юлия кирилова
Проект в младшей группе «Пейте дети молоко — будете здоровы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пейте дети молоко - будете здоровы!»
в группе «Звездочка»
Проект подготовили и провели воспитатели :Кирилова. Ю. С
Белякова. Е. И.
2020г.
«Пейте, дети, молоко — будете здоровы!»
Так поется в одном известном мультфильме советской эпохи.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Проект в младшей группе „Пейте дети молоко — будете здоровы“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Молоко, корова. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Немалое значение для воспитания у дошкольников стремления употреблять в еде молочные продукты имеет; знание детей о том, откуда берется молоко; какие продукты можно изготовить и какую пользу приносит употребление молочных продуктов; о месте обитания животных, дающих человеку молоко; о труде людей, занятых в производстве молочных продуктов.
Цель:
Сформировать интерес к молоку и молочным продуктам и желание их употреблять, закрепить представления о важности и свойствах молока для здоровья детского организма.
Задачи:
1 .Сформировать начальные представления о пользе молочных продуктов.
2. Способствовать формированию исследовательской деятельности детей.
3. Закрепить знания детей о домашних животных и их значимости в жизни каждого человека, развивать речь детей.
4. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным.
МЕТОДЫ
• Анализ литературы по теме.
• Рассматривание иллюстраций о домашних животных (корова с теленком, подвижные игры «Пастух и стадо», загадки, стихи и исследовательская деятельность).
• Выводы.
Вид деятельности: проектная.
Возрастная группа : младшая группа, дети 3 - 4-х лет.
Тема проекта : «Пейте дети молоко - будете здоровы!»
Вид проекта : информационный, практико -ориентированный.
Срок реализации проекта :12.10.2020г. – 16.10.2020г.
Участники: воспитанники младшей группы «Звездочка», педагоги, родители.
Ожидаемый результат:
1. Увеличить число детей «полюбивших» молоко.
2. Привлечь внимание родителей к актуальной проблеме, сделать их своими соратниками.
3. Активизировать и расширить словарный запас детей.
4. Воспитывать у детей желание поделиться своими знаниями с родителями,друзьями.
Этапы и содержание проекта
1 этап — подготовительный (6.10.2020 – 11.10.2020гг.)
Выявление проблемы, определение цели, задач. Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.
2 этап – основной (12.10.2020 - 16.10.2020гг.)
Реализация в работе с детьми комплекса мероприятий, направленных на развитие активного привлечения родителей к совместной деятельности.
3 этап – заключительный (16.10.2020г.)
1. Подведение итогов (научились ли дети пить молоко и молочные продукты)
2. Презентация «Проект «Пейте дети молоко»
Реализация проекта
На 1 этапе мы с детьми рассматривали иллюстрации с изображением домашних животных (корова, бык, теленок). Затем вместе с родителями обсуждали ход проекта, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать. Так же определили предполагаемый результат.
Метод трех вопросов
Что мы знаем? Что хотим узнать? Как будем узнавать?
Домашних животных
(корова дает молоко) (Таисия)
Из молока делают творог, сметану, сыр. (Сережа)
Мороженое тоже из молока. (Илья) Какую пользу приносит молоко. (Ю. С)
Какие кисломолочные продукты делают из молока. (Е. И)
Почему важно пить молоко детям. (Ю. С) Спросить у взрослых (родителей, воспитателей) (Камилла)
Прочитать в книгах, энциклопедиях. (Ю. С.)
Узнать в интернете (Е. И.)
Вместе с детьми, с родителями выдвинули гипотезу и определили пути ее решения.
Был разработан комплекс мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей, успешную реализации проекта.
На 2 основном этапе, для реализации проекта воспитатели и родители с воспитанниками познакомились с познавательной и художественной литературой о домашних животных, их образе жизни, о том какую пользу приносит молоко и молочные продукты, о необходимости заботливого отношения к домашним животным.
Воспитанники рассматривали иллюстрации картины о домашних животных, играли в подвижные игры, разучивали стихи, слушали сказки, посвященные молочным продуктам.
