Лилия Садыкова
Проект «В семье единой»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «В СЕМЬЕ ЕДИНОЙ»
ВВЕДЕНИЕ
Гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис, и в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры, поэтому большое значение имеет формирование у детей патриотической позиции. Проблема ознакомления дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности поколений. Акцентируя внимание детей на знании истории народа, его духовно-нравственных традиций и культуры, мы способствуем постепенному становлению ребёнка как социальной личности, что оказывает на его позицию большое влияние.
Публикация «Проект „В семье единой“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
В ФГОС ДО определё н социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, умеющего воспринимать целостность окружающего мира, умеющего непосредственно эмоционально относиться к окружающим людям, сочувствовать к их нуждам и переживаниям.
Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной
культурной политики" определяет, что на протяжении всей отечественной истории
культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт
нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала
чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны на
международной арене.
Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной
культурной политики" определяет, что на протяжении всей отечественной истории
культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт
нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала
чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны на
международной арене.
В Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года одной из задач обновления содержания и повышения качества дошкольного образования является определение и реализация этнорегионального компонента содержания дошкольного образования.
В Программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С., на основе которой разработана Основная общеобразовательная программа нашего детского сада, отмечено, что духовно- нравственное и патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Поэтому, осуществляя проект «В семье единой», педагоги особое внимание уделяют задачам воспитания уважительного отношения к окружающим, формированию таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.
Паспорт проекта
Вид проекта : краткосрочный, творческий.
Участники: дети старшего, подготовительного дошкольного возраста, педагоги, родители, социальные партнёры.
Срок реализации: 1месяц.
Место проведения: ЛГ МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»
Дата проведения: ноябрь, 2016 года
Музыкальный руководитель: Садыкова Лилия Сергеевна
Образовательная область: «Художественное – эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Тема: «В СЕМЬЕ ЕДИНОЙ»
Цель: Создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, формирования личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу через приобщение к музыкальной деятельности.
Задачи проекта :
Формировать представление о прошлом и настоящем малой Родины детей, о людях разных национальных культур, живущих в России и создающих своим трудом ценности культуры и все необходимое человеку для удовлетворения материальных и духовных потребностей через прослушивание и исполнение музыкальных произведений разных народов.
Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатства родного края.
Осуществлять индивидуальный подход к личности ребёнка, развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.
Обогащать музыкальные впечатления, вызывая яркий отклик при восприятии и воспроизведении музыкальных произведений разного характера.
Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе, восприятие ее красоты и многообразия через разучивание песен.
Побуждать родителей и социальных партнёров к сотрудничеству и непосредственному участию в музыкальных мероприятиях.
Материалы и оборудование: DVD – проигрыватель, мультимедийная установка, компьютеры, принтер, видеокамера, аудио системы, диски с записью классической музыки; фотографии и картины с изображением символики разных народов, иллюстрации и репродукции картин с изображением пейзажа природы, портреты знаменитых композиторов и художников; познавательная и художественная литература, изобразительные материалы.
Детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, металлофоны)
Основные формы реализации проекта :
игровые занятия по слушанию музыки,
интегрированные занятия,
слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»,
работа с познавательной литературой,
продуктивная деятельность,
музыкальные гостиные,
музыкальные викторины,
релаксационные паузы,
посещение концертов национальной музыки,
посещение музея декоративно – прикладного искусства,
посещение мини – музея «Моя Югра»,
встреча с социальными партнёрами.
Ожидаемый результат:
ДЕТИ:
дети проявляют доброжелательное внимание к окружающим; оказывают помощь, поддержку другому человеку;
уважают достоинство других; проявляют интерес к окружающей действительности (задают вопросы о далеком прошлом и будущем, об устройстве мира);
бережно относятся к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам; сформированы основы национального самосознания;
проявляют интерес к классической и национальной музыке, улавливают детали исполнения;
более глубоко и содержательно высказывают об эмоциональном и образном содержании музыки;
определяют характер музыки, передают словами возникший образ, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике;
различают на слух и дают названия музыкальным произведениям. Называют автора музыки;
участвуют в музыкально – хореографических постановках; в городском фестивале – конкурсе детского и юношеского творчества и во всех запланированных мероприятиях по реализации проекта.
ПЕДАГОГИ:
становятся активными и заинтересованными участниками проекта;
активно участвуют в запланированных мероприятиях (посещение музеев, участие в конкурсах ДОУ и города, посещение детской школы искусств; участие в фестивале национальных культур);
организуют самостоятельную и совместную деятельность с детьми по реализации проекта;
участвуют в музыкальной гостиной;
участвуют в музыкальных викторинах;
привлекают детей к слушанию произведений классической и национальной музыки.
