Алия Конева
Проект в младшей группе «Использование здоровьесберегающих технологий»
Проект в младшей группе по теме
«Использование здоровьесберегающих технологий»
Воспитатель: Конева Алия Фаритовна
Вид проекта – долгосрочный.
Сроки проведения – декабрь - февраль.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность
Публикация «Проект в младшей группе „Использование здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В последнее десятилетие отчётливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья на сегодняшний день является наиболее важной в обществе. Дети - это наше будущее, и от состояния их здоровья зависит то, каким оно будет. Неблагополучная экологическая среда, различные отрицательные бытовые факторы, некачественное питание и вода, неудовлетворительное экономическое положение в обществе - это лишь некоторые факторы, негативно влияющие на здоровье дошкольника.
Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье на 50% зависит от образа жизни.
Чаще всего у дошкольников встречаются склонность к частым простудным заболеваниям, утомление и невротические расстройства, нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие и т. д. Дети дошкольного возраста склонны к так называемой группе риска – второй группе здоровья. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ. Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период жизни ребенка.
Целью проекта является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи:
• Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в группе, ресурсное обеспечение.
• Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
• Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий.
• Повышение профессионального мастерства воспитателей группы.
Ожидаемые результаты:
• Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
• Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года);
• Совершенствование навыков самостоятельности;
• Увеличение словарного запаса, речевой активности детей в различных видах деятельности;
• Повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
• Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года;
• Совершенствование навыков самостоятельности;
• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни;
• Создание единого воспитательно – образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями:
• Повышение интереса родителей к здоровому образу жизни.
Содержание проекта:
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе?
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Утренняя гимнастика
Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Утренняя гимнастика, осуществляемая после ночного сна, выводит организм ребенка из состояния заторможенности физиологических процессов, усиливая деятельность всех органов и систем.
Физкультурное занятие
– основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:
• Традиционные
• Игровые
• Тематические
• Оздоровительные
• Занятия – соревнования.
Физкультминутки
Динамическая пауза предупреждает утомление и помогает сохранить работоспособность в течение дня. Кратковременные физические упражнения проводятся со всеми детьми в группе в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения.
Нередко ребёнок проявляет на занятиях двигательное беспокойство: стремится изменить позу, отвлекается, у него «падает» внимание. Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности двигательной активностью, которая снимает утомление и восстанавливает эмоционально положительное состояние.
Дыхательная гимнастика
Ребёнка необходимо научить правильно дышать. Поэтому обращаем внимание детей на то, что дышать нужно через нос, глубоко выдыхать для хорошей очистки лёгких. Во время прогулок, при быстрой ходьбе и беге учим ребёнка медленно вдыхать и ещё медленней выдыхать носом.
Дыхательная гимнастика проводится ежедневно, в перерывах между занятиями или режимными моментами.
Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.
Гимнастика для глаз проводится по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.
Для привлечения внимания детей к выполнению упражнений, провожу их в стихотворной, игровой форме. В этом случае, они не только полезны, но и интересны детям. При планировании гимнастики учитываю принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а потом перехожу к более сложным движениям с использованием стихотворного текста в различных сочетаниях.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковую гимнастику провожу ежедневно индивидуально или с подгруппой детей, в любой удобный отрезок времени в течение дня. Данная гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, кровообращение, быстроту реакции. Пальчиковая гимнастика полезна всем детям, особенно тем, у кого есть проблемы с речью.
Больше всего детям нравятся упражнения под названием «Семья», «Киса, кисонька, кисуля», «Я здороваюсь везде», «Сидит белка на тележке» и др. Также детям нравится проводить пальчиковую гимнастику, выступая в роли ведущего. Это является, своего рода, мотивацией для детей.
Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры проводятся и на прогулке и в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Дети с удовольствием включаются в данный вид деятельности.
Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.
Игровой массаж и самомассаж
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов.
Для детей самомассаж это и профилактика простудных заболеваний.
С детьми мы выполняем массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание. Различные упражнения: катание одного шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, массаж шишками, пробками.
Артикулярный массаж - массаж ушных раковин показан детям с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности.
Гимнастика после сна
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Дети выполняют упражнения, лежа в постели. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения. Затем босиком у постели несколько движений (ходьба на месте, прыжки, затем дорожка и обширное умывание. В течение года используются различные комплексы гимнастики.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство болезнетворных микроорганизмов.
Итог проекта: Дети стали проявлять интерес к пальчиковой гимнастике, массажу, дыхательной гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе сохранения здоровья детей. Повысился интерес детей и родителей к физическим упражнениям и спорту.