Применение лимона в жизни человека», «Положительное влияние витамина С на организм человека» и др. ;
- сюжетно- ролевые игры: «Магазин», «Повар»;
- викторина «Что мы знаем о лимоне?»;
- угощение гостей лимонным лакомством»;
ОО «Физическое развитие»
- подвижные игры: «Гонки с лимоном», «Прокати лимон» и др. ;
- пальчиковые игры: «Фрукты», «Компот», «Фруктовый сад», «Лимон» и др. ;
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей: «Польза лимона», «Познавательные опыта в домашних условиях», «10 полезных свойств лимона»
Привлечение родителей к пополнению уголка экспериментирования атрибутами и необходимым материалом (для проведения опытов).
3. Заключительный этап
Выставка совместного творчества «Книжки- самоделки: «Сказки о лимоне», «Загадки о лимоне», «Любимые блюда с лимоном»
Выставка детских работ «Лимонное дерево»
4. Выводы
По результатам проведё нного нами исследования были сделаны следующие выводы:
1. Изучив литературу, мы узнали о полезных свойствах лимона.
2. Узнали важность применения лимонов в жизни.
3. При проведение познавательных опытов обнаружили, что лимоны обладают не только целебными свойствами, но имеют и волшебную силу при взаимодействии с другими веществами.
Итак, лимон – поистине полезный, волшебный, таинственный и загадочный фрукт. И ни одно растение не может соперничать по своим целебным свойствам и волшебной силе с лимоном.
Перспектива нашей работы заключается в следующем:
Мы будем выращивать и наблюдать за посаженным нами лимонным деревцем. Узнаем, как можно привить растение, и попробуем вырастить фрукты в домашних условиях.
Приложение
1. Что за фрукт лимон?
Родиной лимона считается северо-запад Индии, однако, доподлинно неизвестно, где он был выращен. В Россию лимон был завезен более ста лет назад из Турции. В селе Павлово-на-Оке, неподалеку от Нижнего Новгорода, гостили турецкие купцы и угощали хозяев лимонами. Из лимонных косточек жители стали выращивать лимонные деревья в домашних условиях.
За сезон снимали с одного дерева по 10-15 плодов. Вскоре слава о Павловских лимонах пошла по всей России. Более ста лет назад этот товар наравне с другой невидалью нарасхват раскупали на шумных нижегородских ярмарках [1].
В Нижегородской области появился первый в мире памятник лимону. Такой чести этот фрукт удостоился потому, что согласно легенде, местные жители вывели морозоустойчивый цитрус сами. Название «лимон» произошло от малайского слова «лемо». В Индии этот плод называется «ниму», а в Китае «лимунг», что означает полезный для матерей.
Лимон – это цитрусовый фрукт длиной до девяти сантиметров, ярко желтого цвета, овальной формы. Сверху покрыт кожурой, внутри есть дольки и семена. Растут лимоны на вечнозеленых деревьях семейства цитрусовых с колючими ветками. Возраст деревьев может достигать 45 лет и высоты до 6 м.
Молодые листья лимонного дерева имеют красноватый окрас, затем становятся темно-зелёными в верхней части кроны и светло-зелёными в нижней. Лимонное дерево постоянно находится в состоянии роста, поэтому лимон более чувствителен к холоду, чем оранжевые цитрусы (н-р, апельсин) и в меньшей степени способен оправиться от обморожения
Лимон успешно проращивается из семян, его можно вырастить даже в квартире. Растение живет и плодоносит до 30 лет. Лимоны собираются как можно раньше, ещё зелеными, но уже набравшими сок. Дозревание происходит в процессе перевозки и хранения, таким образом, сохраняется товарный вид плодов.
Зелёные плоды могут храниться в течение 4-х месяцев. Желтый спелый лимон можно долго хранить в холодильнике, где в закрытой ёмкости он сохранит влагу. Об этих полезных свойствах лимона зимой и ранней весной вспоминают многие из нас, т. к. этот желтый фрукт не теряет витамины в течение долгой зимы
Лимон содержит огромное количество витаминов и служит не только неплохим дополнением к чаю, но и источником бодрости и красоты. Из лимона получают лимонную кислоту,которая хорошо растворяется в воде. Лимонная кислота имеет много полезных свойств, и поэтому активно используется человеком.
