Ирина Плеханова
Проект в средней группе детского сада по социально-личностному развитию «Путешествие в мир эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, практико-ориентировочный.
Срок реализации проекта : Краткосрочный (6 недель).
Возраст детей: дети 4-5 лет.
Участники проекта : воспитанники средней группы, родители, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Публикация «Проект в средней группе детского сада по социально-личностному развитию „Путешествие в мир эмоций“» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие.
Актуальность проекта :
Мы живем в период социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и эмоционально-личностного развития. У многих детей снижается самооценка, возрастает уровень детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с признаками тревожного поведения и даже с признаками выраженной агрессии. Чтобы помочь преодолеть эти трудности, научить детей адекватно реагировать на ситуации, события, ориентироваться в состояниях, настроениях окружающих людей, научить регулировать свое эмоциональное поведение, мною был разработан проект «Путешествие в мир эмоций», как компонент валеологического воспитания в системе работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников нашего ДОУ.
Цель: развивать представление детей о разнообразном мире эмоций; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни, переживаниями и выражением лица человека; дать представление о том, как различать и называть разные эмоциональные состояния; научить пользоваться своеобразной «азбукой чувств»; воспитывать умение чувствовать настроение в музыке и цвете.
Задачи:
1. Научить ребенка выражать свои эмоции и чувства;
2. Познакомить детей с миром эмоций;
3. Развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (не толкаться, не бить другого, не кидать игрушку);
4. Формировать нормы общения, принятые в обществе (приветствовать других людей при встрече и прощаться, вежливо разговаривать, благодарить за помощь или угощение и прочее)
5. Учить детей узнавать схематические изображения эмоций, привлекать детей к их воспроизведению.
6. Способствовать психоэмоциональной коррекции.
7. Привлечь внимание родителей к эмоциональному миру их детей, познакомить их способам воздействовать на эмоциональную сферу ребенка.
8. Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ.
9. Создать в группе «Уголок настроения».
Ожидаемые результаты.
1. Развитие эмоционально-ценностной сферы воспитанников средней группы
2. Развитие умения детей 4-5 лет контролировать свои эмоции.
3. Заинтересованность родителей в проблеме «Психологическое здоровье дошкольников».
4. Участие родителей в совместных мероприятиях с детьми.
5. Создание в группе «Уголка настроения», картотеки игр «Эмоции», «Семейных эмоциональных коллажей».
Технологическая карта проекта.
I Этап. Организационный (1-я неделя)
Мероприятие Содержание Участники
Сбор информации, взаимодействие с воспитателями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем ДОУ, а также родителями (обсуждение возможности создания «Семейных эмоциональных коллажей»).
Анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности родителей в вопросах эмоционального воспитания детей 4-5 лет.
Рассматривание с воспитанниками карточек с изображением эмоций человека и обсуждение 3-х вопросов: Выявление проблемы, формулировка целей и задач проекта, разработка плана его реализации. Педагог-психолог, воспитатели средней группы, музыкальный руководитель, старший воспитатель ДОУ, родители воспитанников средней группы
II. Содержательно-практический (2-я неделя)
НОД (фронтальная)
Радость, грусть
Гнев»
«Удивление»
«Испуг»
Спокойствие
Игровое упражнение «Волшебный мешочек»
Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений» (Разработана коллективом авторов под руководством кандидата психологических наук Н. Л. Белопольской)
Игровое упражнение «Я и мое настроение»
Театрализованная деятельность «Солнышко вернулось!» отрывок из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце»
Театрализованная деятельность «Зверята заболели»Отрывок из стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит».
Создание картотеки игр «Наши эмоции».
Барбоскины - 133 серия. Достоверные эмоции (новые серии) Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека, обучить выражению радости, грусти, их распознаванию.
Развитие коммуникативных навыков, знакомство с эмоцией «гнев».
Преодоление тактильных барьеров, обучение распознаванию эмоций : радость, грусть, гнев, удивление.
Развитие коммуникативных навыков, коррекция страхов у детей, обучение распознаванию, радости, грусти, гнева, удивления, испуга.
