ВИКТОРИЯ КОЗЛОВА
Проект «Маленькие игры в большой семье»
▼ Скачать + Заказать документы
План проекта «Маленькие игры в кругу большой семьи.»
I. Подготовительный этап.
1. Подбор и изучение необходимой литературы.
2. Составление плана работы, подбор методик.
3. Подготовка атрибутов для игр, занятий.
4. Проведение информационно-просветительской работы среди
родителей дошкольников.
II. Основной этап.
1. Анкетирование и анализ анкетирования.
2. Подготовка информации для родителей.
3. Рассматривание настольных игр. Настольные игры с детьми по
подгруппам.
Публикация «Проект „Маленькие игры в большой семье“» размещена в разделах
III. Заключительный этап.
1. Презентация игр, выставка игр.
2. Итоговые беседы с родителями, обратная связь.
3. Фотоотчет.
Проект
(Краткосрочный)
Тип: практика – ориентированный
Срок реализации проекта – (две недели).
Участники проекта- дети старшей группы №6 «Подсолнушек», воспитатели, родители.
Проблема:
-Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.
Обоснование проблемы:
1. Неумение и нежелание детей старшей группы играть в настольно –
дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.
2. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр,
способах подачи их детям.
Цель:
-Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры (парные картинки, лото, домино, игры-«ходилки», головоломки, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Обогащать в игре знания и представления об окружающем мире. Развивать интеллектуальное мышление, формировать навыки абстрактных представлений. Развивать дружелюбие и дисциплинированность
Задачи:
1. Изучить роли дидактической игры, как одной из форм организации обучения детей в детском саду.
2. Выявить отношение детей И РОДИТЕЛЕЙ к дидактическим играм.
3. Создавать условия для следующей стадии развития мышления.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Приучать детей к умственному труду.
Актуальность.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение.
Ожидаемый результат.
В процессе взаимодействия педагог-дети-родители в реализации проекта
Дети:
· Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, сериация;
· Развивается способность к воображению;
· Проявляют интерес к занятиям;
· Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.
Родители:
· Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
· Повышение компетентности родителей при выборе игр.
Выполнение проекта :
В начале проекта было проведено анкетирование родителей «Как вы играете с ребёнком дома?»
Воспитателями было проведено диагностическое наблюдение «Использования дидактических настольных игр детьми в самостоятельной деятельности»
Решение поставленных задач с детьми:
• Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
• Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
• Проблемные ситуации для закрепления правил игры. Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.
•
Решение поставленных задач с родителями:
• Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.
• Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
• Наглядная информация «Дидактическая игра,
как средство умственного развития ребёнка!».
• Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей» с домашним заданием для родителей» ( Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам»).
• Соглашение с родителями по изготовлению в группу развивающих игр.
Результат:
• Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр настольно – дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них.
• Родителей познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из анкетирования родителей и записей в тетради отзывов.
• Итог консультации – практикума – создание родителями в группу новых «Умных» игр, активное использование развивающих игр дома с детьми.
Актуальность проекта.
Во ФГОС ДО отмечено, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество. Организация работы с семьей и является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей, поэтому столь необходимо повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах возрастного развития детей, подвести их к пониманию сущности основного вида деятельности ребенка – игры. Игры, как средства развития, познания, достижения психологического комфорта ребенка и нового уровня общения. Данный проект ориентирован на развитие умения и желания у детей младшего возраста играть в дидактические игры. Нами на основании родительского анкетирования, наблюдения и ежегодной диагностики было выявлено несколько проблем: - низкий уровень знаний родителей в области возрастных особенностей игровой деятельности их детей. - низкий уровень осведомленности о видах игр, их разнообразии и вариантах использования в повседневной совместной с ребенком деятельности. - неумение родителей применять игры для развития ребенка в ежедневном их общении. - отсутствие стремления у родителей разбираться в данных вопросах самостоятельно. Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков. Но совершенно особое место в жизни ребёнка занимает игра. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок. В игре он может быть врачом, лётчиком, воспитателем - кем захочет. И это доставляет ему огромную радость. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста. Дидактическая игра - это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение. Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен в образовательном процессе. Наша практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Дети нашей группы показали контрастность в плане общего развития. Некоторые отстают от своих сверстников, они не проявляют интерес к новому, неизвестному. Это дети, которым дома уделяется мало внимания со стороны взрослых.
Основной этап.
Работа с детьми.
Время проведения - декабрь 2017 года
Дата проведения День проведения Содержание проводимой работы
1-я неделя Понедельник 1. Беседа «Как играть в настольные игры?»
2. Настольная игра «Когда ты это делаешь?»»
3. «Во саду ли, в огороде»
4. «Зоологическое лото»
Вторник 1.. Д/и «Сложи узор»
2. Настольная игра «Из какой мы сказки?»
3. Наст. Игра «Одень куклу»
Среда 1. Д/и «Сложи узор»
2. Д\и «Четвертый лишний
3. Пазлы «Мультфильмы»»
Четверг 1.. Д\и «Найди ошибку
2. Д\и «Когда это бывает»
3. Д\и «Узнай, чей лист»
Пятница 1. Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»
2. Пазлы «Транспорт»
3. Д\и «Дорожные знаки»
2-я неделя Понедельник 1. Д/и «Собери букет»
2. Д/и «Оденем куклу на прогулку»
3. Д/и «Чего не стало?»