Лимонная кислота является самым популярным подкислителем, придает продуктам приятный кисловатый привкус. Используется в пищевой промышленности для изготовления таких продуктов, как майонезы, кетчупы, желе, джемы, соусы, консервы, плавленые сыры, подливы, кондитерские изделия, др.
Обладая отбеливающим свойством, лимонная кислота используется в косметологии для удаления веснушек, пигментных пятен на коже, для укрепления ногтей. Лимонная кислота широко применяется в медицине для лечения некоторых болезней. Лимонную кислоту добавляют в определенные виды лекарственных препаратов. Например, когда болит горло - рекомендуется прополоскать его разбавленным лимонным соком
2. Польза лимонов
В группе мы встретились с медсестрой нашего детского сада, для того чтобы узнать о полезных свойствах лимона и его влиянии на здоровье человека. Она рассказала о том, что лимон укрепляет иммунитет, ускоряет заживление ран, ожогов, кровоточащих десен, помогает избежать простудных заболеваний и ускоряет лечение, предохраняет организм от вирусных инфекций.
Также употребление лимона, соков и напитков на его основе повышает эластичность кровеносных сосудов, помогает очистить организм от токсинов – веществ загрязняющих и ослабляющих организм, и самое важное - лимон предотвращает авитаминоз!
А какими же еще свойствами обладает этот фрукт?
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе мы провели цикл опытов.
Опыт №1. Чай с лимоном
Цель: узнать, как «ведет себя» лимон с натуральным красителем чая, который меняет цвет наших зубов.
Оборудование: Чайник с заваренным чаем, два стакана, лимон.
Мы взяли 2 стакана и налили в них крепкий чай. После этого, положили в один из стаканов кусочек лимона. Лимон обесцветил чайную окраску.
Вывод: Благодаря своим свойствам, а именно содержанию лимонной кислоты, лимон обесцветил чай, тем самым защитил наши зубы от появления на них желтоватого оттенка.
Опыт №2. Лимон-защитник
Цель: узнать, что произойдет при соединении лимона с другим фруктом (яблоком).
Мы разрезали яблоко на части, положили его срезами вверх на блюдце. Выдавили немного лимонного сока на одну из частей. Что же произошло? Одна половина яблока потемнела, а другая половинка с лимонным соком осталась прежней.
Вывод: Оказывается, в яблоках содержится много железа, а на воздухе оно выделяется и происходит реакция, в результате которой и яблоко темнеет (своего рода ржавчина). Другую часть яблока лимонный сок покрыл защитной пленкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым, имеющим свежий вид. Благодаря этой особенности лимонный сок часто используют в кулинарии для предотвращения потемнения фруктов, например, в фруктовых салатах.
Опыт №3. Лимон-невидимка
Цель: Узнать, как «ведет себя» лимон при нагревании.
Мы выжали сок из 1 лимона. Затем с помощью ватной палочки написали лимонным соком небольшое слово и подождали, пока сок подсохнет. Никаких видимых следов сначала на бумаге не было. Потом прогладили бумагу горячим утюгом, и буквы стали видимыми!
Вывод: Лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге.
Это значит, что при определенных условиях лимонный сок является проявителем. Поэтому наше «послание» оказалось рассекреченным.
Опыт №4. Лимон- пятновыводитель
Цель: узнать, как «ведет себя» лимон с пятнами на ткани, одежде.
Гипотеза: По результатам одного из проведенных нами опытов, мы убедились, что лимон может обесцвечивать цвета. Возможно, что он сможет вывести некоторые пятна на одежде или ткани.
Оборудование: йод, ватные диски, лимон.
На ватный диск мы капнули йод. Затем на него выдавили лимонный сок. Через некоторое время пятнышко стало исчезать.
Вывод: Наша гипотеза подтвердилась. Лимон может помочь вывести некоторые пятна на одежде без применения химических пятновыводителей.
Опыт №5. Лимон-разрушитель
Цель: узнать, растворяет ли сок лимона другие вещества, например, яичную скорлупу.
