Шоронова Татьяна
Семейный проект «Согласие да лад — в семье клад»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Семья для дошкольника - это важный социальный институт, который
связывает его жизнь с обществом. В семье создаются ценные социально-
нравственные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, формируются черты характера, нравственные чувства и социально-
значимые качества детей.
Публикация «Семейный проект „Согласие да лад — в семье клад“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные проекты
- Семья. Проекты
- Темочки
Важнейшим фактором воздействия семьи на личность ребёнка является эмоциональная близость между членами семьи. В семье в общении с родителями, братьями и сёстрами у ребёнка формируется социально ценная способность к сопереживанию. В семье закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.
Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. Семья воспитывает не только тогда, когда мама и папа сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность. На ребёнка оказывают воздействие и особенности быта, уклад жизни семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности, интересы.
Семья обладает объективными возможностями для включения ребёнка в разнообразные виды деятельности.
Бескорыстная забота каждого члена семьи о других её членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных – характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребёнка.
Дошкольное детство- это сензитивный период в решении задач по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Проблема
Наша семья состоит из 4-х человек: родители и 2 детей.
Бабушки проживают отдельно, за пределами Нижегородской области. Несмотря на то, что нас разделяет большое расстояние, мы всегда помним о них, используем их жизненный опыт в воспитании наших детей.
Нам, родителям, повезло родиться в крепких и здоровых семьях, где отношения были основаны на любви и взаимопонимании. Это были рабочие семьи, которые никогда не пасовали перед трудностями. В наших дружных семьях работали все: мы помогали по дому, ходили за водой для дома, бани, огорода. В родительских домах всегда была чистота и порядок, у каждой вещи свое место. Было уважительное отношение ко всем членам семьи. Нашим родителям тоже всегда помогали бабушки и дедушки, что было особенно актуально в многодетных семьях.
Душевная доброта, нежность, заботливость, внимание к людям, трудолюбие – вот те черты, которые наши родители переняли от своих родителей и которые мы тоже хотели бы передать своим детям.
Наши дети растут в атмосфере любви и доброты. Однако, наблюдая за детьми, мы стали отмечать они не всегда по-доброму встречали нас после тяжелого трудового дня, не замечали нашего эмоционального состояния. Исчезло желание помогать родителям в домашних делах. Дети стали часто ссориться друг с другом, без энтузиазма воспринимать поездку к бабушкам. Наблюдения за играми детей показало, что из содержания игры детей ушли нравственные аспекты, присущие традициям семейного воспитания.
Анализ данной ситуации, позволил нам определить причины : недостаточное внимание нас, родителей, к воспитанию детей. В результате был разработан данный семейный проект.
Цель проекта:
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, гармонизация семейных отношений (внуки-бабушки, брат-сестра, родители-дети) на основе моделирования нравственной атмосферы в семье.
Задачи проекта:
Конкретизировать представления детей о своей семье;
Способствовать проявлению интереса к истории и традициям своей семьи;
Формировать у детей положительное уважительное бережное отношение к своей семье;
Содействовать развитию потребности в проявлении заботы о близких, желании помогать всем членам семьи;
Развивать творческое восприятие семейных ценностей.
Сроки реализации проекта:
6 месяцев : с октября 2017 года по март 2018 года
Ожидаемые результаты:
Наши дети:
знают интересные факты о своей семье;
проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям;
проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких, уважительно относятся ко всем членам своей семьи, гордятся своей семьёй.
стараются радовать родителей и старшее поколение своими хорошими поступками; проявляют свою заботу о родных и близких, помогают им, выполняя свои домашние обязанности;
с удовольствием принимают участие в подготовке подарков и поздравлении всех членов семьи; знают много произведений художественной литературы, произведений живописи, пословиц, игр по теме «Семья».
Механизм реализации проекта
Этапы работы Содержание работы Сроки
I этап-
подготовительный Взаимодействие с педагогами МБДОУ по выработке общих подходов к планированию и реализации проекта.
Определение актуальности и значимости проекта, постановка целей и задач проекта, разработка плана проектных мероприятий
Сбор материалов для проекта (поиск, анализ и отбор необходимой информации) через изучение литературы, работу с интернет-источниками.
Приобретение необходимых материалов для реализации основного этапа (игрушки, атрибуты для театрализованной деятельности, иллюстрированный материал, художественная литература по теме «Семья»; подбор материала для продуктивной деятельности и др.)