РОДИТЕЛИ:
становятся активными и заинтересованными участниками проекта;
активно участвуют в запланированных мероприятиях (посещение музеев, участие в конкурсах ДОУ и города, посещение детской школы искусств; участие в фестивале национальных культур);
привлекают детей к слушанию произведений классической и национальной музыки.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁ РЫ:
становятся активными и заинтересованными участниками проекта;
активно участвуют в запланированных мероприятиях (организация музыкальных номеров на тему «Моя многонациональная Россия»; подготовка хореографических номеров (ансамбль «Венок дружбы»);
активное участие в фестивале национальных культур.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап:
Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей.
Совместное определение целей, задач и методических приёмов реализации проекта.
Разработка паспорта проекта, составление конспектов непосредственно- образовательной деятельности.
Создание материально – технической базы для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Подбор литературно-музыкальных произведений и составление сценария.
Подбор музыкального репертуара, иллюстративного материала, фонотеки, видео-презентаций, стихов, загадок.
Составление перспективного плана мероприятий по проекту.
3. Основной этап. Практическая часть:
В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются следующие виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, творчество. Далее в таблице виды деятельности выделены жирным шрифтом. Также необходимо отметить, что во всех музыкальных мероприятиях и занятиях используются все виды музыкальной деятельности.
Ответственные Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие
Музыкальный руководитель Разучивание песен «Моя Россия», «У моей России». Разучивание танца «Мы дети, России».
Релаксационная пауза «В дремучем лесу».
Слушание музыкальных произведений. Музыкально-дидактические игра «Почтальон».
Музыкальная викторина
«Кто где живёт?».
Подвижные игры
«Гуси лебеди»,
«Горелки».
Театрализованная игра «Путаница- перепутаница». Игровое музыкальное занятие «Матрешка затейница».
Презентация «Семейный герб». Мультимедийная презентация «Это – Родина моя».
Интегрированное занятие
«Как возникла Россия».
Музыкальная гостиная «Народы России» Рисование:
- В гостях у сказки.
- Роспись предметов одежды народов России.
Оформление познавательной выставки «Дружба народов»
Дети Заучивание (пение) песен, стихотворений, танцевальных композиций. Заучивание пословиц и поговорок. Рассматривание иллюстраций в книгах. Чтение стихов о Родине, России, гербе.
Участие в театрализации татарской народной сказки «Три совета отца».
Участие в музыкальной викторине
«Кто где живет?». Посещение мини – музей «Моя Югра».
Экскурсия в Центр национальных культур.
Экскурсия в центральную детскую библиотеку
(Мероприятие «Народы России»). Участие в изготовлении рисунков и поделок.
Педагоги
(воспитатели, специалисты) Заучивание пословиц и поговорок о гостеприимстве. Дидактические упражнения «Приготовим национальное блюдо»,
«Узнай костюм по описанию".
Дидактические
игры «Чей костюм?», «Узнай наш флаг (герб)».
Работа с пазлами «Народы России».
Сюжетно-ролевая игра
«Веселое путешествие по Уралу».
Беседы:
-«Я и моя семья»,
-«Мой родной город Лангепас»,
-«Природа родного края»,
-«Национальный костюм». Изготовление поделок
«Кукла в национальном костюме».
Аппликация с элементами конструирования (из бумаги)
«Жилище народов севера чукчей «Чум».
Родители Рассматривание иллюстраций с детьми в семейном кругу, чтение сказок разных народов.
Театрализация татарской народной сказки «Три совета отца».
Составление загадок о семье, о Родине, о России.
Экскурсия с родителями в городской Музейно – выставочный центр.
Экскурсия в Центр национальных культур.
Подбор материала для изготовления
«Куклы в национальном костюме»,
«Жилище народов севера чукчей «Чум».
Социальные партнёры Разучивание песни (пение) «Моя многонациональная Россия». Подготовка хореографических номеров (ансамбль «Венок дружбы»). Участие в музыкально – патриотическом мероприятии,
посвящённому Дню народного единства
«В СЕМЬЕ ЕДИНОЙ»
3. Заключительный этап. Продукт проекта :
Сценарий музыкально – патриотического мероприятия,
посвященного Дню народного единства
«В СЕМЬЕ ЕДИНОЙ»
(Включается музыка. Танцуют воспитанники ансамбля «Венок дружбы».
Звучит фоновая музыка на вход ведущего).
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! 4 ноября вся Россия отмечает День народного единства всех российских народов. В этот праздничный день мы собрались с вами здесь на фестиваль национальной культуры «В семье единой». С особенной силой ощущаем, что мы - единый и могучий многонациональный народ, и у нас одно Отечество-Россия!