В беседах дети систематизировали, обобщали знания о домашних животных.
Для родителей были оформлены консультации: «Пейте дети молоко - будете здоровы».
На 3 заключительном этапе, выявились любители молочных продуктов среди детей и их родителей, которые раньше не любили их, а в ходе проекта полюбили кисломолочные продукты питания, включая кипяченное теплое молоко.
Беседы
Беседа:
«Что мы знаем о домашних животных?»
«Ознакомление с трудом взрослых» (на ферме).
Рассматривание иллюстраций.
Итоговое занятие – беседа «Пейте дети молоко – будете здоровы»
Работа с родителями
1. Анкетирование.
2. Консультация «Пейте дети молоко-будете здоровы!»
3. Плакат «Что сделано из молока?»
4. Макет «Ферма» Речевой центр
1. Загадки о домашних животных (корова)
2. Чтение художественной литературы: Горшочек каши» Братья Гримм
Русские народные сказки:
«Петушок и бобовое зернышко»,
«Волк и семеро козлят», «Колобок»,
«Красная шапочка»,
«Гуси лебеди».
3. Заучивание пословиц и поговорок.
4. Мини – викторина «Молочко и молочные продукты,в сказках»
Художественно – творческий центр
Конструирование «Домик для коровы»
Рисование «Коровка и бычок»
Лепка «Травка для коровушки» Пейте дети молоко – будете здоровы!
Проект : информационный, практико – ориентированный.
Сроки проведения: 12.10.2020 – 16.10.2020гг. Игровой центр
Подвижные игры «Пастух и стадо»
Словесная игра «На лугу»
Дидактические игры:
«Логическая цепочка»
«Убери лишнее»
«Польза от животных»
С. Р. И
«Магазин молочной продукции»
«Семья»
«Дочки – матери»
«Чаепитие»
Центр экспериментирования
«Учимся доить корову»
«Молоко имеет цвет»
«Молоко имеет вкус»
«Чайное волшебство» Познание
НОД «Пейте дети молоко – будете здоровы!» ФЭМП (сенсорика)
НОД «Один – много»
«Подбери по цвету»
«Кто, что ест?»
«Польза от животных»
Приложение №2
АНКЕТА
1. Употребляет ли ваш ребенок дома молочные и кисломолочные продукты? (да нет)
___
2. Какое значение для здоровья имеют молочные и кисломолочные продукты?
В чем конкретная польза?___
___
3. Если ваш ребенок отказывается употреблять молочные и кисломолочные продукты, что вы предпринимаете?___
___
4. Как часто в вашем домашнем меню присутствуют молочные и кисломолочные продукты? ___
___
5. Как вы думаете, могут ли молочные и кисломолочные продукты принести вред ребенку? Если да, то какой?___
6. Ваше мнение о нашем первом проекте : ___
Приложение№ 4
Конспект НОД в младшей группе «Пейте, дети, молоко – будете здоровы»
Программное содержание:
Закреплять знания о домашнем животном –корове, учить передавать образ с помощью движений и звукоподражаний;
Учить детей эмоционально воспринимать содержание стихов, потешек, проговаривать их;
Закреплять умение правильно держать кисть, навыки аккуратного наклеивания;
Способствовать развитию детского воображения;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением коровы, чтение стихов, потешек, пение песни сл. Ю. Черных, муз. А. Пахмутовой «Кто пасется на лугу?»
Оборудование: музыкальная игрушка корова, незаконченная картина с изображением коровы; готовые формы цветов, пчелок, круг и лучики для солнца; гуашь коричневого цвета, салфетки, клей, кисточки по количеству детей; кувшин с молоком и чашки.
Ход занятия:
На доске висит картина с изображением коровы. Слышится звуки «Му- ууу».
-Кто нас зовет?
Пойдемте на лужок. Посмотрите, ребята, кто нас здесь встречает?
- Да, это корова. Её зовут Буренка.