Развивать коммуникативные навыки, привлекать внимание к эмоциональному миру человека.
Расширить представление детей о способах выражения и распознавании эмоций.
Осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
Различение эмоционального состояния по его внешнему проявлению.
Осмысление связи между разнообразными настроениями и эмоциями.
Отражение действий и эмоций персонажей произведения
Систематизация различных видов игр и упражнений по теме «Эмоции».
Упражнение в различении эмоционального состояния по его внешнему проявлению. Педагог-психолог, воспитанники средней группы
Педагог-психолог
Педагог-психолог, воспитанники средней группы
III.Заключительный этап Конец 6 недели
Развлечение «Словарик эмоций»
Презентация совместных творческих работ родителей и детей «Семейный коллаж эмоций»
Оформление папки с материалами проекта
Выводы:
Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников в рамках проекта «Путешествие в мир эмоций» позволяет:
1) развивать эмоционально-ценностную сферу воспитанников, повысить уровень их эмоциональности;
2) сформировать у детей умение регулировать свое эмоциональное поведение;
3) научить детей адекватно реагировать на различные ситуации, события, проявления эмоций окружающих;
4) приобщить родителей к решению проблемы сохранения психологического здоровья дошкольников;
5) создать РППС в группе, способствующую развитию эмоций детей дошкольного возраста.
Что такое эмоции?
С какими эмоциями вы уже знакомы?
Хотели бы вы научиться узнавать и выражать эмоции?
Приложение 1.
Игровое упражнение «Волшебный мешочек»
Сначала проведите с ребенком беседу «Какое у меня сейчас настроение?». Обсудите, что повлияло на его настроение (может, что-то болит или кто-то обидел). Далее показываете мешок и говорите, что туда ребенок может сложить все свои негативные эмоции – грусть, злость, обида. Теперь этот мешок можно выкинуть (по желанию ребенка, может выкинуть он).
Также можно показать «Мешок положительных эмоций», в котором лежат радость, счастье, веселье. Из этого мешочка малыш может взять любые эмоции.
С помощью данного упражнения ребенок учится управлять своим эмоциональным состоянием – подавлять негативные эмоции и заряжаться позитивными эмоциями.
Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
Приложение 2.
Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений»
Разработана коллективом авторов под руководством кандидата психологических наук Н. Л. Белопольской)
Детям, сидящим за столом, раздается набор из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием. Детей просят по сигналу педагога поднять карточку с изображением персонажа с той или иной эмоцией. Также можно попросить детей рассказать случаи из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства.
Пример карточки:
Приложение 3.
Игровое упражнение «Я и мое настроение»
Дети садятся в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, называя при этом какое-либо настроение или эмоцию. Ребенок возвращает мяч обратно, называя противоположное настроение ( Пример: веселый-грустный, добрый-злой и др.)
Игра помогает малышу увидеть разнообразие настроений и понять, как они связаны между собой.
Приложение 4.
Театрализованная деятельность «Солнышко вернулось!»
Дети разыгрывают отрывок из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце» (изображают, как обрадовались зверята вернувшемуся солнышку).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Стали пташки щебетать,
За букашками летать.
Стали зайки на лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как веселые котята,
Прямо к дедушке мохнатому
Толстопятые бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого.
Ну спасибо, тебе, дедушка, за солнышко!
Приложение 5.
Театрализованная деятельность «Зверята заболели»
Дети разыгрывают отрывок из стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит».
А в Африке, а в Африке,
На черной Лимпопо
Сидит и плачет в Африке
Печальный Гиппопо.
А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят.
И тут же страусята
Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят…
Выводы:
Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников в рамках проекта «Путешествие в мир эмоций» позволяет:
1) развивать эмоционально-ценностную сферу воспитанников, повысить уровень их эмоциональности;
2) сформировать у детей умение регулировать свое эмоциональное поведение;
3) научить детей адекватно реагировать на различные ситуации, события, проявления эмоций окружающих;
4) приобщить родителей к решению проблемы сохранения психологического здоровья дошкольников;
5) создать РППС в группе, способствующую развитию эмоций детей дошкольного возраста.