Вторник 1. Д/и «Дорисуй»
2. Д/и «Чего не хватет?»
3. Д/и «Найди пару»
4. «Магнитный конструктор»
Среда 1. Д/и «Раскрась по образцу»
2. Д/и «Угадай инструмент»
3. «Мозаика»
Четверг 1 Д/и «Сходства-отличия»
2.«Найди мою тень»
3. Д/и «Назови правильно
Пятница 1. Пазлы «Сказки»
2. Наст. игра «Учимся сравнивать»
3. «Логические цепочки»
4. «Собери матрёшку»
5. «Раскрась фигурки»
Перечень дидактических игр.
Умственное развитие ребенка
1. «Развивающее лото»(Геометрические фигуры)
2. «Правила этикета»
3. «Незнайкин счет»
4. «Магнитные истории. Времена года»
5. «Магнитная мозаика. Ежик»
6. «Развивающее лото»
7. «Цифры»
9. "Хитрые предметы ",
10. «Разноцветный мир»
11. «Шиворот-навыворот»
12. «Любимые сказки»
13. «Эмоции»
14. «Зоологическое лото»
15. «Наша Родина»
16 «Откуда хлеб на столе»
17. «Лото ассоциации»
18. Лото «Растения, животные»
19. «Домино»
20. «Пазлы
Социально-личностное развитие
Ребенок и окружающий мир
Социализация
Безопасность
1. Д\и «Найди ошибку»
3. Д/и «Во саду ли, в огороде»
5. Д\и «Узнай и назови»
6. Д\и «Четвертый лишний»
7. Д\и «Кому что нужно»
8. Д\и «Узнай чей лист»
9. Д\и «Собери корзинку»
10. Д\и «Кто что любит»
11. Д\и «Когда это бывает»
12. Пазлы «Транспорт» «Сказки», «Мультфильмы»
13. «Части суток»
14. Д\и «Будь внимательным»
15. Д\и «Знай и выполняй правила движения»
16. Д\и «Дорожные знаки»
17. «Зоологическое лото»
Познавательно-речевое развитие
ФЭМП
Развитие речи
Художественная литература
1. Д/и «Сложи узор»
2. Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»
4. Д/и «Какая фигура следующая?»
6. Д/и «Найди ошибку»
7. Д/и «Когда это бывает?»
8. Д/и «Когда ты это делаешь?»
10. Д/и «Найди пару»
11. Д/и «Где какие фигуры?»
14. Д/и «Пройди к домику»
1. Д/и «Назови одним словом»
3. Д/и «Одень куклу»
8. Д/и «Что изменилось?»
«Найди мою тень»
4. Д/и «Помнишь ли ты эти сказки?»
6. Д/и «Учимся сравнивать»
3 д/и. «Логические цепочки»
Художественно-эстетическое развитие.
Художественное творчество.
Музыкальное творчество.
1. Д/и «На что это похоже»
2. Д/и «Волшебная краска»
3. Д/и «Собери букет»
4. Д/и «Раскрась по образцу»
5. Д/и «Большие-маленькие»
6. Д/и «Дорисуй»
1. Д/и «Музыканты»
«Собери матрёшку»
2. Д/и «Угадай инструмент»
«Раскрась фигурки»
Работа с родителями.
Мероприятия
1. Консультция «Какие игрушки и игры необходимы детям»
2. Беседа «Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста»
3. Выставка «Игры, какими я играю дома»
4. Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребенка»
Обоснование мероприятий
1. Дать родителям знания, какие игры нужны детям 5 лет.
2. Дать знания о значении дидактической игры в развитии ребенка, приобщить к игре ребенка в условиях семьи
3. Выявить наличие дидактических игр в семье.
4. Представить перечень дидактических игр, влияющих на умственное развитие ребенка
В начале проекта было проведено анкетирование родителей, В котором приняли участие 20 родителей.
Результаты анкетирования родителей
Вопрос
ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ
1. Знаете ли вы, что такое дидактические настольные игры?
5 15
2. Есть ли у ребёнка дидактические настольные игры? 7 12 1
3. Играете ли вы с ребёнком в новые игры? 10 10
4. Всегда ли ребёнок соблюдает правила игры? 4 13 3
5. Доигрываете ли вы до конца, если появились неотложные дела? 9 11
В результате анализа анкетирования получены следующие выводы:
многие родители не знают, что такое дидактическая игра и не понимают
развивающей ценности дидактических игр, не умеют или не хотят играть со
своими детьми в игры. Предпочтение отдают играм с игрушками и подвижным играм, как дети, так и родители
Перечень дидактических игр, влияющих на умственное развитие ребенка
1. «Развивающее лото»(Геометрические фигуры)
2. «Правила этикета»
3. «Незнайкин счет»
4. «Магнитные истории. Времена года»
5. «Магнитная мозаика. Ежик»
6. «Развивающее лото»
7. «Цифры»
9. "Хитрые предметы ",
10. «Разноцветный мир»
11. «Шиворот-навыворот»
12. «Любимые сказки»
13. «Эмоции»
14. «Зоологическое лото»
15. «Наша Родина»
16 «Откуда хлеб на столе»
17. «Лото ассоциации»
18. Лото «Растения, животные»
19. «Домино»
20. «Пазлы»
Заключение.
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.