Н. Френкель
Идет, идет корова —
Длинные рога.
— Где была, корова?
— Ходила на луга.
Подошла корова
К дому своему,
Стала, замычала:
«Му! Му! Му!»
- Как она замычала? Покажите какие рога у коровы? Ребята, посмотрите наша корова грустит, как вы думаете почему? (ответы детей)
- Давайте подарим Буренкуе солнышко, чтобы на лугу стало веселее. (воспитатель приклеивает желтый круг – солнышко)
- Вот и солнышко. А, что бывает у солнышка? (лучики).
- Дети за столом намазывают клеем лучики и приклеивают к солнышку.
Солнце, солшышко гори
Всем нам радость подари.
Здравствуй, слнце ясное,
Здравствуй, солнце красное!
- Сейчас лучик посветит на Соню, Алису, Илюшу, Сашу… Солнышко всем посветило, даже Буренка улыбнулась. Взяло солнышко и сделало корове новый наряд. Хотите помочь? (дети рисуют пальчиками пятна на корове)
А вы знаете, что любит кушать корова? (ответы). Давайте с вами поиграем, представим, что мы цветочки, сначала цветочки были маленькие (дети присаживаются на корточки).
- Солнышко посветило, пригрело цветочки, и они стали расти, расти и потянулись к солнышку. (дети постепенно встают, поднимают руки вверх) – Выросли красивые цветочки!
- Ребята, а на лугу, около Буренки нет цветочков. Давайте мы посадим цветочки! (дети приклеивают цветочки).
- Ах, как замечательно пахнут наши цветочки! Понюхайте. И пчелки почуяли, как пахнут цветочки и прилетели к нам на лужок и сели на цветочки! (приклеивают пчелок).
- Как жужжат пчелки? «ж-ж-ж-ж».
- Ребята, а наша Буренка поела травки и хочет нас чем – то угостить. Как вы думаете, чем? (Молоком). Дети пьют молоко и благодарят Буренку:
На лужок всех пригласила,
Молоком всех угостила.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
-Ребята, для чего нужно пить молоко? (ответы).
Дети поют песню «Кто пасется на лугу?» сл. Ю. Черных, музыка А. Пахмутовой.
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко…
приложение №5
«Мини викторина «Молочко и молочные продукты в сказках»»
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте проведём викторину «Молоко и молочные продукты в сказках». Угадайте название сказки.
1. Бежит Маша дальше и видит: течёт молочная речка – кисельные берега. Маша к ней…
(Гуси-лебеди)
2. Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
(Колобок)
3. Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
С копытечканасыру землю!
(Волк и семеро козлят).
4. Коровушка, голубушка, дай скорей молока, из молока хозяюшка собьёт маслица, маслицем смажем петушку горлышко…
(Петушок и бобовое зёрнышко).
5.-Сходи-ка ты, к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она…
(Красная шапочка).
Воспитатель: За нами сегодня наблюдал доктор Айболит.
Айболит: Ребята, сегодня все вы были молодцы, много узнали о том, как полезно молоко и у меня для вас сюрприз. Чтобы вы всегда были здоровы, я угощу вас вашими любимыми кисломолочными продуктами. (Питьевой йогурт).
Приложение №6
Опыты с молоком
Опыт № 1 «Молоко имеет цвет».
Налить в один стакан воду, в другой молоко. Поместить в стаканы ложки.
Вывод: молоко не прозрачное, вода прозрачная.
Опыт № 2 «Молоко имеет цвет».
Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Нет.
А теперь попробуйте молоко. Есть ли вкус у молока? Какое оно на вкус?
Вывод: у молока есть вкус, а вода без вкуса.
Опыт № 3 «Чайное волшебство».
Налить в одну кружку чай, а в другую молоко. Добавить в чай 1 ложку молока, а в молоко добавить 1 ложку чая.
Вывод: цвет полученной жидкости отличается. Там где добавляли чай в молоко – оно более темного цвета.
