Оксана Назаренко
Проект в подготовительной группе «Гончарный промысел на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила Назаренко О. В.
с 24.01.22г. по 4.02.22г.
Актуальность темы.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Гончарный промысел на Руси“» размещена в разделах
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Я считаю, что эта тема актуальна, потому что забываются древние обычаи и традиции нашего края.
Гончарное ремесло – это искусство изготовления посуды и разных предметов из глины. Глина является самым доступным и долговечным материалом. В наше время особенно важно то, что глина - экологически чистый материал. Предметы, изготовленные из глины и обожженные на огне, могут долго хранится, являются нужными в хозяйстве. Не многие знают, что еда, приготовленная в глиняной посуде, вкусная, ароматная и полезная.
В требованиях ФГОС ДО целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, направлены на овладение ребёнком познавательно – исследовательской деятельности, владение установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; проявление любознательности, интереса причинно-следственными связями, обладание начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет.
Цель проекта : Создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины. Формирование теоретических знаний и практических умений. Формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах из глины.
Гипотеза проекта : гончарное ремесло – это доступное всем, интересное и лёгкое занятие.
Достижение вышеперечисленных педагогических целей осуществляется путем решения соответствующих задач обучения:
Задачи:
помочь понять особенности работы с материалом (глина);
вызвать интерес к керамике;
сформировать умение свободно пользоваться различными способами и приёмами лепки из глины;
развить умение создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;
вызвать живой интерес к работе с глиной, красками, кистями т. д. ;
воспитание мастерства, чувства красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности.
Методы проекта : наглядные, практические, исследовательские.
Проект краткосрочный, исследовательский.
Срок реализации 2 недели.
Календарно – тематическое планирование
работы с детьми среднего дошкольного возраста (6-7 лет)
Виды деятельности
Дата проведения Цели и задачи
Разработка проекта и подбор материала.
1. История гончарного дела.
Презентация: «Знакомство с гончарным промыслом»
24.01.22г.
2. Поисковая деятельность «Гончарная глина-какая она и где её добывают?»
26.01.22г. Знакомство с народными ремеслами (гончарное ремесло) и воспитание интереса к народным традициям.
Познакомить детей с видами глин и выяснить, какие виды можно использовать при изготовлении глиняных изделий и почему. Познакомиться с историей происхождения и применением глины. Узнать места нахождения глины нашего региона.
3. Что умеют делать золотые руки (о народных умельцах).
28.01.22г.
4. Знакомство со свойствами глины.
31.01.22г. Познакомить детей с исторической справкой о возникновении глиняной игрушки. Беседы по истории возникновения различных художественных промыслов изготовления глиняной игрушки в России (Филимоновской, Дымковской) с показом иллюстративного и предметного материала.
Практическое знакомство с материалом. Рабочее состояние глины. Выявление особенностей материала в сравнении с песком, камнем и т. д.
5. Первые шаги к творчеству
2.02.22г.
6. Способы лепки. Объём и форма
3.02.22г. Знакомство с инструментами и приспособлениями, используемыми при лепке (стека, доска, блюдце для воды, тряпочка); условия безопасной работы. Организация рабочего места. Лепка разных форм.
Познакомить сприемами лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прощипывание, сгибание, заглаживание. Испособами лепки:пластический (из целого куска, конструктивный (лепка по частям, комбинированный.
7. Роспись кувшинчика
4.02.22г.
Совершенствовать умения детей в различных техниках рисования;
познакомить с техникой рисования поролоном, ватной палочкой.
Планируемые результаты:
За время работы над проектом нами были изучены : история гончарного промысла, свойства глины, рекламные стихи — заклички. Мы приобрели навыки ручного и гончарного изготовления глиняных изделий. В результате получились горшки, расписанные в традициях народного творчества, подготовлена театрализованная композиция по их презентации для желающих изготовить гончарные изделия, что полностью отражает достигнутую цель нашего проекта.
Освоение технологии изготовления горшков позволяет нам продолжить работу по изучению и изготовлению различных изделий из глины: игрушек, свистулек, сложных форм.
Используемая литература:
1. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия - Ростов — на - Дону. — Феникс, 1996.-608
2. Кружок «Умелые руки». - СПб: Кристалл; Валерии СПб 19973.
3. Федотов Г. Послушная глина. М. «Аст-пресс», 1997г.
4. Елена Рубцова. Фантазии из глины. – М. : Эксмо, 2007.