Полина Левчикова
Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье. Виды музыкальной деятельности в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, развивать общую музыкальность.
Признаки музыкальности
Публикация «Консультация для родителей „Музыкальное воспитание в семье, Виды музыкальной деятельности в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Первый признак - способность чувствовать характер музыки, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение. Музыка волнует маленького слушателя.
Второй признак - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.
Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по своему представляет художественный образ, передовая его в пении, игре, танце (каждый ищет выразительные движения, характерные для марша, тяжело ступающего медведя, прыгающего зайчика, летающей птички).
Родителям необходимо поддерживать стремление детей напевать слышимую мелодию и не только песен, но и инструментальных произведений. Это положительно сказывается на певческих умениях.
Пусть дети почаще делают умственные операции, такие как сравнение характера музыки (нежная, грустная, колыбельная, весёлая, различение музыки (темп, узнавание музыки (песня, танец, марш).
Семья и общеобразовательные учреждения должны быть двумя союзными силами, работающими в одном направлении, причем семье приходиться поневоле уклоняться от прямого пути в пользу детского сада и школы.
Разумные родители ценят то, что даёт их детям общественно учреждение и расположены помочь ему в благородном влиянии на детей.
На практике семейному воспитанию присущи многие недостатки. Важный недостаток - семейный эгоизм и ограниченность музыкального кругозора.
Родители не должны развлекать детей теми же удовольствиями, которыми наслаждаются сами, они должны беречь их от пагубного воздействия антикультуры, ведущей к разрушению личности.
Музыка в домашних праздниках и развлечениях, в создании радостного настроения, играет большую роль. Исполнение песен, хороводов, частушек, плясок объединяет всех членов семьи, а если музыкальное деятельность сочетается с другими видами - театрально-игровой, художественно словесной, изобразительной-то решаются важные нравственно- эстетические задачи воспитания. Важно так организовать развлечения, чтобы они не создавали излишних трудностей, не требовали от детей дополнительной нагрузки при подготовке.
Дома нужно иметь детский музыкальный инструмент бубен, на котором звучат своеобразные ритмы (путем встряхивания, скользирующих ударов, ударов "свободной кистью, пальцами"). Все это помогает развитию ходьбы и бега, улучшает осанку, координацию движений.
Необходимо определить место в детской комнате, где ребёнок может музицировать, непринуждённо действовать. Купите ребёнку достаточное количество детских музыкальных инструментов : металлофон, скрипку, музыкальный молоточек, бубен.
Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом музыкальных знаний, умений, впечатлений, приобретённых на занятиях, праздниках, развлечениях.
Методы музыкального воспитания в семье
Методы семейного музыкального воспитания строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребёнка. Они разнообразны, но основными являются:
1. Метод убеждения средствами музыки
Исполнение музыки должно быть ярким, темпераментным, выразительным, доступным.
Родителям самим необходимо предварительно ознакомиться в процессе многократного прослушивания с музыкальным произведением, чтобы понять, о чем рассказывает музыка, а затем слушать вместе с ребёнком, разъяснять тему, содержание песни.
2. Метод приучения, упражнений
Необходимо постоянно учить детей внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, улавливать нюансы, активно действовать, постоянно вызывать интерес к музыке, потребность общения с ней. Эта работа ведётся
Виды музыкальной деятельности в семье
Пение
Дошкольникам свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
Пойте почаще вместе с детьми их любимые песни.
Музыкально - ритмические движения
Необходимо как можно раньше развивать умения согласовывать свои движения с музыкой в доступной и интересной для детей форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев.
Слушание музыки в семье
Включает в себя: знакомство детей с музыкальными произведениями, привитие навыков культуры слушания музыки, формирование музыкального вкуса.
Навыки культуры восприятия формируются путём многократного прослушивания музыки, доступной детскому пониманию.
Игра на детских музыкальных инструментах
Вызывает у ребёнка большой интерес. Ими широко надо пользоваться в семье, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Детские инструменты должны звучать чисто, быть доступными детям по своему размеру, весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.