Опыт №4 «Учимся доить корову»
В перчатку налить молоко, предварительно сделав дырочки на пальцах!
Приложение№7
Конспект
НОД по изобразительной деятельности
в младшей группе
«Коровка и бычок».
Цель: Прививать любовь к изобразительной деятельности, вызвать у детей веселое, радостное настроение.
Задачи: Учить детей делать чёткие отпечатки ладошек, располагая их на поверхности плоскостной фигуры бычка. Познакомить детей с чёрным цветом. Закрепить умение узнавать и называть белый цвет. Формировать умение отвечать на вопросы. Продолжать формировать умение детей слушать и рассказывать потешки. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров их обозначению в речи.
Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным фольклорным текстом.
Воспитывать гуманные чувства к животным, используя фольклорное слово.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Словарная работа: активизация словаря – коровушка, коровка, бычок; обогащение словаря – пастушок.
Предварительная работа: рассматривание слайдов с изображением коров с телятами, видео коров, пасущихся на лугу; заучивание потешки «Гу-ту-ту».
Приё мы работы: игровая ситуация; художественное слово; приём пассивных действий; указания.
Материал: демонстрационный материал – большие плоскостные фигуры коровы и бычка, 2 колокольчика на ленточках, губка, блюдце с чёрной гуашью, телевизор, аудиозапись с мычанием коровы, аудиозапись «Песенка про солнышко» муз. А. Филипенко. слова Т. Волгиной, костюм казачки для педагога; раздаточный материал - влажные салфетки, чашки с молоком. Планируемые результаты: умеет делать чёткие оттиски ладонью, узнаёт и называет чёрный и белый цвет; проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту произведения устного народного творчества; общается в диалоге со взрослым, отвечает на вопросы; эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям.
Ход НОД:
Педагог: Здравствуйте, дети.
Дети : Здравствуйте.
Педагог: Рано утром гнала я свою коровку Пеструшку и её сыночка – бычка пастушку, чтобы он их вместе с другими коровушками повёл пастись на лужок. Да Пеструшка и бычок убежали. Не заходили они к вам?
Дети : Нет.
Педагог: Где же теперь искать их? Вот горе - то какое.
(Раздаётся мычание коровы)
Педагог: Дети, чей это голос?
Дети : Коровы.
Педагог: Не моя ли это Пеструшка? Сейчас погляжу.
(Выходит из групповой комнаты и заносит большое плоскостное изображение коровы)
Педагог: Ах ты, Пеструшка, умница моя, подала голос, иди скорее к нам, моя милая.
Раным - рано по утру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му».
Пора тебе, Пеструшка, на луг идти, на травушке – муравушке пастись, чтобы молочка у тебя много было, а дети тебя проводят.
Хороводная игра «Песенка про солнышко».
Под аудиозапись: «Песенка про солнышко» муз. А. Филипенко. слова Т. Волгиной
Дети идут по кругу.
Рано на зорюшке мы вставали
Песенку про солнышко запевали:
«Зорюшка, зорюшка разгорайся,
Солнышко, солнышко поднимайся.
Дети стоят в кругу, понимают руки вверх.
Встань, ясно солнышко, над лугами,
Засияй, лучистое, над полями!
Дети стоят в кругу и хлопают ладошками.
В полюшке цветики расцветают,
Снова головушки поднимают».
Дети идут по кругу.
Песенку солнышко услыхало,
Над зеленым полюшком засияло…
В полюшке, в полюшке мы гуляли,
Алые цветики собирали
Педагог: Ребята, вы любите пить молоко?
Дети : Да (нет).
Педагог: А кашу молочную любите?
Дети : Да (нет).
Педагог: Коровушка, послушай потешку о молочке и каше.
(2 ребёнка рассказывают потешку)
Гу - ту- ту!
Гу-ту-ту!
Вари кашку круту,
Подсипай молочка,
Погудуй козачка!
Педагог: Пеструшка, тебе понравилась потешка?