октябрь
II этап-
основной Реализация проектных мероприятий в различных видах деятельности (чтение художественной литературы, речевая, художественная, театрализованная, познавательная, игровая и др.) в семье и детском саду.
Ноябрь-февраль
III этап-
заключительный Подведение итогов, оценка результативности проекта
март
План проектных мероприятий
П/п Содержание работы Сроки
I этап- подготовительный
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. октябрь
2. Консультация у педагогов МБДОУ по теме «Содержание работы по ознакомлению с семьей в детском саду» октябрь
3. Составление картотеки детской художественной литературы по теме «Семья» (разные жанры- стихи, рассказы, сказки (народны, авторские) октябрь
4. Приобретение необходимых книг и создание домашней библиотеки по теме «Семья» октябрь
5. Создание домашней фонотеки по теме «Семья»:
- литературные произведения в исполнении мастеров художественного слова;
- музыкальный репертуар о семье, семейных отношениях, членах семьи. октябрь
6. Изучение репертуаров нижегородских театров с целью отбора детских спектаклей по теме проекта октябрь
7. Составление домашней видеотеки (детские фильмы, мультфильмы) по теме проекта октябрь
8. Составление картотеки пословиц о семье. октябрь
9. Составление картотеки пальчиковых игр по теме «Семья» октябрь
10. Составление картотеки и виртуальной домашней художественной галереи «Семья в произведениях живописи и иллюстрациях к детским книгам» октябрь
11. Приобретение:
- игрового набора «Семья»;
- материалов для детской художественной деятельности.
октябрь
II этап- основной
12. Пальчиковые игры с детьми по теме семья.
Цель: закреплять представления о составе семьи XI-II
1-2 р. в нед.
13. Совместные сюжетно-ролевые игры Вани и Алены по теме «Семья» (в том числе и с персонажами модуля «Семья»)
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения брата и сестры в игре, способствовать проявлению Вани в игровой роли папы, сына, брата, дяди; Алены – мамы, дочки, сестры, тети. XI-II
3-4 р. в нед.
14. Рассматривание семейных фотоальбомов.
Цель: конкретизировать представления детей о своей семье, способствовать проявлению интереса к истории и культуре своей семьи Ноябрь,
январь
15. Беседы с Ваней и Аленой об истории их жизни с использованием фотографий.
Цель: закреплять представления о семейных традициях, воспитывать уважение к старшим членам семьи Декабрь, февраль
16. Рассказ бабушки о своем детстве, семейном укладе, занятиях членов семьи, играх и игрушках детей
Цель: способствовать проявлению интереса к истории и культуре своей семьи, уважение к бабушке, желание сделать ей приятное январь
17. Семейное чтение по теме «Семья».Обсуждение прочитанного.
Цель: воспитывать положительное отношение к традиции семейного чтения; с помощью анализа литературных произведений формировать адекватные представления о семье и семейных отношениях XI-II
ежедневно
18. Обсуждение с детьми пословиц и поговорок русского народа о семье.
Цель: Формировать положительное уважительное отношение к семье как основе государства российского XI-II
19. Семейный просмотр фильмов и мультфильмов из домашней видеотеки с последующим обсуждением.
Цель:формировать адекватные представления о семье и семейных отношениях XI-II
2-3 раз в мес.
20. Рассматривание картин и иллюстраций по теме «Семья»
Цель: развивать творческое восприятие семейных ценностей XI-II
21. Сочинение своих сказок о взаимоотношениях брата и сестры. Оформление «Книги сказок», придуманных Ваней и Аленой.
Цель: способствовать проявлению сочувствия, эмпатии, любви по отношению к членам семьи (брату, сестре, маме, папе, бабушке) декабрь
22. Придумывание новых вариантов развития сюжета в сказках про брата и сестру.
Цель:Способствовать проявлению у детей желания помогать друг другу, положительных черт характера (смелости, смекалки, выдержки, стойкости, чувства благодарности и др.). февраль
23. Изобразительное творчество детей на семейные темы («Праздники в нашей семье»; «Моя семья», «Как мы играем с братом (сестрой, «Моя бабушка» и др.)
Цель: способствовать проявлению в изобразительном творчестве чувства уважения и любви к членам своей семьи XI-II
24. Семейное посещение детских спектаклей. Обсуждение увиденного.
