Людмила Богаченко
Добрые слова и добрые дела
▼ Скачать + Заказать документы
1. Формирование представлений о вежливости и грубости.
1.1 Актуализация представлений. Воспитатель предлагает детям поговорить о вежливости и
грубости и ответить на вопросы:
- Что такое грубость?
- Что такое вежливость?
- Как ведет себя невежливый человек в транспорте? В магазине?
- Кого из детей нашей группы мы можем назвать вежливым?
- Приведите примеры их вежливости. Когда они проявляли вежливость и по отношению к кому?
- Бывают ли у этих детей проявления грубости? Расскажите.
Публикация «Добрые слова и добрые дела» размещена в разделах
- Как окружающие люди относятся к невежливому человеку? К вежливому человеку? Подвести детей к выводу о том, что вежливый человек всегда нравится окружающим людям, с ним приятно общаться и дружить.
1.2 Анализ проявлений вежливости и грубости в художественных произведениях.
Прочитать детям стихотворение Л. Кузьминой "Дом с колокольчиком"
Стоит небольшой старинный дом
Над зеленым бугром,
У входа висит колокольчик
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо в него позвонишь,
Проснется старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся дружок!
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать до темна,
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если,
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
Вопросы к детям:
* О чем это стихотворение?
* Как ведет себя мальчик в первом случае? (ласково. Он тихо звонит в колокольчик)
* Какой он? (вежливый, воспитанный, сдержанный, добрый, чуткий.).
* Как встречает его старушка? (расскажет сказку, угостит пирогом).
* Как себя ведет ребенок во второй раз?
* Какой он? (невоспитанный, невежливый, грубый)
* Как его встречает эта же бабушка?
* Почему она ведет себя по другому? (Разное поведение ребенка ведет к разному результату)
* Права ли старушка?
Предложить детям разыграть эту историю по ролям, найти правильный выход из конкретной ситуации, сделать вывод о том, что если ты хочешь, чтобы к тебе относились культурно вежливо, ты должен также относиться к другим людям.
Целесообразно использовать такие произведения, в которых герои не получают от других помощи, когда ведут себя грубо, а изменив к ним отношение, легко добиваются желаемого: например сказка "Гуси-лебеди", "Волшебное слово" В. Осеевой.
1.3 Анализ грубости и вежливости на основе просмотренного мультипликационного фильма "Винни Пух и его друзья", эпизод "В гостях у кролика". Вопросы к детям:
* Вежлив ли кролик, принимая у себя гостей?
* В чем проявилась его вежливость?
* Как вели себя Винни Пух и Пятачок в гостях у кролика?
Предложить детям для рассматривания иллюстрации к сказке А. С. Пушкина " Сказка о рыбаке и рыбке". Предложить найти героев, которые проявляют грубость и вежливость, в чем это проявляется:
поза, выражение лица.
2. Ассоциирование.
Спросить детей какие слова вам приходят в голову, когда мы говорим " вежливость", "грубость"
3. Выражение в творчестве. Предложить детям разнообразный изобразительный материал и дать задание нарисовать грубость и вежливость.
4. Эмоциональное переживание позиций других людей, находящихся в определенном состоянии. Вспомнить с детьми содержание рассказа В. Осеевой. " Волшебное слово" Описать и показать состояние Павлика, когда он: а) очень не вежливо себя ведет по отношению к бабушке, к своей сестре Лене. Какие чувства ты сейчас испытываешь? Тебе приятно?
б) Вежливо обращается с просьбой к бабушке, сестре, брату. Изменились ли твои ощущения? Тебе приятно говорить вежливые слова тихим голосом, глядя прямо в глаза?
5. Обучение выходу из конфликтных ситуаций:
а) Представьте, что вы едите в автобусе, на следующей остановке вам надо выходить, вы хотите пройти к дверям,но путь загораживают другие пассажиры. Как быть? Как поступить?
б) Представьте, что вы читаете интересную книгу, а мама просит вас помыть посуду. Что вы ей ответите,как поступите?
На занятии решаем задачи по формированию у детей способности использовать этические формы общения, основанные на уважении прав и достоинств других людей.