Для этого мы капнули в скорлупу лимонный сок. В результате, образовалась пена, и даже было слышно шипение. Это вступил в реакцию с лимонным соком кальций, который содержится в яичной скорлупе и придает ей твердость так же, как и нашим костям и зубам. В результате, кальций стал разрушаться.
Вывод: лимонный сок способен растворять другие вещества, в том числе,кальций.
В эмали зубов также содержится кальций, который необходим организму человека для прочности зубов. Значит, употребление лимона в чистом виде должно быть ограничено. Лимонный сок вреден для зубной эмали - он её разрушает, особенно, если он попадает в ротовую полость вместе с сахаром.
ОПЫТ № 6 «Тонет – не тонет»
Цель: узнать, что содержится в кожуре лимона.
Мы положили в ёмкость с водой очищенный лимон и лимон в кожуре.
Очищенный лимон утонул, а лимон в кожуре – всплыл. Мы рассмотрели кожуру лимона под лупой и увидели там множество ямок.
Вывод: в кожуре лимона есть ямочки и пузырьки воздуха. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву. Кожуру лимона можно сравнить со спасательным жилетом или кругом.
ОПЫТ № 7 «Кипяченая вода»
Цель: узнать, как «ведет себя» лимонная кислота при соединении с содой.
Мы взяли стаканчик с водой, добавили немного лимонного сока. Получилась кислая водичка. В нее добавили немного соды и вода в стаканчике «закипела» (пошли пузырьки и шипение). При этом стаканчик с водой остался холодным.
Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и соды происходит реакция, которая создает видимость кипения. Данное свойство лимона применяют для пышности теста.
Опыт «Выращивание лимона из косточки в домашних условиях».
Ребят заинтересовал вопрос. Если лимон полезен для организма, можно ли вырастить лимон в домашних условиях. Оказалось, что вырастить лимонное дерево в домашних условиях не так уж и сложно. Сначала мы, конечно, изучили условия выращивания, а затем проверили их на практике.
Вывод: лимонное растение можно вырастить из семечка тех лимонов, которые продаются в магазинах. Они не дадут плодов, но окажут положительное влияние и на настроение, и на состояние здоровья человека.
Игра "Угадай по запаху"
(Я вам раздам футляры, а вы попытаетесь угадать, что внутри них по запаху)
- Чтобы нам быть уверенными в своем ответе, давайте теперь попробуем угадать по вкусу.
Игра "Угадай по вкусу"
(Детям раздаются стаканчики с напитком, они пробуют и угадывают)
- Чтобы действительно отпали все сомнения, отгадайте загадку:
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет,
Но на вкус кислейший он,
А зовут его … (лимон)
- Обратите внимание на экран что вы видите? (Лимонное дерево)
-Какие части лимонного дерева вы мне можете назвать (ответы детей)
-Мы собрали все части лимонного дерева, а теперь кто их сможет разложить по порядку, от самой нижней до самой верхней. (магнитная доска)
Мы с вами выложили модель лимонного дерева.
Д/И “Лимон какой?” (встают вкруг)
У меня в руках плод – лимон
Ярко жёлтый и упруг,
Все на свете знают этот…фрукт
- Чтобы узнать нам лимона секреты, нужно дать нам скорее ответы.
- Лимон какой? Ваш ответ будет начинаться со слова "лимон", передавайте его друг другу. (желтый, овальный, шероховатый, кислый, съедобный, витаминный, полезный, сочный)
(картинка лимона)
- Лимон придает кисловатый вкус и приятный аромат многим напиткам, мы уже сегодня пробовали его на вкус. Подскажите, в какие напитки его добавляют? (Чай, сок, лимонад)
- В состав лимона входит множество витаминов, благотворно влияющих на организм человека, поэтому лимоны широко используют в медицине, добавляя их в лекарства). Какие витамины содержатся в лимоне? (С, А, Е, Р и др.) Чем они полезны для человека? (Укрепляют защитные силы организма - иммунитет). Лимоны убивают вирусы и бактерии и помогают людям бороться с гриппом и простудой.