В раннем и младшем дошкольном возрасте применяют погремушки, колокольчики, дудочки, маленькие бубны. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша.
Старшие дошкольники должны знать названия инструментов, характер звучания (цитра по звучанию нежная, мягкая; металлофон звенящий; аккордеон звучный; тарелки звонкие, громкие; барабан гремящий, правила хранения инструментов, правила пользования. Должны играть индивидуально простейшие песенки, импровизировать ритмические и мелодические попевки.
Для того, чтобы музыкальное развитие ребёнка было эффективным, нужно:
1)Постоянно следить, чтобы ребёнок правильно произносил слова, если в речи есть дефекты, вовремя обратиться к логопеду, к лор врачу, если сильно возбуждается без причин- к невропатологу.
2)Следить за музыкальным словарем ребёнка, добиваться увеличения количества употребляемых им эмоционально - выразительных слов, объяснять каждое непонятное музыкальное слово или предложение.
3)Читать детям стихи, сказки, рассказы о детстве, творчестве композиторов.
4) Петь, играть, танцевать вместе с детьми под музыку и без.
5)Ходить всей семьёй в театры, цирк на детские музыкальные представления, оперу, балет, если нет возможности посещать их, купить диски с музыкальными произведениями и смотреть их вместе с детьми.
6)Не сравнивать музыкальные способности своего ребёнка с другими детьми.
Родителям можно завести "Дневник музыкального развития ребёнка", где:
1)Отмечать развитие ребёнка от самого рождения ежегодно; помещать фотографии ребёнка, когда он поёт, танцует или слушает музыку; снимать ребёнка на видео фильм, записывать его выступления; отмечать его успешные и неудачные выступления в концертах, праздниках, конкурсах.
2) Лучшие рисунки ребёнка на сюжет услышанных песен, музыкальных произведений, место нахождения самого ребёнка на рисунке среди героев.
3) Игровые задания типа:
а) какой песней порадуешь маму, папу, бабушку, дедушку.
б) какой танец станцуешь для сестры или брата.
в) какие песни о животных, птицах знакомы. Изобразить танец под музыку зверобики.
Задания усложняются с каждым годом.
Музыкальные игры дома
- Игра на освоение ритма «Угадай песенку». Играть можно при любом удобном случае. Правила просты. Задумайте известную вашему ребенку песенку и прохлопайте ее ритм. Пусть он угадает песенку. Постепенно ребенок сам научится загадывать такие ритмические загадки. Не забывайте, что ребенку сложно удержать в памяти большой отрывок мелодии, поэтому в игре загадывайте только припев песенки, всего несколько строчек.
- Можно развивать музыкальный слух, знакомить с высокими и низкими звуками. Для этого можно использовать свой голос, металлофон, пианино. Покажите малышу, как летает и жужжит комарик (очень высокие звуки, как гавкает собачка (звуки средней высоты, как ревет мишка (очень низкие звуки). Пусть ваш ребенок сопровождает свои звуки движением. Например, попросите его показать, как летает комарик (малыш имитирует движение комарика, а также звучит тонким голосочком) и так далее.
- Длительность звука можно изучить с помощью рисования. Пусть Ваш ребенок, пока звучит нота, рисует на листе бумаги линию, а когда звучание закончится, перестанет рисовать («Посмотри, какой длинный звук», - скажите Вы ребенку). А на короткие звуки линии будут короткими или превратятся в точки.
- Игра на развитие тембрового восприятия «Угадай, что звучит» Для этой игры понадобятся предметы, которые есть в каждом доме. Например, стеклянная бутылка, чашка, кастрюля, тарелка, стакан. Возьмите карандаш за самый кончик и постучите по каждому предмету по очереди. Затем, попросите ребенка отвернуться и постучите по какому-нибудь одному предмету. Когда малыш повернется, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы стучали. Под музыку с детьми можно танцевально импровизировать, тогда таких детей будет отличать грациозность движений