(раздаётся аудиозапись мычания коровы)
Педагог: Слышите, коровушка говорит, что потешка ей понравилась. Какая же ты, Пеструшка, красивая: вся белая, белая как молочко, а пятнышки у тебя чёрные. Да сколько пятнышек много, поэтому тебя Пеструшкой и назвали. Одни пятнышки большие, а другие маленькие. Все чёрные – пречёрные, чёрные пятнышки у Пеструшки. Дети, подойдите к коровушке и обведите пятна пальчиком.
(Дети подходят к плоскостному изображению коровы и обводят пятна пальчиками)
Педагог: У коровушки пятнышки большие и маленькие. Какого цвета пятнышки у Пеструшки?
Дети : Чёрного цвета.
Педагог: Какого цвета шерстка у коровушки?
Дети : Белого цвета.
Педагог: Глаза у Пеструшки большие, ласковые, на голове рога. Где у коровушки рога?
Дети : На голове.
Педагог: На ногах у неё копытца точёные, хвост с кисточкой, чтобы мух и комаров отгонять. Посмотрите, на шее у колокольчик висит. Заблудится Пеструшка – по этому звону я или пастушок найдём её. Дети, поиграем с коровушкой?
Дети : Да.
Пальчиковая игра «Коровушка»
Коровушка, коровушка,
(Качаем головой)
Рогатая головушка.
(Показываем указательными пальчиками рожки на голове)
Малых деток не бодай,
(Грозим пальчиком)
Молока им лучше дай!
(Складываем ладошки вместе, в «мисочку»)
Педагог: Играем мы с тобой, Пеструшка, веселимся, а где же твой сынок – бычок? Заблудился? Позови, коровка, своего сыночка, а дети тебе помогут.
Звукоподражание и артикуляционное упражнение «Корова».
- Давайте помычим громко, как корова: му-у. Как корова пожуем.
(Жевательные движения нижней челюстью).
(бычок – младший воспитатель - мычит за дверью)
Педагог: Дети, слышите, бычок откликается.
(педагог выходит из группы и возвращается с плоскостной фигурой бычка)
Педагог: Бычок. Бычок,
Смоляной бочок,
Бодучие рожки,
Резвые ножки.
Му-му-му!
Что же ты, бычок, такой грустный? В чем же дело? А, поняла, мама коровка такая нарядная - чёрных пятнышек много, а у тебя ни одного. Не грусти, дети тебе помогут : подарят много больших и маленьких чёрных пятнышек. Ребята, подходите ко мне, я каждому на ладошку положу пятнышко, и вы подарите его бычку.
(Педагог обмакивает губку в блюдце с чёрной гуашью и поочерёдно рисует пятна на ладошках детей, дети подходят к фигуре бычка и делают на ней оттиски, младший воспитатель вытирает руки детей влажными салфетками)
Педагог: Посмотрите, как бычок стал похож на свою маму. Пеструшка, иди с сыном на лужок. А чтобы ты легко могла найти бычка, если он снова потеряется, повесим ему колокольчик на шею. У мамы коровушки колокольчик большой, она ведь большая, а бычок маленький, и колокольчик у него тоже маленький. Пеструшка тебя пастушок ждёт, он отведёт вас с бычком на лужок пастись. До свидания, коровка и бычок!
Итог:
Педагог: Кто сегодня у нас был в гостях?
Дети : Коровка.
Педагог: Кто ещё гостил в нашей группе?
Дети : Бычок.
Педагог: Вам понравилось играть с коровкой?
Дети : Да (нет).
Педагог: Мы помогли Пеструшке найти своего сыночка – бычка?
Дети : Да.
Педагог: Что мы сделали, чтобы бычок отозвался?
Дети : Мы замычали.
Педагог: Что мы подарили бычку?
Дети : Пятнышки.
Педагог: Какого цвета пятнышки?
Дети : Чёрного цвета.
Педагог: Что ещё мы подарили бычку?
Дети : Колокольчик.
Педагог: Зачем нужен колокольчик?
Дети : Чтобы бычок не потеряется.