Уважаемые гости прошу, всех встать звучит гимн Российской Федерации!
(звучит 1 куплет и припев)
Дети читают стихи:
Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти 1 - ребёнок
Слово «Я» и слово «Мы»,
«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока. 2 - ребёнок
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильней, чем «Я»
Мы - семья, и мы - друзья. (Вместе)
Мы – народ, и мы едины.
Вместе мы непобедимы.
Ведущий: Мы живем в России, в самой большой стране на Земле. Когда на одном конце дети просыпаются, то на другом ложатся спать; когда в одном месте нашей страны цветут деревья, то в другом может идти снег. Чтобы пересечь нашу страну, надо целую неделю ехать на поезде или целый день лететь на самолете!
По доброй традиции наш детский сад каждый год отмечает замечательный праздник «День народного единства».
Мы приглашаем вас, совершить путешествие по нашей стране и увидеть, как живут некоторые народы России. В этом нам помогут наши семьи, которые пришли к нам на праздник! Итак, поприветствуем их.
(Звучит музыка для объявления родителей. Ведущий объявляет семьи)
Ведущий: Представляем наше уважаемое жюри! (После паузы). Этим дружным семьям предстоит рассказать о своих национальных традициях. Но не просто рассказать, а убедить нас в том, что именно их традиция – самая лучшая, самая добрая и как никакая другая способствует сплочению семьи.
1) Итак, первое задание: визитная карточка – это рассказ о своей семье и традициях.
Ведущий:
Как наша Россия прекрасна:
В ней реки, поля и леса.
Весенней порой над Россией
Птичьи звенят голоса.
Россия, Россия,
Любимая наша страна!
Ведущий: Слово предоставляется представителям славянской национальности. Поприветствуем их!
(Выступление славянской семьи)
Ведущий:
Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края,
Где б также почитали их.
Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем только здесь согреться
В объятьях Родины своей.
Ведущий: Слово предоставляется представителям татарской национальности. Поприветствуем их! Они представляют Татарстан.
(Выступление татарской семьи)
Ведущий:
Белоруссии запах любимый.
В песнях пущ и лугов различимый,
Он и прост, и богат, и чудесен,
Словно музыка ласковых песен.
Ведущий: Слово предоставляется представителям белорусской национальности. Поприветствуем их! Они представляют Белоруссию.
(Выступление белорусской семьи)
Ведущий:
Таджикистан - благословенная земля!
Что в мире может быть прекрасней,
Что родней?
Земли святое волшебство!
Рождение цветка — вот таинство её!
Ведущий: Слово предоставляется представителям таджикской национальности. Поприветствуем их! Они представляют Таджикистан.
(Выступление таджикской семьи)
Ведущий: Наши участники представили нам разные национальности. У каждой национальности есть свои праздники.
2) Следующее задание заключается в том, чтобы назвать как можно больше праздников национальности, которую вы представляете (раздаются листочки и семьи пишут на них свои национальные праздники.).
Ведущий: Итоги 2 – конкурса будут подведены в конце фестиваля.
(Звучит оркестр музыкальных инструментов в исполнении детей)
Ведущий: Наши семьи приготовили номер художественной самодеятельности. Давайте поприветствуем их….
3) Конкурс художественной самодеятельности (музыкальный или хореографический номер).
(Выступление семей-представителей разных национальностей)
Ведущий: Все наши участники продемонстрировали свое домашнее задание.
От шедевров художественных переходим к кулинарным шедеврам. Наконец-то пришло время самого вкусного испытания. Дорогие участники, просим предоставить нам свои национальные блюда и рассказать о них.
4) конкурс – конкурс кулинарных шедевров
(Представители разных национальностей демонстрируют свои национальные блюда)
Ведущий: Уважаемые родители, пока жюри подводит итоги фестиваля, мы предлагаем вам встать в общий круг и станцевать попурри «Венок дружбы»!
(Общий танец «Венок дружбы»)
Выступление Жюри. Подведение итогов
Ведущий: А сейчас слово предоставляется заведующему нашего детского сада.
(Слова руководителя ДОУ. Награждение семей)
Ведущий: Дорогие друзья! Наш фестиваль национальной культуры «В семье единой!» подошел к концу. Мы хотим вам сказать спасибо, желаем вам мира, добра, благополучия. Еще раз с праздником – с Днем Народного Единства. Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу.
Список литературы
Касьянова А. Н. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 210-213.
Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов – Воронеж: Учитель, 2005г.
Журналы «Музыкальный руководитель», «Старший воспитатель», 2010г.
www.portal-slovo.ru/art/36432/php Методические рекомендации Маханёвой М. Д.