Цель:формировать адекватные представления о семье и семейных отношениях; способствовать отображению увиденного в самостоятельную театрализованную деятельность XI-II
1 раз в месяц
25. Совместное изготовление персонажей и декораций к русским народным сказкам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Гуси-лебеди»
Цель: привлекать детей к созданию условий для театрализованного действия, воспитывать дружеские отношения между братом и сестрой I-II
26. Совместная семейная театрализованная деятельность по русским народным сказкам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Гуси-лебеди». Запись спектакля на видеокамеру для показа прабабушке.
Цель: Способствовать формированию желание сделать приятное для близкого человека; содействовать развитию потребности в проявлении заботы о близких Февраль
27. Привлечение детей к помощи маме и папе различными способами (убирать игрушки, подавать различные вещи, предметы и др.)
Цель: Стимулировать проявление желания помогать всем членам семьи XI-II
28. Изготовление подарков и поздравлений всем членам семьи (маме, папе, Алене,Ване, бабушкам, прабабушке) на дни рождения, праздники (Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества).
Цель:Способствовать формированию умения делать и дарить подарки близким родственникам, содействовать развитию потребности в проявлении заботы о близких XI-II
29. Совместное (мама + дети) изготовление кукол из лоскутков различными способами (по советам прабабушки)
Цель: учить создавать куклы из бросового материала для дальнейшего использования в игровой деятельности детей, поддерживать народные традиции семьи как части России. I-II
30. Совместное (мама + Алена) приготовление блинов на Масленицу по семейному рецепту прабабушки
Цель: Стимулировать проявлению желания у Алёны помогать маме в приготовлении традиционного блюда (блинов) для всей семьи февраль
31. Празднование семейных праздников (Дни рождения всех членов семьи, а также праздников, которые отмечает вся страна (День народного единства, Новый год, Масленица, 8 Марта, День защитника Отечества)
Цель: способствовать сплочению семьи; показать детям, что наша семья – часть огромной страны России XI-II
32. Участие семьи Шороновых в мероприятиях МБДОУ:
- выставка «Новогодние игрушки своими руками
-акция «Покормите птиц зимой! (изготовление кормушки)
- спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
Цель: способствовать укреплению детско-родительских отношений в семье, формировать у детей положительное, уважительное, бережное отношение к своей семье
XI-II
(по плану МБДОУ)
33. Составление генеалогического дерева семьи Шороновых
Цель: Воспитывать интерес к своей родословной.
январь
34. Создание «Герба семьи Шороновых»
Цель: способствовать выделению детьми основных отличительных особенностей семьи Шороновых (состав, увлечения членов семьи и др.) февраль
III этап- заключительный
35. Выставка в детском саду творческих работ Вани и Алёны:
- изобразительные работы по теме «Семья»,
- рассказы детей о своей семье (записанные мамой, воспитателями,
- «Книга сказок», придуманных Ваней и Аленой,
- придуманные детьми варианты развития сюжета в сказках про брата и сестру,
- герб семьи Шороновых,
- Генеалогическое дерево семьи Шороновых. март
36. Представление результатов проекта на родительской конференции в МБДОУ «Семейные ценности в воспитании детей дошкольного возраста» март
Бюджет проекта
Приобретение детской художественной литературы 1000 рублей
Приобретение материалов для детской художественной деятельности 2000 рублей
Приобретение игрушек (модель «Семья») 300 рублей
Покупка билетов в театр, семейный поход в театр 4000 рублей
Литература
1. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. М: ТЦ Сфера, 2012
2. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007год.
3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Девочки и мальчики два разных мира. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998
4. Климина Л. В. Если вы растите дочь. Детство-Пресс, 2012
5. КлиминаЛ. В. «Если вы растите сына…Детство-Пресс, 2012
6. Макаренко А. С. Книга для родителей. ИТРК, 2014
7. Нельсен Д., Лотт Л., Гленн Х. С. 1001 совет родителям по воспитанию детей от А доЯ. М, КРОН ПРЕСС, 1998
8. Свирская Л. Шпаргалки для родителей. Детский сад со всех сторон. 2002 г.
9. Ханхасаева И. Растет дочка, растет сын. Альта-Принт, 2004
10. Цыгвинцева О. А. Мастерская народных кукол. – СПБ. :ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013