Педагог: Корова большая и колокольчик у неё, какой?
Дети : Большой.
Педагог: Бычок маленький и колокольчик у него, какой?
Дети : Маленький. (если дети не отвечают на вопрос педагога, то педагог проговаривает ответ)
Педагог: Вы помогли коровке найти своего сыночка – бычка, подарили ему чёрные пятнышки и колокольчик. Молодцы!
Приложение №8
Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе.
«Много, мало, один».
Цель: продолжать развивать умение различать количество предметов, используя слова один, мало, много.
Задачи :
•Продолжать формировать умение определять, где один предмет, а где много или мало;
•Развитие внимания, мыслительных операций (анализ, сравнение);
•Развитие познавательной мотивации.
•Развитие навыков взаимодействия со взрослым и сверстниками;
•Формирование умения работать в коллективе.
•Развитие навыка диалогической речи.
Оборудование: зайчик – игрушка, корзинка с мячиками, мелкие игрушки.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Упражнение «Подари улыбку».
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Выполнять движения по тексту)
Основная часть.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел зайчик. Давайте поздороваемся с ним! Здравствуй зайчик! (Зайчик плачет). А что у тебя случилось, почему ты плачешь?
- Я бежал в лесу по дорожке, нес корзинку с мячиками, чтобы поиграть со своими друзьями – зайчишками. Я очень испугался волка и потерял все мячики!
- Мальчики и девочки, давайте подарим зайчику наши мячики для игры (достает корзинку с мячиками).
Сколько же здесь мячиков, ребята? (Много)
А сколько зайчиков у нас в гостях? (Один)
Когда зайчик играл, половина мячиков укатилось! (Убрать часть мячиков). Сколько теперь мячиков в корзине? (Мало)
Ребята, сейчас возьмите каждый по мячику. Сколько мячиков вы держите в руке? (Один)
А теперь положите мячики обратно. Сколько стало мячиков в корзине? (Много)
Дидактическая игра «Один – много».
. - Ребята, сейчас мы с вами будем играть в игру и находить разные предметы. Давайте посмотрим, чего у нас в много?
(Предложить детям закрыть глаза, а в это время убрать несколько игрушек или оставить одну).
- Дети, посмотрите, сколько игрушек стало? Как вы думаете, почему так получилось? (Провести несколько раз). Молодцы!
Физкультминутка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (Делаем ручками ушки на голове и ими шевелим)
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (Хлопаем в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (Прыгаем)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
Итог.
- Давайте попрощаемся с зайчиком! До свидания, зайчик! (Уходит)
Ребята, кто к нам сегодня приходил в гости?
Сколько было зайчиков?
Что мы подарили сегодня зайчику?
Сколько было мячиков?
Вам понравилось играть вместе со мной и зайчиком?
Список литературы
1. Иванова А. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ. Творческий центр «Сфера» М., 2007.
2. Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду. Методическое руководство. Составитель Т. Н. Доронова «Просвещение», М 2006
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ Творческий центр «Сфера». М 2006
4. Васильева, М. В. Программа воспитания и обучения в детском саду : метод. пособие / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд. испр. и доп. - М. : Мозаика- Синтез, 2005. -208 с.
5. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова. - М. : Айрис-пресс, 2008.-208с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
6. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова. - М. : Айрис-пресс, 2008.-208с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
7. Дерюгина М. П. Детское питание. : / М. П. Дерюгина. - Мн. : ООО «Хелтон», 1997.
8. Ильин М. «Сто тысяч почему» : / М. Ильин -изд. Детская литература, 1960.- 125с.
9. Змановский, Ю. Ф. К здоровью без лекарств. : / Ю. Ф. Змановский. - М. : «Советский спорт», 1990.-С. 64: ил.
10. Панфилова, Н. Е. Молоко и здоровье. : / Н. Е. Панфилова – Минск: «Урожай», 1972. – С. 35: ил.
11. Полная хрестоматия для детей с методическими подсказками М. 2008 г.